Почему "Пусть говорят"?
Размышляя о временах минувших и подбирая материал из личного архива, я обнаружил, что очень много хороших фотографий когда-то бездумно раздарил, другие взяли на время да так и не вернули. Я, признаюсь, тогда особенно не переживал, полагая, что себе-то со своих негативов напечатаю всегда...
Да вот ведь, как водится, сначала откладывал, а потом и вовсе забыл. Теперь, к сожалению, многое уже безвозвратно утрачено, хотя кое-что мне удалось собрать. Фото Рафаэля из "Пусть говорят" - цветные, сняты непосредственно в кинотеатре Колизей, в здании которого теперь театр "Современник". Печатал я эти уникальные фотографии дома тогда же в 1970 году. Как видете, они до сих пор прекрасно сохранились. Собственно говоря, во многом благодаря Рафаэлю, я и научился хорошо фотографировать и, впоследствии, стал неплохим специалистом.
Если говорить о тех временам, то в памяти неизбежно всплывает Рафаэль, "Пусть говорят", первый "Кругозор" с "Аве Марией" и с незабываемой цветной фотографией с дыркой, отвратительные пластинки песен из фильма со студии звукозаписи на ул. Горького по 1 руб. за песню и первые любительские черно-белые фотографии, тоже из фильма, снятые девчонками прямо в кинотеатре с экрана. Это всё волшебные и до слёз дорогие понятия для тех юных, кто имел счастье в далекие 70-е годы жить в СССР и соприкоснуться с творчеством великого Рафаэля. А началось всё с фильма "Пусть говорят"... С тех самых пор не могу вспомнить более сильного впечатления... Мне тогда было 15 лет. С этого момента мир для меня засверкал всеми своими красками.
"Когда меня спрашивали: "Серёжа, а где происходит действие фильма и почему он называется "Пусть говорят"?" - я важно отвечал: "Действие происходит в Буэнос-Айресе, а "Пусть говорят" - это название песни. У нас дома одна из книг Ганзелки и Зигмунда называлась: "Там за рекою - Аргентина". В этой книге я не раз видел фото oбелиска в Буэнос-Айресе. Этот oбелиск показан в фильме "Пусть говорят".
Да и по песне "Акварели реки" и видам водопада понятно без перевода, что это Аргентина. Ну а с названием - совсем просто. Сразу же после выхода фильма я притащил из школьной библиотеки самоучитель испанского языка и с его помощью легко определил, что моя любимая песня называется "Пусть говорят".
Я с родителями жил тогда на Чистых прудах, в доме 13, рядом с кинотеатром "Колизей, где и смотрел "Пусть говорят" раз 25, выучил песни и вообще всю мелодии наизусть. Я в то время занимался музыкой и пением, так что уже понимал что к чему.
А потом выпустили пластинки с песнями из фильма — Рафаэль зазвучал из каждого окна! Вот было время! Песни, музыка, оркестровка, исполнение - это вообще что-то необыкновенное. При этом - уникальная манера пения, удивительный тембр голоса - чарующий фальцет, звонкие и яркие гласные, особенно "а". У нас такого в то время не было, сейчас - тем более. И вот, не знаю даже, как назвать... Концерт Рафаэля в Москве! Как это? Испания, капиталистическая страна, не может быть! Ни афиш, ни рекламы... И вот: билетов нет! Что делать? Куда бежать?
Для меня всё остановилось и потеряло смысл. Отец, видя в каком я состоянии, включил все свои связи и сумел достать мне билет на последний концерт Рафаэля в концертном зале "Октябрь" 15 мая 1971 года. Два отделения, ведущая - Светлана Моргунова, три часа в сопровождении оркестра. Рафаэль весь мокрый, с сияющей улыбкой, красавец! Во как! Настоящее искусство! От самого метро живой коридор, а глаза полные слёз и надежды. Я тогда, помню, чуть было не отдал свой билет...
Надо сказать, что время это было замечательное! Наше кино, опера и балет, эстрада, на которой блистал Аркадий Райкин, Муслим Магомаев. Я в ту пору, несмотря на молодой возраст, довольно прилично уже разбирался в музыке, вокале. Моим кумиром был тогда и сегодня остаётся Муслим Магомаев. Я увлекался оперой. Прослушал уже позже почти все оперы в Большом театре и в Музыкальном театре им К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Был лично знаком со многими музыкантами и ведущими солистами оперы; некоторых, к сожалению, уже нет среди нас.
Я на сцене...
Я мечтал стать артистом или певцом, но, как это часто бывает, жизнь всё изменила. В те годы я очень переживал, а потом оказалось, что напрасно: я стал позже хорошо разбираться в вокальном искусстве. Так вот, у Рафаэля - потрясающий исполнительский талант с такой энергетикой, которая позволяет ему петь до сих пор, хотя сам голос уже не тот, что раньше. Последнего диска у меня ещё нет, но диск 2014 слушаю и не могу оторваться!
А ведь поёт с ошибками и иногда не попадает в ноты, "мажет" и тем не менее! Какое-то волшебство! В некоторых старых песнях, которые он по-другому исполнил в этом диске появились новые красивые ноты, которых раньше не было. Вот вам и возраст!
Во время первых гастролей Рафаэля в Москве в мае 1971 была одна интересная история. 5 мая у Рафаэля был день рождения. И вот главный технолог московской кондитерской фабрики "Большевик" - приятельница моей тети - рассказала, что к ней поступил заказ от Госконцерта СССР на торт 14 кг, который потом вручили Рафаэлю в день его рождения во время концерта в Лужниках.
Тот самый торт в день рождения Рафаэля на сцене.
Рафаэль, в знак благодарности, передал нашей знакомой портрет с автографом и двумя билетами на свой концерт.
Фотография Рафаэля, которую артист передал в благодарность
главному технологу московской кондитерской фабрики "Большевик".
Теперь многие знают фото, на котором Рафаэль стоит на сцене в Лужниках с тортом и с поднятой вверх рукой.
Эти первые гастроли Рафаэля в СССР поделили всех его поклонников на два больших лагеря: тех, кто был на концерте, и тех, кому не повезло. Я оказался в числе счастливчиков.
Сергей Лурье
Штутгарт (Германия)
Опубликовано 15.01.2016
Далее >>> Голос сердца