Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Неаполитанские песни в неполитическом аспекте

Raphael cada día

29.06.2015

Неаполитанские песни в неполитическом аспекте


Концерт Евгения Понасенкова в Москве

Давненько не бывала я на таком многолюдном интимном вечере. Салон ДК «Гайдаровец», уже неоднократно становившийся местом проведения встреч Евгения Понасенкова со зрителями – как на лекциях «вживую», так и на съемках передач для телевидения, был переполнен, как это бывало тут в золотую эпоху XVIII и XIX веков, когда в старинной усадьбе, первым владельцем которой был Василий Толстой, прадед поэта Ф.И. Тютчева, собирались гости.

Слушатели в не самый большой зал набились как… не будем поминать тощее чешуйчатое создание, скажем иначе: как благородные устрицы в устричный садок, допустим, сэра Генри Ризли, третьего графа Саутгемптона. Так что для того, чтобы разместить всех желающих, даже пришлось пустить в оборот запасные стулья, стыдливо спрятавшие свои железные спинки за последним рядом.

И, более или менее удобно устроившись в рядах, подступавших к самой сцене (если можно так именовать три метра, оставшиеся Евгению Понасенкову и трем сопровождавшим его в этой артистической эскападе дамам), зрители приготовились потакать очередным слабостям Евгения. В данном случае эти слабости проявились в обращении к неаполитанским песням и поэзии, с обещанием ответить в конце встречи на вопросы зрителей.

А поскольку среди них находились представители столичной культурной элиты (стоит хотя бы упомянуть, наверное, самого известного музыкального критика Москвы Артура Гаспаряна и популярнейшего актера Олега Харитонова, легендарного майора Туманова из сериала "Паутина"), можно было ожидать самых неожиданных поворотов.

Дуэт Евгения Понасенкова с Кристиной Никифоровой.

Выйдя в зал походкой утомленного солнца, облаченный в черное с головы до ног Евгений произнес панегирик конферансье, посетовав на то, что работая в двух лицах, он не имеет шанса отдохнуть в перерывах между номерами (правда, чуть позже такую возможность ему обеспечил загулявшийся по родному району, но все же добравшийся до места назначения Владимир Вишневский).

И, представив своего аккомпаниатора, занявшего место за белым роялем, лауреата международных конкурсов Анну Давыдову, начал выступление с мелодии, задавшей тон первой, лирической части вечера: «Песни любви» Чезаре Биксио, коей немедленно очаровал всех дам, которых в процентном отношении в зале было несколько меньше, чем на сцене, так что фраки присутствовали почти в том же количестве, что и кринолины, и сорвал первые овации.

А подобной белому ангелу Кристине Никифоровой, исполнившей трогательную арию из комической оперы Пуччини (чувствуете, какой контраст?) «Джанни Скикки», в полной мере досталось внимание сильной половины рода человеческого и заслуженная порция аплодисментов.

Поет великолепная Светлана Злобина.

Но уже во время третьей, исполненной дуэтом вещи - «Запретной мелодии» Станислао Гастальдона, возникло желание действительно запретить ее исполнение – казалось, что раскаты понасенковского тенора во время оглушительного финала грозили снести с потолка остатки старинной лепнины и обрушить стены салона.

Дуэт Евгения Понасенкова со Светланой Злобиной.

Зрители немного смогли перевести дух, когда на сцену вышла лауреат международных конкурсов, участница проекта «Большая опера» Светлана Злобина с арией Лауры из бессмертного «Каменного гостя» (вот уж кому не страшны тектонические потрясения), но расслабление продлилось недолго – вскоре она подобно черном смерчу закружила слушателей в сегидилье, преобразившись в буйную Кармен, заодно продемонстрировав публике гордую прелесть осанки.

А дуэт из «Веселой вдовы», спетый с Евгением, заставил слушателей сопереживать героям, подняв еще выше степень эмоционального накала. И лишь небольшую передышку зрители получили во время этюда Скрябина, исполненного Анной Давыдовой.

За романсом Римского-Корсакова последовала одна из любимых вещей Евгения – узурпированная им ария Земфиры «Старый муж», пропетая с подлинной страстью, лукавством и столь многослойным подтекстом, что оставалось только отложить в сторону критическое перо и наслаждаться артистизмом исполнения.

Кстати, мастер-класс сценического поведения, который по ходу своего вечера устроил Евгений, решивший к знанию нот, которое дала его партнершам консерватория, добавить умение улыбаться, кланяться, и уходить с подмостков, получив удовольствие от своего выступления и заставив публику испытать восторг, оказался приятным и нелишним дополнением к этой встрече артиста и его поклонников.

Поэт Вишневский дал маленькую передышку Евгению Понасенкову.

И золотым аккордом прозвучал фокстрот «Джон Грей», ставший крупинкой соли, придавшей пикантности неаполитанско-оперному лакомству, которым Евгений потчевал своих гостей в это вечер.

Вторая часть также началась несколько необычным способом. Лирическим¸ эстетски-изысканным произведениям Бодлера, Готье, Верлена, Ахматовой и Кавафиса в которых «нет призыва», Понасенков предпослал монолог Фамусова, где язвительная ирония осовременила великое «философское размышление», отразив хронологически нейтральный и непреходящий характер тех неприглядных явлений, над которым ломает голову этот успешный и в общем-то не самый глупый чиновник дворянских кровей.

После окончания концерта Владимир Вишневский и Артур Гаспарян
ожидают своей очереди пообщаться с героем вечера.

Евгений великолепно, как и всегда, вживается в образ московского барина, резко контрастирующий с имиджем утонченного ценителя изящного, который закатывает глаза, мечтая о Непале, отыскивая в окружающем мире тайное сродство и подбирая под себя исполинские крылья, мешающие ходить по земле. (Несколько перьев из оных хотел было повыщипать Вишневский, но дружеская пикировка закончилась вничью, немало повеселив зрителей, наслаждавшихся остроумным диалогом двух приятелей).

Олег Харитонов говорит о своих впечатлениях.

Третья часть была посвящена вопросам зрителей, который больше всего интересовали перспективы продолжения цикла его лекций, театральные планы Евгения и судьба фильма «Мистерии Неаполитанского залива». Планов, как и должно быть, оказалось немерено, и Понасенков пообещал своим слушателям увлекательное будущее, насыщенное новыми встречами.

Автограф на память представителю сайта "Вива Рафаэль!"

А после завершения официальной части, по обыкновению, начались приватные беседы - ведь когда вместе собирается так много интересных людей, общение хочется продолжать и продолжать. Полагаю, что у меня еще будет возможность встретиться с Евгением и рассказать о тех новых и необычных открытиях, которым он сочтет необходимым поделиться со своими почитателями.

Алисия Кучан




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.