Raphael: ¡Qué bárbaro, Raphael! 2014

РАФАЭЛЬ: КАК ВЕЛИКОЛЕПНО, РАФАЭЛЬ! 2014

В субботу у Рафаэля (Мигель Рафаэль Мартос Санчес, родившийся в 1943 в Линаресе – Хаен), находящегося в турне с его симфоническим диском  «De amor & desamor» (Universal) на Palacio Euskalduna не висело объявление «билетов нет», потому что оставалось  лишь несколько непроданных кресел.

Рафаэль

Семь экранов с фотографиями Рафаэля в песне  "Yo sigo siendo aquél».

Суббота, 15 ноября 2014, Бильбао, Palacio Euskalduna.

И вы представили себе концерт из 40 песен, как у любого другого артиста?  Так вот – вы бы соскучились до зевоты. А что вы подумаете, если узнаете, что это рафаэлистское шоу продолжалось столько же, сколько фильм «Интерстеллар»? «Вот наказание», правда? А там на сцене гигантский и неутомимый эготист Рафаэль упорствовал и продолжал свое действо, не прекращая петь, выходя на сцену и уходя с нее (чтобы причесаться?), попивая воду, понемногу танцуя  (как Джеймс Браун, тореро или пижон), поднимаясь и спускаясь по лестницам, являющимся частью декорации,  порой подглядывая в слова песен  на пюпитре («Это мои шпаргалки» – сообщил он), присаживаясь на лесенку из двух ступенек или на рояль (смело!) или на стул (в песне про зеркало... которое он разбивает, бросая в него тот самый стул), на крутящееся кресло на колесиках,  в котором он разъезжает по сцене, танцуя в невидимой шляпе, выпуская стрелы Купидона -  даже со свистом, действуя театрально, словно призрак оперы,  горделиво улыбаясь двум тысячам сидящих перед ним зрителей (было больше молодежи, чем в других случаях, и больше мужчин, чем обычно), и с важностью разглядывая бескрайнюю пустоту, словно морской пехотинец, взгляд которого проникает на тысячу метров... Как воскликнула одна зрительница, выходя из Euskalduna: «просто ужас!». Да, в положительном смысле: автор этой статьи без всяких жалоб наслаждался бы там еще час. 70 евро за самый дорогой билет? Мне кажется, маловато...

Рафаэль

Публика в огромном роскошном аудиториуме  Palacio Euskalduna.

Великолепный Рафаэль, неутомимый на сцене, за 169 минут шоу исполнил 40 песен и пять раз пел на бис (это не считая  электризующей увертюры аккомпанирующего ему квинтета, заставившей возмущаться сидящего сзади сеньора,  который заявил «как громко!»). Это шоу похоже на прошлогоднее (в свое время мы рассказывали о нем), но оно лучше; были качественнее экраны (их семь, и иногда они вспыхивали так: R-A-P-H-A-E-L; да-да, эти семь букв), впечатляющие электроинструменты (не приехали два музыканта, игравшие на медных духовых в прошлом году, но на сцену выходил гитарист – какой перебор струн!). В начале мы вообразили себе, что перенеслись на фестиваль Sonorama, к тысячам очумелых indies, и увидели, как Рафаэль собирает для своей растущей паствы тысячи поклонников.Это был тройной старт – с «Si ha de ser así» (рок-фанк), «La noche» (соул-рок, включающий хохот, словно у современного Джонни Холлидея) и «Mi gran noche» (пропетая публикой, под которую линаресец  вышагивал так, словно был своим собственным имитатором).

Рафаэль

Линаресец Мигель Рафаэль Мартос Санчес  получает энергию от своей публики.

Перед этим надо снять шляпу. Рафаэль, в голосе которого на заднем плане проявляется хрипотца, чувствующаяся на новом диске «De amor & desamor» (Universal) и который иногда, кажется, задыхается, хотя это служит для того, чтобы подчеркнуть театральность происходящего, высек из мрамора испанскую мелодическую песню, цыганский соул в захватывающих каденциях, и мелодрамы в виде коротких историй, выглядящих как клипы. Как я говорил, во Франции Джонни Холлидей пользуется всеобщим уважением, и кажется, здесь заткнул за пояс Loquillo, поклонниками которого мы также являемся, не так ли? Дело в том, что Рафаэлю больше нравится разговаривать на сцене, хотя он не злоупотребляет речами. В субботу на редких отступлениях в Euskalduna он заявил, что мог бы родиться в Бильбао,  пообещал возвращаться каждый год «до самого конца», и заметил: «Мануэль Алехандро - мой любимый композитор,  а также мой биограф». И прибрал почтенную публику к рукам, тысячную публику (в смысле количества, а не возраста), которая снова и снова устраивала ему овации, в знак уважения вставая с кресел, чтобы аплодировать; и кричала «Браво» (все), «красавец, самый красивый» (дамы) и  «классный господин (какой-то мужчина; это почти название должности).

Рафаэль

На сцене секстет: гитара и бас-гитара, рояль и ударная установка без ширмы, певец-звезда и сбоку клавишник.

Эта памятная суббота войдет в наш список лучшего, что было в этом году. В этот великий вечер сват Боно (политика, а не того, что поет в  U2) и оркестр вшестером заставили петь весь зал («Provocación»); певец трагически уподобился Альберто Кортесу («Se fue»), намекнул на коплу («Los amantes»), блеснул свингом («Despertar al amor», которую мог бы написать его последователь Бунбури), отослал зрителей к дуэту Pimpinela без собеседника («Será mejor»), показывал фотографии своей персоны на семи экранах  в глубине сцены («Yo sigo siendo aquél – я все еще тот же, тот же Рафаэль, что и всегда»), вновь вернулся в жизни, как Росио Хурадо («Eso que llaman amor» под спрингстиновское звучание рояля, поверьте в это),дуэтом с акустической гитарой, которой мешало услышанное Пато эхо, исполнил Виолету Парру («Gracias a la vida») и спел фольк со склонов Анд («Cuando llora mi guitarra»), потом рассказал о своей жизни во время гастролей («Un día más»), надел маску йе-йе («Estuve enamorado» с введением, украденным из «Day Tripper» группы Битлз – мы снова представили себя на Sonorama), намекнул на Шопена (воинствующий драматизм в «Cuando tú no estás», она же песня про Лауру)...

Рафаэль

Рафаэль рассказал, что ему часто говорят, что знают  все его песни,  
но он  в этом сомневается, потому что даже он сам все их не знает,  
и поэтому возит с собой свои «шпаргалки», имея в виду книгу на пюпитре.

... чуть не сделал ей выговор,чтобы она простила его неверность («Por una tontería», возможно, на этом вечере это лучшее - там Рафаэль разбивает стакан и  оркестр стремительно отстукивает эпилог; вживую это выглядит гораздо лучше, чем подслащенная версия на диске), устроил черный рок («Detenedla ya», когда уселся на рояль), позволил своему гитаристу играть с эффектным перебором на его Gibson Les Paul («No puedo arrancarte de mí», исполненная в крутящемся кресле), вышел на подмостки в заразительном стиле кабаре («Maravilloso corazón» с хлопками и хором, когда все подпевали ему стоя), взорвался в соул в духе Росио Хурадо («Estar enamorado», с огромным хором зрителей)...

Рафаэль

Прощальный привет с семи экранов, где горят буквы R-A-P-H-A-E-L,
и стоящая публика.

... уподобился Дьянго (удвоив банк в «En carne viva»), показал себя на высоте в пяти вещах на бис: «Escándalo» (работая под рэп и танцуя как робот), «Ámame» (еще один рок с андалузским акцентом перед микрофоном, опять в духе Джеймса Брауна), «Qué sabe nadie» (театральная, изнурительная вещь с гитарным перебором в стиле группы Isley Brothers и вокальной мощью Тома Джонса), «Ante el espejo» (да которое он разбивает, как я уже говорил), «El tamborilero» (мощная волнующая предрождественская вещь) и прощание – «Como yo te amo» (звучащая по нарастающей, соул и цыганщина). Потрясающе, Рафаэль!

Оскар Кубильо
17.11.2014
bilbaoenvivo.wordpress.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 17.11.2014