Мадрид. Базилика Иисуса Мединасели
MADRID. JESUS DE MEDINACELI
Церковь Базилика Иисуса Мединасели вошла в жизнь Рафаэля в его раннем детстве. Он сам писал об этом неоднократно.
И потому, совершая путешествия по Мадриду, по тем местам, которые связаны тесно с жизнью великого артиста, мы однажды оказались в этом храме.
Ведь именно туда Рафаэль отправлялся петь в церковном хоре, когда его учитель, францисканский монах отец Эстебан, прекрасный музыкант и композитор, был переведен в качестве штатного органиста Базилики.
Начало певческой карьеры Рафаэля.
Концерты отца Эстебана славились на весь Мадрид, так что сама королева, бывало, приходила его послушать...
Рафаэль представляя свое "музыкальное" детство, писал: "Я, как «талисман» школьного хора, иду в процессии Христа Мединасели. Я тот, кто шагает между священником и хоругвью".
I. Mi barrio. Mi gente. El padre Esteban
В поворотные мгновения судьбы Рафаэль всегда обращался к Богу.
Начиная свою вокальную карьеру, он, как он признавался много позже, усердно посещал церковь Иисуса Мединасели, чтобы просить Христа о помощи, чтобы все складывалось с его репертуаром, чтобы его признали в качестве артиста. Он искренне всегда верил в то, что помощь обязательно придет в искренней молитве...
Молитва Рафаэля перед выходом на сцену.
Рафаэль писал: "Когда у меня возникали проблемы, я всегда прибегал к Нему, к Богу... Если я в Мадриде, то иду к Христу Мединасели. А если нет, то в любую церковь. Если я нахожусь в сложной ситуации или чувствую, что не смогу разрешить ее самостоятельно, я шагаю прямиком в церковь.
Рафаэль и Наталия Фигероа на Первом причастии их сына, Хакобо Мартоса.
Я вхожу и начинаю напрямую разговаривать с Богом. Просить его. Или благодарить. И всегда, всегда ухожу гораздо более спокойным.
С гораздо большим миром внутри. С уверенностью в том, что то, что я предпринимаю, должно получиться хорошо, потому что оно этого заслуживает. И все получается хорошо.
Образ Иисуса Мединасели в Базилике.
У меня очень личные отношения с Богом, не зря я полжизни провел в церкви и всегда ношу с собой своего Христа Мединасели".
IX. El gran salto. Se prapara Benidorm.
La Galera. Cambio el metro por el texi
И по этой же причине многие, очень многие важные события его семьи также проходили в этих святых стенах.
Сын Рафаэля, Хакобо, в храме Иисуса
Мединасели. 1982
Primera comunion de Jacobo Martos, hijo mayor de Raphael y Natalia Figueroa. 1982
Так, его сын, старший сын Рафаэля и Наталии, Хакобо, отправился к своему первому причастию именно в Базилику Иисуса Мединаселили.
Часовня Непорочного зачатия.
Ведь и у Рафаэля это событие состоялось именно здесь, и ему так хотелось, чтобы и его сын сохранил об этом дне самые радостные воспоминания.
Внутренняя часть Базилики.
Много позже, описывая тяжелейший период своей жизни перед операцией по пересадке печени, Рафаэль писал, как его близкий друг, Кармен Севилья, отправлялась на такси в храм Иисуса Мединасели, чтобы помолиться за его здоровье.
Человек очень эмоциональный, она искренне убеждала водителя, который ее привез, пойти с ней в храм, чтобы и он принял участие в разговоре с Богом:
“Послушай, я еду от Рафаэля, он не просто плох, а очень плох. Зайдем в церковь помолиться вместе, оставь здесь свое такси, чтобы меня отвести по окончании, и войдем вовнутрь, потому что Иисусу всегда нравится молитва двух людей больше, чем одного”.
Nuestra Señora de la Devina Provedencia
работы Мариано Бельвера.
И Рафаэль, описывая эту ситуацию, спрашивал: “А кто подобному мог бы воспротивиться?”
Приехав очередной раз в Мадрид в декабре 2014 года, когда Рафаэль выступал в театре Compac Gran Via, мы нашли время, чтобы посетить это исключительное место и познакомиться с ним поближе, потому что давно собирались сделать это.
Внешне здание Базилики не очень броское в архитектурном плане, потому что его главное художественное содержание - это организация внутреннего пространства.
Его барочного стиля фасад завершается большим треугольным фронтоном.
Хоры во внутреннем помещении храма.
Храм построен на территории бывшего монастыря тринитариев Nuestra Señora de la Encarnación в 1930 году.
Этот монастырь был основан 7 апреля 1606 Франсиском Гомесом де Сандовалем, герцогом Лерма и всемогущим фаворитом и государственным деятелем короля Фелипе III.
Мозаика на хорах храма,
где когда-то пел Рафаэль.
Супругой герцога Лерма была Каталина де Ла Серда, которая принадлежала дому герцогов Мединасели, и именно поэтому монастырь некоторое время спустя перешел под покровительство герцогов этого рода, которое и стало важным фактором его истории.
Скоро он получил гораздо большую известность в городе по имени Иисуса Насарено, так как в его внутреннем помещении хранился образ Иисуса, который находился одно время в Феске и в 1682 году был возвращен на родину тринитариями.
У св. Антонио Падуанского в храме.
Позже и благодаря покровительству герцога здание получило известность как храм Иисуса Мединасели.
Во время войны за независимость здание монастыря было практически полностью разрушено, а позже, уже во время царствования Фернанда VII, была начата глобальная реконструкция.
Св. Антонио Падуанский работы Бенльиуры.
В 1836 году, когда еще шли реставрационные работы, все архитектурное сооружение было законсервировано и не использовалось в течение нескольких лет.
Спустя несколько лет, в 1843 году, когда оно и было вновь возвращено под покровительство герцога Мединасели, начался новый этап его истории.
Герцог же несколько позже принял решение добровольно переуступить его в распоряжение монахинь эфхаристической ассоциации Caballero de Gracia, у которых в тот момент не было собственного помещения и в котором они остро нуждались.
В 1890 году, вслед за серьезным разрушением монастыря Сан-Антонио Луга, который также находился под покровительством герцога Мединасели, монастырь Иисуса приютил общину капуцинов, и с тех пор они здесь проживают и управляют храмом, за исключением лет Гражданской войны, когда в здании находился батальон Маргариты Нелькен.
В центральной части храма.
В 1922 году здание было снесено, потому что оно находилось в аварийном состоянии и его дальнейшая эксплуатация была уже не возможна.
В 1927 году архитектором Иисусом Карраско-Муньос Энсина было начато строительство ныне существующего здания, которое было завершено в 1930 году.
В 1966 году храм вновь получает статус церковного прихода, а в 1973 году Папой Павлом VI он был повышен до уровня Малой Базилики.
Алисия у чаши со святой водой.
Мы вошли в храм незадолго до начала вечерней мессы, когда он был еще практическим пустым и верующие только начинали собираться на богослужение.
Многие прибыли столь рано, чтобы исповедоваться, поскольку по расписанию эти часы были отведены именно для этого таинства.
Мы смогли спокойно ознакомиться с храмом, постоять у самых интересных элементов убранства, не мешая никому из верующих.
Безусловно, каждый фрагмент оформления интерьера был достоин самого пристального внимания, и мы имели прекрасную возможность оценить их художественные достоинства, и даже запечатлеть отдельные детали декора, что не запрещено правилами администрации (по крайней мере, мы так решили).
Алисия зажигает свечи.
При входе мы подошли к чаше со святой водой, чтобы, как положено, окунуть пальцы в воду и перекреститься.
Этот ритуал обязателен для всех, входящих в храм. А поскольку Алисия родилась в католической семье, он для нее является привычным и не вызывает внутреннего протеста.
Впрочем, за выполнением этой церемонии никто и никогда не следит, так что туристы любого вероисповедания со всех концов мира могут свободно войти внутрь, не рискуя нарваться на строгий окрик или запрет: ведь во многих отношениях сегодня католицизм много более демократичен, чем ортодоксальное православие, которое исповедуется в России и ряде других европейских стран.
Алисия у ящика для сбора пожертвований.
Воспользовавшись пребыванием в храме, мы также поставили несколько свечей за своих родных и близких.
В Испании поставить свечу - это значит опустить монетку в прорезь и дождаться, когда загорится соответствующее количество электрических лампочек.
Но в этом храме надо самому нажимать на кнопочки рядом со "свечками". Такие свечи не коптят, а следовательно, не вредят отделке храма и не нагревают воздух, что существенно для жаркого испанского климата.
Мы также приняли, некоторым образом, участие в жизни местной общины, опустив по несколько центов в прорези в стенах, за которым деликатно скрываются ящики для сбора пожертвований, снабженные табличками с указанием цели: "На ремонт храма", "На хлеб для бедных"...
Испанский храм, как и большинство храмов во всем мире, всегда был центром духовной жизни прихода, а в настоящее время он исполняет функции школы, клуба по интересам, дворца культуры и отдела социальной помощи.
Храм устраивает паломничества, в нем можно пройти курс катехизиса и купить билеты рождественской лотереи, столь популярной среди граждан Испании сегодня, так что и приобретение билетов подчас сопряжено с серьезными трудностями.
При нем также создан вечерний клуб св. Франсиско для престарелых прихожан, где организуются экскурсии и поездки на курорты, работают кружки, и даже есть бар, чтобы скрасить жизнь бедного испанского пенсионера.
Иными словами, трудно не отдать должное той огромной работе, которую проводит храм, заботясь о своих прихожанах и стараясь помочь во многих вопросах социального характера.
Вскоре наша небольшая экскурсия по Базилике Христа Мединасели подошла к концу. Но осталось ясное ощущение, что мы совершили истинное путешествие в одно из мест, связанных с жизнью Рафаэля.
Думается, мы сумели почувствовать кое-что из того, что составляет духовную основу бытия современной Испании, прочно связанного с историей, традициями и культурой прекрасного народа, живущего на этой земле.
Natalia A. и Алисия Кучан
Опубликовано 02.01.2015