Хулио Иглесиас против Рафаэля: кто более велик? 2015

JULIO IGLESIAS VS. RAPHAEL: ¿QUIÉN ES EL MÁS GRANDE? 2015

Уже настало время короновать короля королей испанской музыки.

Рафаэль испания

Игра престолов (испанская версия). Фотомонтаж FJG

На той самой неделе, когда мы отмечаем день рождения Хулио Иглесиаса, Рафаэль после премьеры фильма оккупировал  обложки всех журналов. Режиссер Алекс де ла Иглесиа только что представил 'Mi Gran Noche' на кинофестивале в Сан-Себастьяне, и вся картина вращается вокруг Рафаэля, став то ли данью уважения, то ли причислением к лику святых. Де ла Иглесиа, который уже пытался убедить его лентой 'Balada Triste de Trompeta', не скрывает своего мифоманского обожествления и переводит все прожектора на артиста, играющего Альфонсо - эстрадную звезду, нечто вроде злобного и артистичного альтер эго, скроенного по его мерке. В одном из эпизодов 'Mi Gran Noche' Аданне (Марио Касас), молодежный кумир, поющий в стиле латино, расспрашивает Альфонсо об Энрике Иглесиасе:

– Вы слушали Энрике Иглесиасе?
– Нет.
– Сына Хулио Иглесиаса...
– Я не знаю никакого Хулио Иглесиаса.

В этой шутке, которая к тому же открывает первый трайлер фильма, заключается намек на здоровое соревнование между двумя суперзвездами испанской эстрадной песни. У двух кумиров, хотя у них очень разные карьеры, больше общего, чем кажется: обоим 72 года (они родились в 1943), оба с самого начала взялись за романтическую балладу, у обоих была история личного преодоления, и оба они представляли Испанию на Евровидении, но не сумели добиться победы. Другая вещь, общая у Рафаэля и Хулио Иглесиаса, это то, что они стоят на несколько ступеней выше остальных, они - Мадрид и Барселона испанской песни. Вопрос, на который мы собираемся ответить здесь, - кто из них двоих более велик. Друзья Рафаэля и Хулио Иглесиаса - поехали. 

Сегодня Рафаэль переживает золотой век. В последнее десятилетие знаменитости постоянно переживают его, и это способствовало тому, что он стал во главе афиши фестиваля indie Sonorama, и что он постепенно из певца для мамочек превратился в одного их отцов-основателей современности. Например, одолжившая свое название фильму песня ‘Mi Gran Noche’ является версией песни Адамо ‘Tenez-Vous Bien’, имевшей относительный успех в конце 60-х, и она стала базовым произведением репертуара и возродилась как культово-праздничный супергимн нового века. (Хулио Иглесиас, хотя не прошел через такое возрождение у разных поколений, всегда имел у новых меломанов культовый статус). Его слава и постоянное появление на желтых страницах на протяжении последних пятидесяти лет могут сбить с толку непосвященных, и в этой стране мы по-прежнему слышим голоса (правда, с каждым разом их все меньше), возносящие его на алтарь высотой с алтарь Синатры или Азнавура, и безжалостно обижающие нашего Хулио. Если просмотреть по диагонали его дискографию, это было бы достаточно, чтобы открыть глаза и внушить уважение к живой великой легенде музыки.

Оба начинали одинаково. Хулио Иглесиас, после того, как он побывал вратарем команды Real Madrid, и после серьезной аварии, оставившей его почти парализованным, сосредоточил свое внимание на мире музыки и добился своего первого большого успеха в прессе, выиграв на фестивале в Бенидорме в 1968 с песней ‘La Vida Sigue Igual’, созданной им по случаю его выздоровления. Рафаэль выиграл тот же самый фестиваль на шесть лет раньше, в 1962, с песней ‘Llevan’. Как говорили в выпусках Nodo в то время, “Бенидорм продолжает объявлять названия песен-победителей в мире эстрады, которые потом с радостью будет петь весь мир”.

Рафаэль и Хулио - реликты уже ушедшей в прошлое эпохи исполнителей - певцов, не являющихся авторами, преувеличенная харизма которых делала их кумирами толпы. Но кто поет лучше? Если мы будем придерживаться объективных показателей, Рафаэль непревзойден. Его вокальный потенциал, объединенный с уникальным драматическим даром, сделали его настоящим "естественным обитателем" сцены. Хулио Иглесиас, однако, начал с того, что сочинял песни, потому что даже он сам не считал себя певцом. Когда его убедили в наличии у него возможностей, он продемонстрировал неплохой талант исполнителя, невероятно соблазнительный голос и манеру поведения более сдержанную и интимную, но охватывающую все. Рафаэль - это великий зверь сцены, а Хулио Иглесиас - альфа-певец.

На уровне международной славы - нет никакого сравнения. У Хулио Иглесиаса ориентировочно продано более 300 миллионов дисков по всему миру, среди них несколько альбомов, переведенных на разные языки. Продажи дисков Рафаэля сконцентрированы в основном на местном и латиноамериканском рынке, и их объем - 70 с лишним миллионов дисков.

В эти дни суперзвезд всегда интересно изучать семейные династии. Мартосы и Иглесиасы совершенно разные. Рафаэль больше сорока лет женат на Наталии Фигероа, и его частная жизнь всегда была благоразумной. Из его отпрысков сын Мануэль стал единственным, кто последовал по его следам в мире песни с такими группами, как Mota и In Fraganti, но он всегда был далек от лучей славы. А в это время семья Иглесиасов была одной из чаще всего упоминавшейся на страницах отечественных журналов. Хулио Иглесиас пользуется заслуженной славой в области миметики*, и после любвеобильной молодости он женился на Исабель Прайслер и родил Энрике, Хулио Хосе и Чабели, которые очень далеки от благоразумия. Что касается музыкальной карьеры, то, хотя все уверяют, что Хулио Хосе лучший голос в семье, шумного успеха в латинском шоу-бизнесе добился Энрике, у которого продано более 50 миллионов дисков. Да, это другой прикол. Потом, в 90-е, Хулио снова женился - на Миранде Рейнсбургер, уехал жить в Доминиканскую республику и начал заводить белокурых детей, которым мы уже давно счет потеряли. Говорят, что Хулито из мемов существовал в реальности, но что от него осталось только поза** .

Рафаэль - это глобальный артист. Это уникальное явление на эстраде: театральный, драматический и эмоциональный певец. Он всегда отличался творческой гиперактивностью, избыток который привел его в кинематограф и дал шанс стать одним из абсолютных авторитетов, даже в мире indie. А Хулио Иглесиас всегда жил в экосистеме крунерства, более кастовой и элегантной, но внесшей уникальный вклад в историю музыки. Хулио Иглесиас сумел соединить легкую песню с латинским своеобразием в ту эпоху, когда термин "латино" считался ругательством В наше время питбулей*** и электрокумбии**** кажется простым делом добиться успеха на испанском языке, но он был настоящим пионером, и открыл двери англоговорящих стран для новой для них музыки.

Но мы не ответили на вопрос: кто более велик из них двоих? Потому что когда я слушаю ‘Gwendolyn’ и Хулито доходит до “Aún recuerdo aquel ayer (я еще помню тот вчерашний день)”, я не сомневаюсь в том, что он самый великий, но потом я спрашиваю себя “qué sabe nadie por lo que vibra de emoción mi corazón (что посторонний человек может знать о том, из-за чего мое сердце трепещет от чувств)”, ставлю “Yo Soy Aquel” и присуждаю номер первый Рафаэлю. Так что в этом вопрос о величии я применяю очень интересную логику нечеткиих множеств. Digan lo que digan, la vida sig igual - Пусть говорят,что хотят, но жизнь остатся прежней.

24.09.2015
www.revistagq.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 25.09.2015

Примечания переводчика:

* Меметика — подход к эволюционным моделям передачи информации, основанный на концепции мемов, рассматривающей идеи как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения и др. (теперь считается псевдонаукой). Сейчас мем - интернет-явление, юмористические картинки с подписями вверху и внизу.

**  Мемы Иглесиаса изображают его в характерной позе "с перстом указующим".

*** Армандо Кристиан Перес (15.01.981) - американо-кубинский рэпер.

**** Вариант колумбийского музыкального стиля и танца с размером 2/4 или 4/4.



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.