Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Путевые заметки из Испании. V

Raphael cada día

25.07.2017

Путевые заметки из Испании. V


На берегу Бискайского залива: Сантьяго  - в объятиях апостола

25 июля – день Святого Иакова, небесного покровителя Испании, не чуравшегося чудесных появлений на полях сражений, по причине которых он стал считаться вдохновителем Реконкисты и получил неполиткорректное прозвище Matamoros - истребитель мавров. 

Считается, что, многие посёлки и города Испании также находятся под его покровительством апостола, и 25 июля в них проходят светские и религиозные мероприятия: процессии, мессы, публичные молитвы, народные гулянья и  концерты. Особенно широко, на протяжении целой недели, этот праздник отмечается в Галисии, главный город которой назван в честь этого апостола

Городской собор считается третьей святыней католического мира (после Иерусалима и Рима), и благодаря ему Сантьяго стал настоящей меккой для набожных пилигримов со всех концов света. Город наводнен паломниками и туристами, воображающими себя паломниками: у многих в руках приобретенные  в ближайшей сувенирной лавочке посохи с ракушкой морского гребешка. Это главный символ Пути Сантъяго, так как раковины, подобранные на морском берегу, служили доказательством того, что паломники дошли до "края земли".

Собор главенствует над городом и виден практически с любого места, а еще его можно увидеть на испанских медных евроцентах

По преданию, останки апостола Иакова (в испанской огласовке Яго) после его мученической кончины в 44 году были положены в лодку, отпущенную в плавание по волнам Средиземного моря, которая самостоятельно приплыла в Испанию, где святой побывал со своей миссией еще при жизни, и благополучно причалила к берегу в дельте реки Улья. В 813 некий монах, следуя за путеводной звездой, обнаружил эти мощи, и в 896—899 годах по приказанию короля Альфонсо III над мощами была возведена небольшая церковь, а место было названо Компостелла (от campus stellae - место звезды).

Сам Иаков, бывший рыбак, а посмертно - рыцарь Иисуса Христа, начал считаться покровителем Реконкисты, но, несмотря на заступничество апостола, в 997 году Сантьяго-де-Компостелла был взят аль-Мансуром, а собор разрушен. Однако мощи остались нетронутыми.

Согласно легенде, останки апостола Иакова захоронены в кафедральном соборе, являющемся конечным пунктом знаменитого Пути Святого Иакова, проходящего по части Франции и Испании. До сих пор паломники повторяют этот маршрут, причем самые набожные проделывают его пешком, как и сам апостол - ведь для получения сертификата надо преодолеть не менее 100 км пешком или 200 км на велосипеде, делая по дороге отметки в своем паспорте пилигрима.

  

Ну, а некоторые считают достаточным подвигом перелет из Москвы в Мадрид, несколько часов в поезде до А Коруньи, автобус до Сантьяго и пешую экскурсию через весь город до собора. Проделав сей долгий путь, я сочла возможным совершить обряд, которым каждый честный католик должен завершить свое паломничество - зайти в собор и обнять апостола. В самом прямом смысле слова!

Собор в Сантьяго – это огромный ансамбль, в архитектурном плане богато наделенный всем, что требуется в соответствии с эстетикой барокко: у него четыре фасада, соответствующее число башен с часами и колоколами, ворота, портики, лесенки; его  стены украшены резьбой и скульптурными изображениями. Почти во всех сторон он окружен монастырями, так что получается, что перед ним образовалась как бы традиционная для Испании квадратная Пласа Майор - главная площадь.

Внутреннее пространство, как и положено, роскошно декорировано. Витражи, не пропускающее внутрь и так неяркое северное солнце, создают таинственный полумрак. Боковые инсталляции (самое подходящее название для причудливых плодов витиеватого барочного гения) надолго останавливает внимание, так что обходить эти семьдесят пять метров святости приходится четыре раза: сначала вдоль стен, а затем по центру.

 

Рассмотреть все, конечно, невозможно, даже если провести в соборе целый день - ведь огромные многофигурные композиции требуют пристального внимания, а в изобилии золотых деталей декора, слепящих глаза, можно просто потеряться. Убранство собора впечатляет своим вкусом и роскошью, но в таких местах  у меня вместо возвышенных раздумий о божественном возникает мысль о величии человеческого гения и об огромном кропотивом труде тысяч ремесленников, годами воплощавших в дереве и камне всю эту красоту.

Ну, а в логическом центре собора находится изваяние апостола Иакова, восседающего на золотом троне. Вход в святая святых закрыт для посторонних, то есть для всех, кроме служащих этого собора, так что полюбоваться на богатство алтаря можно только издалека или через стеклянные окна в кованых переплетах, расположенные между резными парным колоннами, огораживающими тыльную часть святилища.

Но в задней стене санктуария есть две незаметные (почти) дверцы, ведущие на крутую лесенку, поднимающую к самому трону. Отстояв всего полчаса в устращающей на вид, но очень быстро двигающейся очереди, растянувшейся на половину собора, я поднялась по узким ступенькам и оказалась на площадке прямо за спиной изваяния апостола и быстренько, но с большим удовольствием обняла за плечи легендарного святого. Снять сей торжественный момент было невозможно, так как скорость прохода там сопоставима с той, которую демонстрирует толпа, пробегающая по московскому мавзолею. И съемка, естественно, запрещена, о чем предупреждают при входе в святилище.

Каноническое объятие выглядит вот так

Сойдя вниз, я вместе со всеми спустилась в подвальный этаж, так как прямо под алтарем находится уцелевшая от храма времён Альфонсо Великого крипта, где покоятся сами мощи святого. В 1589 они были спрятаны ввиду предполагаемого нашествия английского флота, да так основательно, что были снова обнаружены лишь в 1879. Их аутентичность была сертифицирована самим папой, так что я с должным пиететом пробежала по узкому подземному коридору, полюбовавшись на серебряную раку - единственное, что доступно для обозрения.

Кстати, в соборе довольно много туристов из арабских стран (или, возможно, из двух испаснких мусульманских анклавов на территории Северной Африки), и даже в очереди к трону апостола стояли дамы в характерных одеждах и головных уборах. Так что, похоже, мавробойцу за давностию лет простили его военные подвиги.

И еще одно наблюдение. В соборе витает особый аромат, пропитавший воздух и даже, кажется, сами стены, на который я сразу же обратила внимание. Он настолько специфический и мощный и так врезался мне в память, что даже сейчас, когда я пишу эти строки и рассматриваю сделанные в соборе фотографии, я снова чувствую его. Возможно, кто-то назовет это ароматом веков или благоуханем святости, но я бы сказала, что это четко - выраженный – запах – тления!

Продолжение следует - Continuacion sigue

Алисия Кучан

 




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.