Рафаэль: кумир "indie". 2014

RAPHAEL: ICONO "INDIE". 2014

Тот факт, что Рафаэль является первым и главным на афише фестиваля «indie» Sanorama в Aranda de Duero - это знак того, что давление прогрессивного мышления – именно так! – подходит к концу. Это очевидное свидетельство того, что сложившаяся в массовой культуре иерархия отношений между коммерческой  и серьезной музыкой рухнула. Новые поколения не делают различий между поп, рок и техно музыкой. Благодаря постмодернизму любые ритмы, берущие начало в легкой музыке, джазе и народной, сочетаются, превращаясь в поп.

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес личная жизньУ истоков поп, которые ведут к Аляске и la Casa Azúl, группы, которая на редкость удачно пересмотрела творчество Нино Браво, стоит Рафаэль. Если классики возвращаются, то это потому что в эпоху кризиса именно они указывают дорогу к выходу, с большими усилиями добиваясь того, что у них появляются прекрасные песни, восторженная публика, поклонники, общественное признание, что в итоге обеспечивает им объемы продаж, достаточные, чтобы суметь выжить за счет музыкальной деятельности. Уровень «художественности» зависит от притязаний и успехов. Все это и имеется у Рафаэля, который добился статуса артиста, стоящего выше всякой моды и смены поколений. Это кумир современности, перешагнувший через барьер своего времени в 1960-е годы, когда постепенно началась модернизация испанского общества с индустриализацией и постепенной либерализацией национальных традиций, кульминацией которых стала демократия.

Рафаэль в фильме "На закате солнца" Марио Камуса.

Рафаэль – лучший представитель тех лет, которые напоминают современные годы: отсутствие работы, эмиграция и возвращение к реальности через десятилетия вмешательства государства, политических обещаний и теневой экономики, которые способствовали процветанию группировки артистов, деливших между собой всю славу, телевидение и щедро дарованные государственные деньги. Это были годы, когда не надо было напрягаться. Пятьдесят лет спустя Рафаэля признают настоящим артистом «indie», подлинно независимым. Он всегда рисковал своими деньгами и престижем, подставляясь под удары критики и ища признание публики без поддержки: он во весь голос рекламировал свое творчество в лучших театрах мира, начиная с его участия в фестивале в Бенидорме и до его золотого века сегодняшнего дня, продержавшись на волне все это время независимо от моды.  Если посмотреть, то большинство артистов, которые изменили музыкальную художественную действительность в годы, предшествующие демократии, были именно «indie»: Росио Дуркаль и Los Brincos, Бруно Ломан и Los Diablos, Росио Хурадо и Хуан Пардо. Они создавали свои песни, будучи ангажированными издательствами и фирмами грамзаписи на предложенных условиях и сражались за победу, соревнуясь друг с другом на песенных фестивалях, выступая по клубам, где отсутствовали нормальные условия, теряя жизни на смертоносных дорогах, как Нино Браво, Сесилия, Бруно Ломас и Тино Касаль. Рафаэль во многих смыслах опережал свое время, несмотря на нелицеприятные рецензии, в которых его называли коммерческим и массовым певцом.

Это артист, который добился славы, денег и международного признания исключительно благодаря собственным стараниям, не прибегая к хитростям и не отступая от своих принципов. Если посмотреть на его репертуар, то легко можно увидеть тот персональный стиль, который отличает имя лучшего композитора испанской популярной музыки, Мануэля Алехандро, создателя произведений, объединивших четыре поколения в единой музыкальной струе, что просуществовала от начала экономического прыжка до постмодернизма.

Рафаэль, как и туррон, возвращается каждое Рождество и каждый год готовит сюрприз в своей программе в Сочельник. Это классическая программа, через которую прошли исполнители коплас, представители Мовиды и сиюминутные кумиры. Не демонстрируя идеологических предпочтений, Рафаэль всегда был очень щедрым и доказывал, что он выше всяческих ярлыков и ограничений. Поэтому им восхищаются Сабина и Мигель Босе, Алехандро Санс и Мансанеро, Адамо и Давид Бисбаль, Виктор Мануэль и Мигель Риос, Серрат и Бунбури, с которыми он записал диск дуэтов в честь его пятидесятилетия на сцене. И это стало доказательством, что страх, который испытывали по отношению к этому артисту пуристы и представители прочих  творческих группировок, исчез. Надо быть истинным «indie», чтобы продолжать оставаться таким же независимым, как Рафаэль.

Луис Фернандес
01.02.2014
La Razón
Перевод Р.Марковой
Опубликовано 02.02.2014



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.