За два года министерство финансов получило 98 миллионов евро, а кассы потеряли 141 миллион. 2014

 

HACIENDA GANA 98 MILLONES DE EUROS Y LA TAQUILLA PIERDE 141 MILLONES EN DOS AÑOS. 2014

В эти дни повышению НДС на культурные мероприятия до 21% исполнилось два года. Вопрос: есть ли причины праздновать этот юбилей? Ответ: это зависит от отношения каждого из нас с этой цифрой. Если бы НДС на культурные мероприятия отпраздновал свой второй день рождения шумной гулянкой, королем праздника стал бы Кристобаль Монторо: у министра финансов более чем достаточно причин для того, чтобы отметить его песнями и плясками. Мир кинематографа, напротив, не расположен веселиться: он всеми своими силами желает, чтобы НДС в 21% умердо того, как отпразднует еще один день рождения.

Cristóbal Montoro, ministro de Hacienda

Кристобаль Монторо, министр финансов.

Годовщина повышения НДС до 21% 

На протяжении двух лет существования этого налога (с сентября 2012 по август 2014) испанские кинотеатры собрали 1.080 миллионов евро. Министерство финансов забирает 21% от стоимости каждого проданного билета: это 188 миллионов евро (имеется в виду чистый доход). 

Мы говорим о цифре министерского рекорда, но чтобы понять ее во всем ее величии, необходимо привести более широкий контекст.

Сейчас Минфин получает с кино в два раза больше, чем до введения «ЭТОГО НДС». 

В предшествующие два года (сентябрь 2010 – август 2012) размер НДС, применяемого к культурным мероприятиям, составлял 8%. На протяжении этого времени испанские кинотеатры собирали 1.221,15 миллионов евро. Тогда Министерство финансов получало 90,46 миллионов евро.

С тех пор, как появился ЭТОТ НДС, кассовые сборы упали на 11,6%, а сборы Министерства выросли вдвое. Великий парадокс НДС на культурные мероприятия заключается в том, что чем хуже идут дела у кинематографа, тем лучше Минфину. И где сказано «кинематограф», можно сказать «театр» или назвать любую другую отрасль культуры, пострадавшую от новой ставки.

Эта рекордная цифра (188 миллионов евро, собранных за два года) также резко контрастирует с падением объема помощи кинематографу. Фонд помощи кинематографии, выдающий оспариваемые субсидии на фильмы, продолжает снижение выплат: 89,3 миллиона евро (2010), 76 миллионов (2011), 49 миллионов (2012), 39,2 миллиона (2013) и 33,70 миллиона (2014). 

Сейчас государство получает с билетов в два раза больше, чем тратит на субсидии.

Следовательно, в прошлом году государство заработало 88 миллионов евро на билетах и потратило 39,2 миллиона на субсидии. То есть кино, спорный сектор, сидящий на дотациях, стал для государства источником богатства.

В этом веке испанские залы установили свой рекорд сборов в 2004 году: 691,60 миллионов евро. И даже в том году счетМинфина не приблизился к цифрам сборов за последнее время: от 51,3 миллионов евро, полученных Министерством в 2004, мы перешли к 88 миллионам евро в 2013, и это при том, что показатель кассовых сборов в прошлом году был самым плохим за двадцать пять лет.

Несколько месяцев назад президент академии кино Энрике Гонсалес Мачо, когда его спросили об этом парадоксе, ответил нашей газете такими словами:

«Это очень просто: это чисто математическая задача. Если НДС понимается с 8% до 21%,его надо поднимать резко. Главное здесь не то, что Минфин побьет свой рекорд объема сборов, а последствия введения этой цифры. Другой стороной монеты является тот факт, что в 2013 году закрылось 400 кинотеатров, были потеряны тысячи рабочих мест и пострадала вся промышленная индустрия кино. Сборы, полученные от ввода нового НДС, этого не компенсируют».

Число кинозрителей в Испании на протяжении десятилетия продолжало снижаться: 143,93 миллионов (2004), 127,65 (2005), 121,65 (2006), 116,93 (2007), 107,81 (2008), 109,99 (2009), 101,60 (2010), 98,34 (2011), 90 (2012) и 80 (2013).

Испанский НДС на культурные мероприятия является самым высоким в Европе. Во Франции он равен 5,5%, в Германии - 7%, а в Голландии -  6%.

Случай Франции уникален. В 2013 Правительство решило снизить НДС на культурные мероприятия на два пункта в ответ на протесты киноиндустрии, очень влиятельного сектора в политике соседней страны. Исабель Жиордано, отвечающая за продвижение на внешних рынках французского кино (Unifrance), несколько месяцев назад объяснила это в El Confidencial так“У французской киноиндустрии есть очень креативное и энергичное лобби, образованное режиссерами, продюсерами, актерами и другими деятелями, которое способно оказать давление на министров и правительственных советников. Это все вопрос влиятельности. Чисто политическая штука».

Карлос Прието
03.09.2014 
www.elconfidencial.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 05.09.2014

Комментарии от редакции:

Рафаэль уже неоднократно высказывался на эту важную тему, которая касается очень многих.

Рафаэль

Так, в интервью сеговийскому каналу SER  Рафаэль выразил свое отношение к проблеме так: 

"Налоги просто зверские, НДС на выступления нельзя уплатить, это невозможно".

Raphael en Cadena Ser Segovia. 2013

В интервью для El norte de Castilla он также коснулся этого вопроса:

"Это непопулярная и невыгодная мера, и поэтому что все, чего они добились в  случае НДС на культуру – это  уменьшения количества собранных денег".

Raphael: «La música se salvará; un mundo sin ella es sordo, feo y horroroso». 2013

Рафаэль

Но, правда, свою собственную позицию он заявил так: 

«НДС не сбросит меня со сцены».

Raphael: «El IVA no me va a echar del escenario». 2013