Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Евгений Понасенков рассказывает

Raphael cada día

30.03.2017

Евгений Понасенков рассказывает


Как научная лекция может стать захватывающей

Двадцать третьего марта  в ЦДЛ с огромным успехом прошла лекция друга нашего издания Евгения Понасенкова.

Он рассказал об одной из интереснейших проблем исторической науки, по сути, сыграв настоящий научный моноспектакль о значении личности в истории.

 

Дамы в вечерних нарядах с основательными букетами, сердитые молодые люди в очках и с томикам стихов (ли?) подмышкой, богемного вида девушки в длинных юбках и маечках, обнажающих плечи, неопределенного вида особи в джинсах и просторных пиджаках, мужчины, робко сжимающие скромные цветочки, стыдливо замаскированные в оберточную бумагу… вся эта публика, потягивающая шампанское или пробавляющаяся кофейком, ожидала в холле перед Большим залом ЦДЛ начала лекции Евгения Понасенкова. Галстуки-бабочки соседствуют с футболками, декольтированные платья в пол – с расхристанным балахонами, юные парочки прогуливаются рядом с седовласыми или совсем безвласыми мэтрами, а блистательная Анна Шатилова словно ледокол рассекает толпу, расступающуюся перед легендой советского телевидения. 

Толпа, несмотря не некоторую нервозность, вызванную ожиданием, ведет себя весьма корректно, и даже у стойки буфета достаточно свободно и тихо, хотя уже понятно, что налицо аншлаг и зал будет заполнен до предела. Здесь нет случайных людей – все пришедшие в лекторий «Прямая речь» настроены на информативное общение с, возможно, самым универсальным умом нашей эпохи, давно зарекомендовавшим себя профессионалом во многих и практически не связанных между собой областях науки и искусства.

И вот после небольшой задержки распахиваются двери в зал, неброские бежевые стены которого, отделаны темным деревом; сцена с минималистским декором и малиновый бархат кресел в партере, озаренном спускающимися с высокого потолка хрустальными мандаринами люстр, настраивают на серьезный лад и создают адекватную атмосферу для восприятия очередных исторических и артистических откровений на тему «Что такое личность и кто создал мировую историю», которыми, представляя свою революционную концепцию, в очередной (но не последний в этом цикле) раз готов поделиться со своими слушателями Евгений Понасенков. 

И, наконец, стремительным шагом выходит сам мэтр: как всегда элегантный и утонченно одетый! Евгений начинает свою лекцию с неофициального «Привет!», словно камертон, задающего тональность этого научного моноспектакля и обещающего живое неформальное общение с аудиторией, в ходе которого найдется время и для строгого, четко выверенного и в то же время образного и подкрепленного примерами изложения соображений и выводов, и для язвительного юмора, и для ответов на вопросы слушателей.

Определяя причину, подвигнувшую его на прочтение этой лекции, Евгений коротко бросает «давно пора», и говорит об усталости от мифов, изливаемых на головы его современников и соотечественников в СМИ всех сортов, ориентированных на приматов и заслуживающих разве что игнорирования, поскольку более откровенных действий воспитанные люди себе не позволяют. И одним из таких зомбомифов является утверждение «незаменимых нет», из которого логически вытекает, что все homo sapeins’ы - личности (а для тех, кто оной еще не стал, существуют курсы ускоренной подготовки). Тезис, много лет навязываемый в качестве злонамеренной аксиомы, на проверку оказывается ложным и лживым. 

Пожалуй, высказывание Пабло Пикассо «Незаменимых нет, но есть неповторимые» ближе к концепции личности, предлагаемой Понасенковым. В поворотные моменты жизни общества именно отдельные личности дают толчок, определяющий вектор дальнейшего развития и направление траектории общественных процессов, и от их чисто субъективных характеристик, индивидуальных пристрастий, убеждений и даже заблуждений зависит движение исторического процесса. Как звучание оркестра меняется в зависимости от того, кто держит в руках дирижерскую палочку (а Евгений, блистательный артист и певец, прекрасно знаком с этим явлением), так и ход мировой истории обусловлен личностным качествами тех, кто является властителем дум, и, выступая в роли кумира и активно действующего начала, движет массами, изменяя социальные и политические тенденции, создавая нечто новое, или наоборот, мешая его развитию и уничтожая.

Но все это Евгений объясняет, использую немыслимый по масштабу спектр знаний из нейрофизиологии, антропологии, социологии и истории: вероятно, только он один смог охватить все эти науки, а также создать столь оригинальную концепцию, о которой я должна умолчать, потому что сам лектор потребовал не разглашать услышанного. 

Контрапунктом ходульному утверждению «великие люди велики во всем» звучит рассказ Евгения о разочаровании, испытанном им при чтении писем Моцарта и Баха, неожиданно оказавшихся банальными и мелочными. Евгений очень выразительным жестом показывает, с каким удовольствием он бы отправил всю эту пошлость в «печку», хотя этот приговор представляется чрезмерно категорическим. Не всем же дано добиться успеха сразу в нескольких областях знаний, подобно Понасенкову, которому разносторонние знания помогают расцвечивать строгий лекционный материал яркими и подчас очень неожиданными, примерами.

Еще одной характерной чертой личности, по мнению Евгения, является масштаб ее деяний - ведь наличие самых прогрессивных духовных и материальных новинок у одного человека ничего не говорит об уровне развития всего общества. Чтобы выполнить свою роль, лидер должен кардинально изменить менталитет нации, либо, подобно Петру I, полностью подменить целую страну.

При реализации «примата» (именно этот термин использует Евгений) как личности нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как случайность и темпоральные совпадения, которые, добавляясь к характеру, таланту и собственной энергии, создают предпосылки для точечного (в масштабах продолжительности существования человеческой культуры), но мощного воздействия, создающего точки бифуркации и превращающие линию поступательного движения в синусоиду взлетов и падений. Иными словами – без выдающихся личностей, людей, которые думают (и не боятся покемонов), цивилизация обратилась бы в застойное болото… 

Но я еще и еще раз должна подчеркнуть, что я не имею права рассказывать о фактах и выводах лектора…

Пересказать то, что происходит на сцене, невозможно – это театральное действо, которое надо видеть; Евгений в ритме своей то плавной, то неистовой и громоподобной речи двигается по сцене, разворачиваясь на знаках препинания или замирая в паузах, привлекающих внимание к главным тезисам, и время от времени обращаясь к залу с вопросом.

И, надо отметить, аудитория платит ему той же монетой – после лекции из зала было подано множество вопросов, свидетельствующие о безграничном доверии к эрудиции Евгения (были и очень забавные: «есть ли в соборах Европы подлинные мощи святых?») и его предикторским способностям («когда в нашей стране родится Дюрер?» и «будет ли послабление перед выборами?»).

Слушатели продемонстрировали желание получить практическое руководство к действию («Что мешает развитию личности в бытовом смысле?» - «Всё» и «Как найти альбом Рафаэля?» - «Это к Наталье Арутюновой»), а также интерес к его личной жизни (на вопрос «Ваше любимое занятие?» - Евгений ответил просто и красиво: «Слушать музыку и целоваться», но и «Есть ли потаенный смысл в Ваших кольцах?» - «Нет, но этому 2 тысячи лет, этому 300 и он куплен в Венеции…»). Самая лаконичная записка гласила: «Вы - лучший!» В ответ на вопрос «Откуда у Вас силы на принципиальность?» Евгений ответил: «Это совесть». И это, наверное, ключевое слово, которое всегда надо помнить, говоря об этом универсальном ученом, артисте и общественном деятеле. 

После окончания официальной части Евгению было вручено множество букетов с самыми восторженными словами, включая поздравления с недавним днем рождения, а когда он спустился в зал (поклонники буквально молили взглядами!), его, несмотря на позднее время (лекция продолжалась почти три часа), просто блокировали около сцены, устроив блиц-опрос и импровизированную фотосессию. Присутствовавшие в зале в большом количестве молодые люди снова наперебой задавали вопросы и стремились сделать на память об этом удивительном вечере «селфи» рядом со своим кумиром.

И только отчаянные усилия персонала помогли Евгению вырваться из кольца поклонников и, надо надеяться, единомышленников, чтобы проследовать на неофициальную завершающую часть вечера – небольшой банкет в расположенном в этом храме литературы Арт-кафе, где мэтр продолжил отмечание своего дня рождения в кругу добрых друзей, представителей московской творческой элиты, талантов, соответствующих уровню этого неординарного многогранного дарования. Среди них были: Анна Шатилова, Лев Прыгунов, Алексей Остудин, Нина Нацкая, Александр Журбин и другие.

 Алисия Кучан




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.