Рафаэль: Сегодня может наступить моя великая ночь. 2017

RAPHAEL: HOY PUEDE SER MI GRAN NOCHE. 2017

Что произойдет, какая тайна откроется? С Рафаэлем этого никогда не знаешь.

Росален в блузе с люрексом и шерстяных брюках –
все от AVELLANEDA

Мы устроили встречу артиста, всю жизнь бывшего кумиром, покорившего насколько поколений, с юной Росален, с которой у него сложилось тесное сотрудничество. О чем им надо поговорить? 

Рафаэль Мартос Санчес

Однажды к Рафаэлю пришел Энрике Бунбури и сказал: «Я знаю тебя с тех пор, когда мне было четыре года, и моя мать водила меня на все концерты, которые ты давал во Дворце Конгрессов в Сарагосе. Я очень восхищаюсь тобой, и ты на многое вдохновлял меня». «Это заметно, это уже заметно», - ответил артист, родившийся в Линаресе (1943). Как и бывший солист группы Héroes del Silencio, половина Испании (и это еще мягко сказано) выросла, глядя на эту живую легенду. «Мои диски и мои фотографии есть в каждом доме, и нет семьи, в которой не было бы какой-нибудь связанной со мной истории. В это стране у каждого есть свой рассказ про меня, которым он может поделиться, я очень хорошо это знаю. Это так». Это и впрямь так. Напускать на себя ложную скромность, если ты – Рафаэль, и за спиной у тебя пятьдесят восемь лет творчества, значило бы недооценивать себя. Певица Мария Росален (Альбасете, 1986) подтверждает его теорию: «В моей гостиной было распятие и постер Рафаэля». К этому нечего добавить.

Она – одна из артистов нового поколения, сотрудничавших с маэстро при создании его нового диска, наряду с самим Бунбури, Иваном Феррейро и Микелем Исалем. «Мне очень нравится молодежь, я вписываюсь в их контекст, мне очень интересны их проблемы, образ жизни, и то, как они встраиваются в сегодняшний мир. У них я научился многим вещам, среди них и ужасно молодежным. Но я делаю их с удовольствием, словно я такой же. как они».

Точно одно: что сегодня, в семьдесят четыре года, он по-прежнему собирает полные залы на трехчасовых концертах, каких не выдержали бы многие ансамбли двадцатилетних исполнителей (21 декабря он выступает в бывшем мадридском Дворце Спорта, и уже в девятый раз примет участие в рождественской программе на TVE). Ничего себе пустячок? Для подобного турне, охватывающего огромное множество людей, он не мог выбрать лучшего названия, чем Loco porc antar. «Потому что я все еще безумно, безумно, безумно рвусь выходить на сцену. Если в моей жизни был один-единственный день, когда мне этого не хотелось, я уже забыл его». В качестве доказательства достаточно вспомнить историю его недавнего сотрудничества с Mahou, когда он участвовал в проекте Cómplices, где пивной бренд объединил разных артистов, чтобы они вместе выступали на эксклюзивных концертах в камерном формате. Когда Рафаэлю объясняли, что для шоу он должен отобрать только несколько песен, он заявил: «Там будет публика? Тогда я спою мой концерт полностью». И в тот вечер он, в компании нескольких этих молодых артистов, флагманов независимой музыки, поднял на ноги весь мадридский театр. «Мне всегда нравилось присоединяться к другим музыкантами разного возраста.

Когда я приехал на фестиваль в Бенидорм, все юноши и девушки пошли на пляж, и устроили себе веселую ночь. А я смотрел из окна отеля. «Знаешь, что произошло на следующий день? Что я победил».

Рафаэль Мартос Санчес

Фото Росален в блузе с люрексом и шерстяных брюках от AVELLANEDA 
и кожаных туфлях от 
Manolo Blahnik

Для Лолы Флорес я был как ее ребенок, а потом я дошел до того, что спел с ее детьми, потому что это очень обогащает меня. С моей публикой происходит то же самое чудо – в ней объединяются совершенно разные поколения. Когда мне было восемнадцать, посмотреть на меня проходили девушки моего возраста и их мамаши. Когда мне исполнилось тридцать пять, по-прежнему появлялись женщины тридцати пяти лет со своими матерями, уже постаревшими, и своими детьми. Сейчас все происходит точно так же, приходят зрители семидесяти и тридцати лет, и это приводит меня в восторг», – поясняет он.

«Я с детства слушала Рафаэля, и он всегда очень ярко присутствовал в моей жизни... В моих отношениях с ним есть эмоциональная составляющая, но имеется еще и объективный факт – это великий артист, который умел перестраиваться и всегда следовать за модой. Это нельзя отрицать», - добавляет его протеже Росален. Это верно – для того, чтобы с такой уверенностью продолжать говорить «yo soy aquel (я все тот же)», надо уметь обновляться. «Слова «Береги себя, любимая, чтоб в тот день, когда я вернусь, ты была прекрасна, дождь прощания омывает твое лицо» принадлежат эпохе, которая уже ушла. Пойми! Любовь все еще существует, но чтобы высказать ее, молодежь использует самые хлесткие выражения. Меня они убивают наповал. Я никогда не сочинял музыку, я умею делать другие вещи, но не могу писать музыку, и поэтому я попросил таких людей, как Росален, чтобы они сделали это для меня. Кроме того, для такой певицы и автора, как она, полезно поработать на других музыкантов, потому что если ты говоришь только о себе, то после того как ты расскажешь свою историю, у тебя ничего не останется. Так случилось с чудесной артисткой Мари Трини, которая сочинила определенное количество песен и потом погасла. На испанской эстраде есть только один человек, сумевший избежать этого – Жоан Мануэль Серрат, потому что после того, как он рассказал нам свою жизнь, он запел о Мачадо и Мигеле Эрнандесе. Это и значит быть очень умным».  

Рафаэль Мартос Санчес

В моем доме было распятие и постер Рафаэля. Присутствует значительный эмоциональный компонент, но кроме того, имеется неопровержимый факт: это великий артист, который умел всегда оставаться в моде». Росален

Рафаэль также побывал в ситуации, когда он разделял сцену с великими артистами. «Я пел в самых известных театрах мира и с такими звездами, как Том Джонс, Ширли Бэсси, Шарль Азнавур – со всеми... У меня всегда были с ними хорошие отношения. Чем больше артист, тем легче тем, кто находится рядом с ним, поэтому я так веду себя с этими молодыми людьми». «Когда ты находишься на таком уровне, что никто не может тебя затмить, невозможно устраивать соревнования, так что все становится просто», - добавляет она и признается, что плакала, когда в первый раз услышала, как он исполняет в зале Joy Eslava, где журнал Harper’sBazaar снова свел их ради фотосессии, песню, которую она написала для него. «Подняться на сцену, чтобы вместе спеть на концерте Cómplices de Mahou, было моей мечтой», - признается она. И вспоминает совет, который он дал ей, когда однажды вечером они сидели в гостиной у него дома. «Я? Я же не тот человек, который дает советы. Я в том возрасте, когда их должны давать мне!», - отвечает маэстро. «Но ты все-таки мне его дал. Ты сказал: «Следи за собой. Очень следи за собой, береги здоровье и береги голос, потому что это то, за счет чего ты будешь жить». С того момента я вспоминаю это каждый день». «Это правда, я так сказал тебе, потому что жизнь артиста очень приятна, но также очень тяжела. У монеты есть оборотная сторона, и нужна сила воли, чтобы отказаться от каких-то вещей. Я обычно очень молчалив, потому что в противном случае я бы не смог выступать четыре вечера подряд. Пласидо (Доминго) тоже не разговаривает, потому что его обязанность – петь. У меня есть друзья, которые после концерта устраивают себе праздник. Это очень весело, но на следующий день ты не можешь работать, тебе приходится отменять выступление, а такого не должно быть. Когда я поехал на фестиваль в Бенидорм, мне было семнадцать лет, и все участники, юноши и девушки, которым было от восемнадцати до двадцати, ушли на пляж и смеялись всю ночь. а я остался в отеле и смотрел на них из окна. Знаешь, что произошло на следующий день? Я победил». Все остальное – история. 

Лаура Перес
Фотографии Феликса Вальенте
Стилист – Мария Вернетта
23.11.2017
Harper’s Bazaar
N°88 - Декабрь 2017
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 27.11.2017


Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.