Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día

Raphael cada día

14.02.2018

Музыкальная пауза в середине недели с Ириной Сапуновой


«Перец и соль» Эльвиры де Идальго

Многие годы было принято вспоминать испанку Эльвиру де Идальго только как педагога великой греческой певицы Марии Каллас. Вот что писала Мария в своей книге «Уроки Марии Каллас».

«Как и моя преподавательница Эльвира де Идальго, я начала учиться пению рано. Мне кажется, женщины, как правило, начинают рано. Имейте также в виду, что я гречанка, а де Идальго – испанка. То есть мы обе уроженки Средиземноморья; девушки в этом регионе развиваются рано.

Карьера певца строится, главным образом, в юности; мудрость приходит позже. К сожалению, мы не можем выступать в старости, как, например, дирижеры. Чем раньше мы освоим азы, тем быстрее обретем мудрость.

Де Идальго обладала настоящей школой бельканто, возможно, она была последней наследницей этого великого метода. Я была поручена ее заботам совсем молоденькой, мне было всего тринадцать лет, и она должна была обучить меня секретам и манере бельканто. Эта школа – не просто «красивое пение». Бельканто – это метод, своего рода смирительная рубашка.

Он учит, как подойти к ноте, как атаковать ее, как сформировать легато, как создать атмосферу, как дышать для того, чтобы создать единое впечатление от начала до конца. Должно казаться, что дыхание вы взяли только один раз, хотя в реальности вы поете много маленьких фраз, неоднократно беря дыхание между ними». 

1908 год, ария Розины.

Эльвира де Идальго ( настоящее имя Эльвира Хуана Родригес Роглан) родилась в 1891 году в Испании, в Вальдерробсе (Теруэль), куда она больше никогда не возвращалась. Родителями были Педро Родригес Идальго и Мигела Роглан. В 1902 году семья переехала в Барселону. Таким образом, Эльвира смогла учиться в консерватории у Кончиты Бордалба, а затем уехала в Милан к педагогу М. Видаль.

Ария Розины из оперы «Севильский цирюльник».

В 16 лет она дебютировала в Театре «Сан-Карло» в Неаполе (апрель 1908 года) и стала европейской суперзвездой в роли Розины из «Севильского цирюльника». Музыкальные критики дали ей очень высокую оценку, и через какое-то время об Идальго заговорила вся Европа. Говорили, что ее интерпретация этой роли была лучшей. Она исполняла ведущие сольные партии для колоратурного сопрано на известнейших сценах мира. Ее партнерами по сцене были Титта Руффо, Ф.Шаляпин, Энрике Карузо, Дмитрий Смиров и многие другие. 

С Марией Каллас.

В 1910 пела в «Метрополитен Опера» партию Розины. В 1911 году Эльвира дебютировала в мадридском театре «Реал». Когда в 1912 году Эльвира приехала в Парижский оперный театр, то уже была одной из великих певиц. В 1913 году гастролировала в Петербурге. В 1916 она поет в «Ла Скала», мекке итальянского оперного искусства. Затем будут снова Париж, Лондон, Нью-Йорк, совместная работа с Шаляпиным. С тех пор она совершила много поездок по лучшим театрам Соединенных Штатов, Южной Америки и Европы.

Г. Доницетти «Любовный напиток», ария Адины.

Великий итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи в своей книге о пении и певцах «Вокальные параллели» удивительно точно написал об Эльвире де Идальго. «В годы междуцарствия, когда Мария Барьентос уже отпела свое, а Тоти Даль Монте еще не появилась, пробила себе дорогу уроженка Арагона, испанка Эльвира Де Идальго. Это был ходячий огонь, «саль и пимьента» - «перец и соль»; Розину в «Севильском цирюльнике» лучше нее не воплотил никто. Скульптурные пропорции тела, правильные черты лица, сверкающие глаза и черные как смоль волосы, летящая походка, отчетливая дикция, голосок, звенящий как серебряный колокольчик,- все это наполняло сцену и очаровывало слушателей. Взрываясь фразой «Но задевать себя я не позволю, и будет все, как я хочу», она открывала публике себя, свой способ мыслить, чувствовать и жить на свете.

Она пела Виолетту в театре «Колон» и Джильду в театре «Метрополитен» вместе с Де Люка и Лаури-Вольпи. Вместе с тосканцем, тенором Дино Борджоли она выступала в «Пуританах»: в главной партии этой оперы и услышал ее впервые автор этих строк (1916 год, римский театр «Костанци»). Но ее личность, словно сформированная огнистой, сверкающей музыкой Россини, выявлялась в партии Розины как нигде; экспансивность Розины высвобождала безбрежную экспансивность самой исполнительницы, и душевная порывистость у Идальго органично переливалась в порывистость физическую. Нормой ее пения был эффект. От нее не следовало ждать ни элегической напевности, ни жалобной томности. Всякого рода восходы луны и тихие звездные ночи были не ее стихией. Эту смутьянку породили на свет первобытная сила и знойное солнце Арагона и Андалузии.

«Granadinas».

И невольно думается, что, родись она меццо-сопрано, она смогла бы показать нам идеальную Кармен, такую, какой она вышла из-под пера Проспера Мериме. Так как это оказалось невозможным, Де Идальго отвела душу тем, что создала отменный образ Мюзетты в «Богеме» Пуччини. Мы увидели девушку великодушную и странную, жизнерадостную и благородную. Что могло быть более электризующим, чем это ее «Глаза мои невольно привлекают всех и грозят непокорным»?»

Увы, этот вполне земной, исполненный неистовости голос звучал недолго. Последние его отблески озарили сцену Парижской оперы во время знаменитого концерта. Позже Де Идальго была приглашена в Афины на преподавательскую деятельность, где среди ее учениц оказалась некая Мария Каллас. А подарить миру искусства такую питомицу уже само по себе является заслугой немалой, если даже мы и забыли бы ее сценические и вокальные заслуги, которые, однако, признают все, кто ее слышал».

Считается, что Эльвира де Идальго обладала сопрано сфогато, т.е. сопрано безграничное. В нем сочетаются все 3 основных типа женского сопрано. Главная особенность сфогато - это возможность петь абсолютно все, т.е. идеально владеть всей тесситурой – это меццо-сопрановые партии, тяжелые драматические и колоратурные. Век сфогато из-за нереальных нагрузок очень недолгий.

О личной жизни известно немного… Эльвира в 1915 году вышла замуж за Гвидо Зарабелли и, после его смерти, в конце двадцатых годов, она заключит брак с Армандо Беттом, менеджером казино.

Свои выступления на сцене она закончит в возрасте 43 лет и займется преподавательской деятельностью, хотя иногда будет давать эпизодические концерты до 1936 года и сделает несколько последних записей. В 1936-1949 годах преподавала в Афинской консерватории, в 1949-58 она работала педагогом в Консерватории Анкары, где сопрано Лейла Генсер (Генджер) была ее ученицей (Лейла – известная турецкая певица). В 1959 году Эльвира переехала в Милан, где была избрана пожизненным профессором в «Ла Скала», где провела последние 20 лет, участвуя в различных мероприятиях со своей ученицей Марией Каллас. Умерла Эльвира де Идальго 21 января 1980 года в своей миланской квартире.

«Голубка»

Голос великой певицы Эльвиры де Идальго был наделен теплым испанским тембром, мягкостью и сладостью необычной, интенсивностью и яркостью. Он оставлял впечатление не только хрупкости, но объема и странной силы.

Ирина Сапунова
Майкоп (Россия)

Дополнительные материалы:

 Музыкальная пауза в середине недели с Ириной Сапуновой