Рафаэль в программе "Las mañanas" на канале RNE. 2015

испанский певец Рафаэль испанский певец Рафаэль испанский певец Рафаэль испанский певец Рафаэль испанский певец Рафаэль

RAPHAEL EN "LAS MAÑANAS" EN CADENA RNE. 2015

Интервью



***


21 октября 2015 года

Ведущий: Мы устроим путешествие во времени – представьте себя в середине августа. Хотя сегодня 21 октября, вообразите себе август, съемочную площадку – любую, но большую. И запертую. На ней записывается новогодняя телевизионная передача.

Изображение

Второй ведущий: И как долго идут съемки?

Ведущий: Долго, очень долго. Главными героями являются легендарный певец Альфонсо с ph и звезда подростков Аданне с очень пышной шевелюрой. И еще есть все остальное. Когда я говорю «все», это означает все-все-все. Все может произойти. В том числе и потому, что одна из статисток – ходячее несчастье. Это синопсис последнего фильма Алекса де ла Иглесиа Mi gran noche, в котором среди прочих играет Рафаэль. Его премьера пройдет 23 октября в лучших кинотеатрах Испании.

Звучит отрывок из трейлера Mi gran noche:

- Вы знаете Энрике Иглесиаса? Сына Хулио Иглесиаса?
- Я не знаю никакого Хулио Иглесиаса. 

Ведущий: Я представляю вам Алекса де ла Иглесиа. Как поживаешь, Алекс? Добрый день!

Алекс де ла Иглесиа: Добрый день.

Ведущий: И представляю Рафаэля. Привет, Рафаэль, добрый день!

Рафаэль: Добрый день! Как дела?

Ведущий: У нас - невозможно.

Рафаэль: Почему?

Ведущий: Потому. Я помню одну нашу беседу. Я был в Барселоне, а ты – в той самой студии, где находишься сейчас.

Рафаэль: С моей пеcней Somos. «Somos, un sueño imposible que busca la noche» (мы – невозможная мечта…)

Ведущий: Я очень хотел оказаться рядом с тобой и обнять тебя. И в другой день мне повезло.

Рафаэль: Так что это наша третья встреча.

Ведущий: Алекс, как вы познакомились с Рафаэлем? Вы были знакомы до этого проекта?

Алекс де ла Иглесиа: Мы познакомились с Рафаэлем на съемках фильма Balada triste de trompeta. Я использовал фрагмент одного из его фильмов – Sin un adios, и тогда мы наладили контакт, мы говорили об этом проекте, и подружились.

Ведущий: И как тебе удалось завербовать Рафаэля в Mi gran noche?

Алекс де ла Иглесиа: Ну, заполучить Рафаэля было трудно. Меня, разумеется, привлекала возможность поработать с человеком уровня Рафаэля.

Ведущий: А если бы он сказал тебе «нет»?

Алекс де ла Иглесиа: Этот вопрос кажется мне очень интересным, потому что если бы он сказал «нет», я бы не сделал этого фильма. Когда сценарий был написан, мы еще почти год работали над этим проектом. Рафаэль – нормальный человек, и он должен был сказать «нет». Нормальный человек сказал бы на эту роль «нет», Но ведь Рафаэль – это не нормальный человек. Это субъект с большим чувством юмора, очень щедрый человек. Без него ничего бы не вышло. Если бы нашелся кто-то, кто смог бы заменить Рафаэля…

Ведущий: Хулио Иглесиас?

Алекс де ла Иглесиа: Нет, потому что у него нет чувства юмора. И к тому же он не актер. А Рафаэль – актер.

Ведущий: Приятно вернуться в кинематограф?

Алекс де ла Иглесиа: Да, но он говорит, что никогда не оставлял его. Как-то мы были на симфоническом концерте Рафаэля, и стало понятно, что он играет чуть ли не каждый день. Когда он поет, он также играет роль.

Ведущий: Рафаэль, ты в какой-нибудь момент обдумывал возможность сказать «нет, я не буду играл такого персонажа»?

Рафаэль: Нет. Когда я прочитал сценарий – нет.

Ведущий: А когда прочитал сценарий? Тогда ты сказал «да».

Рафаэль: Я не заключаю контракт на фильм. Пусть мне сначала покажут сценарий. Вот тогда поговорим. И он мне показал сценарий. Это единственный сценарий за много лет, который мне показали.

Ведущий: Кстати, о сценарии: ты предлагал какие-нибудь идеи?

Рафаэль: Ничего. Единственное, когда я узнал, что героя зовут Рафаэль, я сказал: Нет. Это не я. Я играю другого человека.

Ведущий: Альфонсо. С "ph" из Philips.

Рафаэль: Это маленький трюк, чтобы мы оказались почти одинаковыми. Но понятно, что это не я.

Ведущий: Ты часто говорил о Philips…

Рафаэль: В Philips началось все. Я тогда спросил своего брата: почему они пишут «Пилипс», хотя люди говорят «Филипс». И он объяснил мне про "ph". Я, несчастный четырнадцатилетний юнец, напряг мозги и сказал: если я вставлю в имя ph, его смогут прочитать на всех языках мира? Он сказал «Да. Но это будет проблема, в твоей любимой Андалузии тебя будут называть Рапаэль». Но меня никто так не называл.

Ведущий: А Philips никогда не пытались использовать это для рекламы?

Рафаэль: Нет. Хотя я в самом деле могла, я столько лет делал им такой промоушен.

Алекс де ла ИглесиаВ фильме это "ph" превратилось почти в корпоративный логотип, "ph" – это знак Альфонсо.

Ведущий: Это не "ph" из косметики.

Алекс де ла Иглесиа: Это не гель!

Ведущий: Алекс, когда Рафаэль сказал тебе: нет, я не хочу это имя…

Рафаэль: Нет, я этого тоже не говорил.

Алекс де ла Иглесиа: Он был очень милым. На втором этапе, когда он сказал «Да, мы будем делать этот фильм», мы побоялись, что он заставит изменить все, все мизансцены. И что же? Мы работали прямо как в идиллическом мире. Если он говорит «я это сделаю», то он это делает отлично, он дисциплинированный и собранный человек, который делает все своевременно, не жалуется. Он снимает по двадцать-тридцать дублей, и ничего не происходит. Я считаю, что чем больше у человека опыта актера, профессионала, тем меньше проблем он создает.

Ведущий: Он потрясающий.

Алекс де ла Иглесиа: Чем более велик человек, тем меньше с ним проблем.

Рафаэль: То же самое происходит в мире эстрады: самые великие люди, каких ты можешь себе представить, наиболее легки в общении.

Ведущий: Поэтому они и великие. Потому что скромные. Это не следствие, а причина.

Второй ведущий: Рафаэль, как тебе Алекс как режиссер?

Ведущий: Пока он нас не слышит.

Рафаэль: Я в восторге от этого чудесного баска. Он мне очень нравится, потому что он фанат кинематографа, своей работы. Мне это нравится, потому что я – фанат моей работы. Это очень много значит для меня – что человек вкладывает в дело столько души.

Ведущий: Когда я спросил Бланку Суарес, как ей кажется режиссер, он ответила: «Он как ребенок». Это правда? Алекс, ты немного похож на ребенка? Ты получаешь огромное удовольствие и также часто сердишься, ты много смеешься и топаешь ногами.

Алекс де ла Иглесиа: Да. понятно, что это неизбежно. Во-первых, два года работаешь над проектам. И получается девяносто страниц сценария, и в это утро снимаешь пять, а в некоторые дни – даже десять страниц. В студии находится пятьсот человек, и уверяю тебя, что никто не заинтересован в том, чтобы что-то сделать. Режиссер – это не человек диктаторского склада, который приказывает и командует, это самый ответственный человек. Никто ничего не скажет, если он объявит: будем снимать это, за полчаса сделаем пятнадцать планов. Вот тут и проявляется, как хорошо сказала Бланка, этот пунктик «ребенка»: если все удается, ты сходишь с ума, тебе не хватает малости, чтобы пуститься в пляс, а если получается плохо, никто не понимает, каково тебе, ты начинаешь кричать… это очень личное.

Ведущий: Это должно выйти так, потому что я задумал это так! И это должно быть так!

Алекс де ла Иглесиа: Да, все именно так, как ты это описал. Это ужасно.

Ведущий: Когда фильм закончен, все уходят. Я не знал, смотрел ли ты «Американскую ночь*» – нет лучшего отражения этого момента, чем фильм Трюффо: ты заканчиваешь фильм и все исчезают, и ты остаешься наедине с фильмом и говоришь: во кошмар? Столько материала… А я – единственный, кто должен приводить это в порядок? Все ушли в другое место, а ты сидишь с отснятым материалом. Ты думаешь о втором фильме и говоришь: такое больше не повторится. Мы будем укладываться в то время, которым я располагаю.

Ведущий: Расскажи о съемочной группе: Кармен Мачи, Пепон Ньето, Бланка Суарес, Тереле Павес, Уго Сильва, Каролина Банг, Сантьяго Сегура и Марио Касас. Роль Марио Касаса кажется мне чудесной. Не только потому у него там роскошная грива, но и потому что мы открыли актера. Ну, мы давно его знаем, но он выступил в амплуа, к которому мы не привыкли.

Алекс де ла Иглесиа: Да, откровенно говоря, Марио – специфический тип. Это большой актер, я считаю, что он может работать в разных амплуа – первый любовник, романтический персонаж… Он остроумный, ему нравится смеяться над самим собой, как и Рафаэлю, и если он предлагает что-то иное, я говорю – пожалуйста, если ты так хочешь надеть белокурый парик - надевай. Я – просто фильтр уровня безумия Марио.

Ведущий: В студии собралось столько актеров и актрис, что если бы что-то случилось, мы бы остались без испанского кинематографа. Включая статистов – их было пятисот человек.

Алекс де ла Иглесиа: График - это одна из самых сложных вещей. Все были очень заняты. У Марио было восемнадцать дней на съемки, и у Рафаэля тоже – восемнадцать дней на его роль, и это была безумная работа – согласовать график съемок. И Рафаэль всегда меня спрашивал: слушай, в этой сцене появится Марио? в этой сцене появится Пепон? Мы должны были размечать планы съемок заранее, за два-три недели. Так что у меня чуть кровь из ушей не шла.

Ведущий: Рафаэль, как ты чувствовал себя, играя плохого персонажа – ведь он очень плохой?

Рафаэль: Дело в том, что у меня об этом другое мнение. Он, конечно, не положительный герой, но он защищает свой статус, свой авторитет, все свою жизнь, то, чем был и чем является, не позволяя любому, кто блистает сейчас, опускать его.

Ведущий: То есть он работает на свою защиту.

Рафаэль: Это то, что я сам делал всю свою жизнь и продолжаю делать.

Ведущий: То есть Альфонсо делает то же самое, что делал бы я и Рафаэль в подобной ситуации: ты пришел на запись передачи, а тебе говорят «ты не будешь петь сразу после боя курантов». А кто будет петь – это ни на что не годная шайка? эта чокнутая девица? И я бы, конечно, сказал: они не будут петь раньше меня.

Ведущий: Рафаэль, перед камерой тебя гримировали? Хотя ты хорошо сохранился.

Рафаэль: Мне этого и не надо, я и так хорошо сохранился. И все это бесполезно. Потому что я очень хорошо себя чувствую.

Ведущий: В фильме есть одержимый тобой персонаж – ты сталкивался с таким явлением? Со звездами такое бывает.

Рафаэль: Такое случается.

Ведущий: Ты переживал что-то подобное?

Рафаэль: Нет-нет. Но иногда тебе показывают татуировки или какие-то вещи, которые тебя приводят в изумление

Ведущий: Алекс, а у тебя было что-то подобное?

Алекс де ла Иглесиа: Я однажды получил фотографию поклонника с татуировкой Dia de la bestia на спине и Balada triste de trompeta – как в фильме Хайме, где у легендарного певца песни Рафаэля нанесены на все тело. И это очень забавно, потому что когда феномен фанатства доходит до пределов, бывают моменты, когда тебя любят или ненавидят. Тебе говорят: Ты самый лучший во все вселенной. И ты отвечаешь: Спасибо. А потом кто-то заявляет: редкостная дрянь!

Ведущий: Ты должен отвечать на их ожидания.

Второй ведущий: Мы должны быть уважительными со всеми, наш долг – останавливаться, разговаривать с ними, вести беседу. Но бывают моменты, когда тебя любят так, что это внушает страх.

Ведущий: Точно. Бывает такая любовь…

Рафаэль: Именно об этом говорит Алекс.

Ведущий: На фестивале в Сан-Себастьяне, больше месяца тому назад, ты сказал, что тебе хотелось бы делать по фильму каждые два года.

Рафаэль: Нет. Я не говорил точно ничего – ни каждый год, ни каждые два. Мне хочется, раз уж я вернулся в кинематограф, как говорит Алекс (я не вернулся, потому что я всегда был там), чтобы у меня был сценарий. Если будет сценарий, Рафаэль снова появится в кино.

Ведущий: Есть другой режиссер, с которым ты хотел бы повторить этот опыт?

Рафаэль: Я готов это сделать это с кем угодно.

Ведущий: Надо еще раз попробовать. Есть очень хорошие режиссеры.

Ведущий: Ты доказал, что можешь защитить свой персонаж от кого угодно, так что тебе понравится.

Рафаэль: Алекс достаточно хорошо понимает меня, и я его тоже. Все зависит от сценария.

Ведущий: Сегодня мы говорили о фильме «Возвращение в будущее», как раз наступила эта дата…

Рафаэль: Я могу раздеваться или не раздеваться – это зависит от сценария.

Ведущий: В следующем фильме мы увидим тебя обнаженным.

Ведущий: Твоя песня сегодня снова вошла в моду.

Рафаэль: Mi gran noche - это чудо. В свое время, в 1966, когда он прозвучала в моем фильме «Digan lo que digan», это был настоящий переворот. Но через восемь-десять лет, естественно, она отошла на второй план. А потом она стала часть моего репертуара, которую я все время пою на концертах, но она всегда была значимой, она всегда использовалась для выхода на сцену и т.п. И она не то чтобы уничтожила, но задвинула на второй план все остальные песни. Даже Escandalo.

Ведущий: Mi gran noche. Большое спасибо, Алекс де ла Иглесиа. Пусть все у тебя будет отлично. Оно и так будет, но я тебе этого желаю.

Алекс де ла Иглесиа: Большое спасибо, друг.

Ведущий: Большое спасибо тебе и Рафаэлю. Пусть тебе повезет и у тебя появится хороший сценарий.

Рафаэль: Обнимаю.

RNE
21.10.2015
 Краткий перевод Р.Марковой
Опубликовано 24.10.2015

Примечания переводчика:

* «Американская ночь» (1973) фильм совместного производства Франции и Италии, снятый известным режиссёром Франсуа Трюффо, который сыграл в фильме одну из главных ролей — режиссёра, занятого съёмками.