Raphael cada día
Клуб искусств Вива Рафаэль!
Продолжаем рассказ о художнике Нине Черноваловой
Сегодня мы продолжаем рассказ в нашей рубрике о Нине Черноваловой, у которой совсем недавно прошла выставка, где были широко представлены ее работы.
Основой для этой публикации послужили материалы из каталога, который Нина Черновалова сочла возможным подарить нашей редакции.
En español
А начать стоит с того, чтобы вновь обратиться к теме, которая уже была представлена на наших страницах.
Это небольшое возвращение к тому, о чем мы уже рассказывали, позволит лучше воспринять те работы, с которыми мы с огромным удовольствием хотим познакомить вас сегодня.
Клуб искусств Вива Рафаэль! Выпуск I
Клуб искусств Вива Рафаэль! Выпуск II
Сегодня же мы расскажем о портрете, который в творчестве Нины Черноваловой, пожалуй, занимает основное место. Именно этот жанр позволил ей полностью реализовать себя и как художнику и как личности.
Прошлой осенью Нина приняла участие в большой профессиональной выставке Союза Художников города Ульяновска. Это была ежегодная выставка в рамках проекта "Пластовская осень".
Raphael. Портрет великого испанского артиста. 2014
На ней Нина представила серию работ и, в том числе, портрет Рафаэля, который получил массу отзывов от посетителей выставки, которые с восторгом узнавали и вспоминали Рафаэля...
"Посмотрела портрет Рафаэля - какая-то немыслимая "бетховенская" энергетика в его шевелюре и общем настрое! Я - восхищена!"
Писатель Лидолия Никитина, член Союза писателей СССР и России.
Нина создала свой особый мир, в котором она сама, модель и зритель слились в некое единство, и в результате под ее кистью родились замечательные художественные образы.
"Лика". Портрет дочери. 1985
Одаренная свыше ярко выраженным, самобытным талантом, она пишет портреты, наполненные внутренней силой, насыщенные самобытной цветовой гармонией, которая, в итоге, работает исключительно на раскрытие внутреннего мира ее героя.
Каждое прикосновение кисти к холсту — это новый штрих к раскрытию образа.
Точность рисунка, экспрессивность цвета и композиции, сдержанная декоративность, чуткость моделирования живописных нюансов — вот что характерно для ее портретов в целом.
"Автопортрет с розой "Глория Дэй". 1985
Портретное творчество Черноваловой берет начало в эстетике модернизма и экспрессионизма.
Базируется оно на классическом профессиональном образовании, которое дало возможность выработать собственный художественный стиль, утонченное понимание формы и цвета.
"Лилиана". Портрет артистки. 1999
Ее портреты, как, впрочем, и все остальные работы, выполненные в других жанрах, - это плоды сложной духовной деятельности и долгих раздумий, которые ясно ощущаются при знакомстве с работами.
Содержание каждого портрета — это не только и не столько физическое сходство с портретируемым (умение передать внешнее сходство — особый дар художника от природы), а бесконечно глубокие размышления, благодаря которым и состоялось очень точное проникновение Нины Черноваловой в чувственный мир ее героя.
Портрет искусствоведа Галины Савиновой. 1990
В ее портретах удивительным образом сочетаются душевный порыв и движение цвета.
"Лика". Портрет дочери - это портрет конкретной личности, вместивший в себя просторы лугов и ленты тихих рек, портрет, с которого немыслимо сделать копию или повторить. Если бы это не был портрет реального человека, то в духе Тёрнера его следовало бы назвать «Полдень в конце июня, когда еще поют птицы».
Единственный тревожный аккорд — кружевная надпись вокруг шеи, напоминающая «NON» в картине Анри Матисса «Разговор».
Каждый портретируемый для художника Нины Черноваловой — это новый мир, который дает возможность автору прибегать к оригинальным приемам изобразительного повествования.
Портрет архитектора Галины Сорокиной. 2004
Некоторые портреты вызывают музыкальные ассоциации. Один быстрый взгляд, и вот уже слышится произведение, созвученое с шопеновским этюдом. Иногда темные, холодные тона полотен, наполненные романтической грустью, — словно струна в ожидании прикосновения.
Чем дольше всматриваешься в широкие линии, создавшие формы, тем бархатней слышится их голос.
Более подготовленный и художественно образованный зритель, помимо физического сходства с портретируемым, оценивает психологическое сходство и эстетическое воздействие портрета.
"Странник". 1996
В какой-то момент физическая похожесть портрета уступает место наслаждению мастерством живописца, манерой и техникой письма, рисунком, цветовой образностью и композиционными находками.
В портретах Черноваловой зрителю представляется пиршество эстетических удовольствий.
Ее портреты — это не картины: они самодостаточны и не требуют литературных пояснений и дополнений. Практически во всех отсутствуют фоны.
Фантазер. 1997
Лишь изредка в них встречаются декоративные вставки, задача которых — подчеркнуть образ, стать символом.
Чувственные образы наделены глубиной размышлений, они будто вступают в диалог со зрителем.
Многие портреты словно монологи: перед ними можно стоять долго, и каждое мгновенье будет приносить радость общения.
Когда представление о натуре сложилось в сознании художника, техника и форма обретают свободу — в это время рождается чарующая неповторимость образа.
Портрет искусствоведа
Галины Ермаковой. 1987
Умение увидеть глубину характера модели, раскрыть его придает художественным образам Нины Черноваловой достоверность.
Техника монотипии — это графическая импровизация, доступная художнику, виртуозно владеющему рисунком и композицией.
К ней Черновалова обращается, создавая портреты, проникнутые особой утонченностью образов.
"Я - бог полуденного света". 1992
Для достижения портретного сходства это довольно рискованная техника, но именно так ей удается передать глубину и движение, а также изысканность и атмосферу поэтического мира искусствоведа в портрете Галины Савиновой.
В технике монотипии Черновалова скупыми средствами достигает яркости и выразительности гравюр XVI – XVII веков.
Иные работы Нины Черноваловой - словно пружины, готовая вырваться за пределы рамы. Широкие пастозные мазки. Никакой мелочи. Крупно, размашисто и элегантно.
Один виртуозный штрих — и достигнуто почти фотографическое сходство.
Портрет скульптора Пана Здислава. 1999
Этот штрих, как заключительный аккорд, превращает скромный по размерам портрет в симфоническую поэму чувств. Невозможно оторваться от гипнотического свойства, рожденного в творческом экстазе.
Умение создавать образы без сентиментальности и угодничества перед заказчиком для настоящего ценителя искусства значит многое.
Этим объясняется круг героев Нины Черноваловой — это деятели культуры, поэты, архитекторы.
Автопортрет в красной шляпе. 1991
Сочетание глубокого реализма с экспрессивностью и умеренной театральностью превращают портреты в поэтические афоризмы нашего времени.
Таким образом, Черновалова открыла мир реалистического и артистического портрета нашего современника. Пожалуй, трудно найти что-либо похожее в новейшей портретной живописи.
Через частное ей удалось выразить перемены, произошедшие с человеком на рубеже XX и XXI веков в России.
"Город". Портрет-композиция. 2002
Нина Черновалова — это личность, которая не стремится связывать себя с эпохой: она просто оберегает мир своих чувств, в ней проснулось осознание ценности собственной личности — и это ей удается передать в портретах. В этом состоит достоинство и общественная ценность ее искусства.
По материалам буклета
"Нина Черновалова.
Портрет. Живопись. Графика"