Raphael cada día
Субботний вечер с Эльмирой Амбарцумян
Легкая беседа в сумерках
Здравствуйте, мои дорогие! За прошедшую неделю за окном пролетели со скоростью курьерского поезда все времена года: и снег с минусовой температурой, и осень с промозглым ветром и нудным моросящим дождём, и поздняя весна с ранним летом, когда температура поднималась до плюс 18 градусов, а почки на деревьях готовы были взорваться от натуги.
А на следующий день всё небо опять затянуто в низкие тёмные облака, и термометр за окном показывает "-2". Такие вот климатические качели. А так хочется уже определённости и соответствия погоды листкам календаря.
Но, думаю, лето никуда от нас не денется, планета вертится и мы всё ближе к Солнцу а, значит, к долгожданному лету.
Вот и пришло время продолжить рассказ о моём сне, который странным образом перекочевал в реальность и изменил во многом ход событий и, возможно, человеческой истории.
Субботний вечер с Эльмирой Амбарцумян
После моего нереального звонка в прошлое, в котором я уже стала сомневаться, наконец, нашлась моя Люська. Ворвавшись вихрем в квартиру, она стала взахлёб рассказывать мне о том, что рано утром позвонил Роман, её давний поклонник, и велел немедленно выпрыгивать из постели и мчаться к нему. У него, якобы, есть сногсшибательная новость. Пришлось протереть глаза и ехать на другой конец города.
Как оказалось, Роман узнал, что скоро начнутся съёмки нового исторического фильма и будут нужны статисты для игры в массовых сценах. И он, зная Люськино пристрастие к кинематографу и фанатичное желание стать актрисой, решил этому немного поспособствовать. Чем чёрт не шутит, может, и выйдет какой толк, решил он, и принялся пробивать для подруги дорогу к славе.
Но всё оказалось скучно до тошноты. Собралась толпа жаждущих пробиться на большой экран, и режиссёр долго и нудно объяснял, что и как надо будет делать. Потом всех переписали и велели прийти на следующий день. Окрылённая Люська, уже вообразившая себя великой актрисой, примчалась ко мне с этой фантастической новостью. Но я её восторга не разделила, во-первых, из-за её съёмок у нас может сорваться поездка в Крым, а во-вторых, (и это сейчас было самым главным) события сегодняшнего утра представлялись вообще чем-то экстраординарным, по сравнению с которыми Люськино кино - это детские игры.
Усадив подругу в кресло и велев ей успокоиться, я рассказала историю знакомства с Сергеем. Удивление, все сильнее проявлявшееся в её глазах по мере развития моего рассказа, утвердило меня в мысли, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. По определению... Ведь, как известно, путешествие во времени невозможно из-за вероятности возникновения парадоксов, получивших название "убитого дедушки", когда путешественник во времени может случайно помешать знакомству своих бабушки и дедушки, создав непреодолимое препятствие для собственного рождения. А раз так, то и звонки в прошлое, которого нет в настоящем, тоже не реальны. Вот такая, вполне логичная схема выстраивалась в голове, ломая и круша осязаемость всего того, в чем я сама каким-то невообразимым образом принимала участие.
Выслушивать мой скептицизм по этому поводу Люська не стала, а сразу прониклась идей встретиться с Сергеем и выяснить всё до конца. Но я остудила её пыл, сказав, что завтра пойду одна, а потом определюсь, что с этим делать, если, конечно, это не является банальным розыгрышем.
.
Время для похода за шмотками было безнадежно упущено, и мы приняли разумное решение подождать до завтра, встретившись после её съёмок и моей встречи с Сергеем, в которой я откровенно и все больше сомневалась..
Ночь тянулась бесконечной чередой странных видений и мыслей наяву. И я то категорически отказывалась от любых перспектив странного свидания, чтобы не стать посмешищем в чьих-то глазах, то видела Сергея белобородым старцем с умными проницательными глазами, ведущим со мной глубокомысленные разговоры о бренности и иллюзорности всего сущего.
Промучившись до утра, я чуть свет была на ногах, явственно ощущая себя совершенно разбитой и ни капли не готовой ни к каким чрезвычайным событиям. Хотелось спать и в то же время в душе поселилась холодящая тревога и какая-то вязкая неудовлетворённость. Спокойный, надёжный и вполне разумный мир словно потерял свою рациональную фундаментальность, а законы мироздания готовы были пошатнуться из-за одного тривиального, но в то же время загадочно-невозможного свидания.
Выпив большую кружку крепкого ароматного кофе, я почувствовала себя значительно лучше и увереннее. Стрелки на часах показывали только десять утра, и до двух часов, когда должна была состояться встреча с Сергеем, у меня была уйма времени. Я пробовала смотреть телевизор, читать, но ни передачи, ни книга, валившаяся из рук, не могли отвлечь от предстоящей встречи. Выбрав из гардероба наиболее подходящее к случаю скромное платьице, в котором я похожа на девушку из благородной семьи, коей я, в принципе, и являюсь, я вышла на улицу, решив посидеть в тенистом парке и поразмышлять о том, как держаться, что говорить, если все же он придёт.
Погуляв по аллеям, я купила брикет любимого шоколадного мороженого и села на лавочку, подальше от входа. Стояло теплое июньское утро. По аллеям гуляли мамы с колясками, бегали малыши, гоняясь за голубями, щебетали на деревьях птицы, создавая настроение покоя и умиротворённости. И я почти поверила и даже захотела, чтобы никакого Сергея не было, а странное свидание с призраком из прошлого не состоялось и я бы, с чувством выполненного долга, в половине третьего отправилась домой. Потом мы с Люськой обязательно дружно посмеёмся над этой историей и всё-таки, наперекор всему поедем в Крым, где и оторвёмся по-полной, отыгрываясь за проведённые за учебниками бессонные ночи, за колотун перед экзаменами, за излишнюю к нам требовательность и строгость преподов... Короче, за всё! Размышляя так и слизывая с палочки остатки вкуснейшего мороженого, я посмотрела на часы. Цифры показывали 13:35. Ужас! Всё, что я себе напредставляла, вылетело из головы, словно ветром сдуло, а на смену этому пришла жуткая тревога и... страх! А вдруг, всё правда, вдруг он придёт и что тогда делать, как себя с ним вести? В голове кружились одни вопросы, не имеющие ответов. Потому что такого НИКОГДА НИ С КЕМ НЕ БЫЛО!
Я еле сдерживалась от желания немедленно сбежать из этого тревожного парка, добраться до дома и зарыться лицом в подушку, чтобы напрочь забыть всё, как страшный сон! Знала бы я тогда, к чему всё это приведёт, так бы и сделала, бежала бы оттуда так, что пятки сверкали. Но... я сидела на скамейке, с дрожащими руками и мокрыми от волнения ладонями, не в силах оторвать взгляд от ТОЙ лавочки и от входа в парк.
Часы показывали уже десять минут третьего, но Сергея всё не было. Тревога уже достигла апогея, но в то же время в душе зародилась надежда, что он не явится... И хоть бы это было так! Господи, сделай, чтобы ничего этого не было, и я пойду домой и сменю номер телефона, и Люська сменит номер. Нет, лучше я куплю другой мобильник с новым оператором. И всё! Свобода! Я даже смогла вздохнуть полной грудью, словно найдя решение проблемы. И в этот миг взгляд мой остановился на входе в парк. По аллее торопливой походкой шёл мужчина. Я с замиранием сердца стала за ним наблюдать, ожидая, куда он направится...
Он шёл прямо по направлению к заветной скамейке! Подойдя к ней поближе, мужчина стал оглядываться на проходящих мимо женщин, словно высматривая кого-то в толпе. Сомнения отпали, я твёрдо знала, что это он. Надо было встать и подойти к нему, но слабость не давала мне подняться. Минуты шли, а я всё ещё сидела, как приклеенная, борясь со своим малодушием. Но деваться было некуда, я встала и на негнущихся ногах пошла к нему. Подходя ближе, я разглядела тронутые сединой волосы, красивое открытое лицо, добрый приветливый взгляд, и у меня понемногу отлегла от сердца. Приблизившись к нему я спросила:
- Вы Сергей? - он утвердительно кивнул и встал. Я протянула ему руку, которая всё ещё тряслась и представилась - Лена.
Словом, эпохальная встреча свершилась! Мы продолжали стоять, молча глядя друг на друга и не опуская руки. Казалось, время остановилось. Очевидно, для нас обоих эта встреча была сколь желанной, столь и волнующей. Мы смотрели друг на друга всё ещё не в силах поверить случившемуся, а на языке вертелось миллион вопросов. И я не знала, с чего начать разговор, он, судя по некоторой растерянности в его глазах, тоже. Наконец, он взял себя в руки и предложил сесть.
Мы сидели на скамейке под раскидистой цветущей яблоней, солнце уже перешло на другую часть аллеи и было очень тепло и уютно. Тревога постепенно улеглась, и я смогла более внимательно разглядеть Сергея. Одет он был очень просто и в то же время изысканно. От его костюма веяло респектабельностью и достатком. И обувь, и белоснежная в бледно-голубую полоску рубашка, и аккуратная, красивая стрижка - всё в нём выдавало человека с положением.
- А я, честно говоря, сомневался, что вы придёте, - сказал он, глядя на меня добрыми карими глазами. - Уж больно всё это смахивало на розыгрыш. Но тогда, сорок лет назад, я всё же записал все "пророчества" о будущем, о которых вы мне рассказали и решил ждать. Время должно было дать ответ всему. А пока я решил никому ни о чём не рассказывать: боялся, что поднимут на смех. Но, когда события стали с завидной точностью сбываться, я уже почти не сомневался в достоверности случившегося.
Сергей достал из кармана пачку сигарет и, спросив у меня разрешения, закурил.
- Тогда я учился в Политехническом на приборостроительном факультете, - продолжал он,- и мечтал создать такой прибор, который бы сделал звонки в прошлое реальными. Но приблизиться к решению этой проблемы мне не удалось. Наука была ещё не готова, а теоретические разработки не могли воплотиться в реальность из-за отсутствия материальной базы.
Возбуждение стало нас отпускать, и мы решили просто пройтись по любимому, как оказалось, нами обоими, парку. Сергей продолжал свой рассказ, потому что мне, напротив, рассказывать было особо не о чем: ведь после нашего разговора прошёл всего лишь один день.
- В тот день и много дней спустя я почти не отходил от радиоприёмника, с надеждой ожидая вашего звонка. Но, увы... Много позже я стал работать в НИИ в отделе дистанционного управления оптическими приборами. И мне удалось создать прибор, управляемый движением глаза оператора. Очень перспективное было направление, -Сергей так увлёкся, что голос его стал звучать громче обычного и прохожие с интересом стали оборачиваться нам в след. Вероятно, они принимали нас за отца, прогуливающегося со своей дочерью.
- Такой прибор должен был стоять на Луноходе-3. Первые два успешно справились со своей задачей, но возникло много попутных проблем. В частности, скорость приёма сигнала и передача картинки на землю, делала невозможным получить качественно изображение. Оно распадалось на отдельные кадры и снять чёткую, движущуюся картинку не удавалось. Вот тогда и возникла идея создания беспрерывного сигнала, создающего виртуальное присутствие оператора на луноходе.
- Лена, я не очень сильно вас напрягаю, описывая технические подробности? - прервал Сергей сам себя.
- Нет-нет... Что вы, мне очень интересно! Не думайте, что я ограниченная, ничем не интересующаяся особа. Я считаю, что знать всё - невозможно, но стремится к этому надо. Поэтому, продолжайте, я вся - внимание.
Сергей продолжил рассказ:
- Так вот... Возня с приборами, их постоянная корректировка из-за движения аппарата, затягивало время и увеличивало риск свалиться в кратер. Круговой обзор на 360 градусов был просто недоступен. Надо было не меньше семи камер, а управлять ими с помощью джойстика, да ещё одним человеком - это уж совсем неразрешимая задача Взять в команду семь операторов - это всё равно, что у семи нянек дитя без глазу. Точнее не скажешь.
Мы подошли к летнему кафе, из которого доносились запахи чего-то вкусного, свежей выпечки и ароматного кофе.
К тому времени мы изрядно проголодались: нервное напряжение у обоих дало себя знать, и мы, не сговариваясь, направились ко входу. Сергей, как настоящий джентльмен, пропустил меня вперёд и возле столика у выбранного мною места, пододвинул мне лёгкое кресло. Официант принёс меню, и при виде многообещающих названий блюд у меня разыгрался просто зверский аппетит. Но я решила остановиться на лёгком овощном салате и бутылочке минералки. А Сергей заказал стейк из телятины с клюквенным соусом и овощным миксом, затем спросил у официанта какой марки в этом кафе есть шампанское. Выбор был небольшим, и мы решили остановиться на Брюте, хотя, если честно, кислые сорта вин не слишком люблю. Но сказать об этом не решилась.
Минут через двадцать принесли наш заказ, и, глядя на красоту оформления блюда Сергея, я пожалела, что тоже не заказала такое же. А Сергей разрезая ножом нежнейшую телятину и отправляя в рот первый кусок, сказал, что в Америке такого вкусного стейка не ел ни разу. Прочитав в моих глазах вопрос, он сказал, что его сын Андрей живёт в Кембридже и бывает в Гарвардском астрофизическом центре и что он несколько раз посещал его за границей. А сейчас сын ждёт звонка Сергея, подтверждающего нашу встречу, тогда Андрей сам прилетит в Россию.
- Да, он знает эту историю с детства. Я много раз ему рассказывал. Поначалу, он воспринимал это как сказку, но когда всё стало сбываться, а он взрослел, то тоже, как и я когда-то, загорелся идей путешествия во времени. Отсюда и специальность -астрофизик.
- Давайте с вами, Леночка, выпьем за то, чтобы перейти на "ты": ведь мы знакомы целую вечность, - сказал Сергей, поднимая бокал.
- Нет, всего один день. - поправила я, - но перейти на "ты" я согласна, хотя для меня это трудновато в силу понятных причин.
Мы подняли бокалы и легонько чокнулись. Шампанское было прохладное и жгучие пузырьки приятно покалывали язык.
- А что произошло с вашим, с твоим, поправилась я, изобретением и Луноходом-3? -вернула я разговор в прежнее русло.
- Прибор успешно прошёл испытания, но внезапно старт Лунохода-3 был отменён, и все работы по изучению Луны как у русских, так и у американцев, были свёрнуты. В глазах Сергея мелькнуло сожаление и разочарование.
- А причиной тому было совсем уж фантастическое объяснение, - продолжил он. - И наш Луноход-2 и американский Апполон -17 столкнулись на Луне с загадочным явлением: во время движения по лунной поверхности, они наткнулись на куполообразное строение явно искусственного происхождения, из которого вышли похожие на раков существа и подошли к нашим аппаратам.
Они были очень похожи на роботов. После чего связь с ними прервалась, но на землю было отправлено послание, что земляне являются на Луне персонами нон грата и что Луна - суверенная территория. Апполон, не закончив программу исследований, вернулся на землю. Но после того, как весной 1973 года американцами на Луну был тайно послан ещё один аппарат, Хьюстон получил сообщение от модуля, что высадка на Луну запрещена, а доказательства силы будут продемонстрированы в одном из национальных парков. Вскоре на площади в четыре гектара растущие деревья превратились в голые стволы. Власти выдвинули гипотезу о применении гравитационного оружия. Но на Луну больше не совались. Русские тоже свернули все исследования лунной поверхности.
Вот так моему изобретению перекрыли дорогу в космос, - сказал Сергей, глядя словно сквозь меня. Вероятно, он видел то, что никогда не суждено увидеть нашему последнему луноходу.
- Но моё изобретение не пропало даром. Оно нашло себе применение в разных областях науки и техники, хотя и ни на шаг не приблизило меня к разгадке нашего с тобой разговора через время. Зато у сына есть кое-какие соображения на этот счёт, и скоро мы узнаем, сможет ли он помочь нам разгадать эту тайну.
Мы сидели окружённые тенистыми деревьями, играла негромкая музыка и прислушавшись я уловила исполнение очень знакомой мне мелодии на испанском языке. Пел её мужской голос, необыкновенной красоты. Имени исполнителя я никак не могла вспомнить, но Сергей, как-то странно замолкнув на полуслове, сказал, что это поёт любимый его сестрой испанский певец Рафаэль, а песня называется, кажется, Somos. И тут наш разговор резко поменял направление, чему я была очень рада. Фантастические страшилки про пришельцев на Луне выбили меня из равновесия и изрядно напугали.
Во время звучания этой песни, Сергей внимательно, словно оценивающе, смотрел на меня. И я пожалела, что не надела что-нибудь более нарядное. И хоть Сергей был намного старше меня, но всё-таки он был мужчина и очень интересный. И всё же у меня не укладывалось в голове: как это могло быть, что только вчера говорила с молодым парнем, а сегодня передо мной элегантный, обаятельный, но немолодой уже человек. И это всё тот же Сергей! Как трудно, почти невозможно стянуть эти два образа в один...
- Расскажи, пожалуйста, о своей сестре и о Рафаэле, если знаешь, - попросила я. Сергей сказал, что эта тема очень далека от сферы его интересов, но он знает, что сестра, невзирая не протесты мужа, постоянно мотается в Испанию на концерты своего кумира в компании таких же "отмороженных" подруг. И что после этих поездок её никто узнать не может: молодеет каждый раз лет на десять и про свои болячки забывает напрочь. А её муж, видя какое благотворное действие на неё оказывают эти поездки, махнул рукой и предоставил ей возможность получать удовольствие, раз она после них забывает про докторов.
- Хотя, ты знаешь, - продолжил Сергей,- я и сам бы не прочь слетать туда и зарядиться энергией. Ведь поёт Рафаэль действительно замечательно! А твоя мама, она всё ещё хранит его старые диски?
- Да, я ведь вчера об этом тебе говорила. Ой, какая я бестолковая, это у нас вчера - это "вчера", а для тебя - это сорок лет!
- Прости-прости, - выпалила я,- поняв, что выразилась бестактно, напомнив Сергею о его возрасте.
- Ничего, не извиняйся. Такова жизнь, и никто в этом не виноват. Сергей улыбался своей доброй улыбкой, которая словно растворялась в уголках его глаз.
Звонок Серёжиного мобильного прервал наш разговор. Сергей внимательно слушал, потом произнёс: - Здравствуй, сын. Да, она пришла, и мы уже много общались. Вот теперь ждём тебя.
Тут в голосе Сергея прозвучала тревога.
- Откуда они узнали? Как ты мог ему поверить, ведь ты знаешь, что он за человек и на кого работает! У тебя незнакомый номер, ты с автомата? Тогда всё нормально. Сдай билет и купи перед самым вылетом на другой рейс. Я тебя встречу. И звони только из автомата, да смотри, нет ли хвоста. Если всё так серьёзно, как ты говоришь, то будь очень и очень осторожен.
Но давайте пока оставим наших героев и прервёмся ненадолго и послушаем Рафаэля, о котором в этой истории уже шла речь.
За это время прилетит из Америки сын Сергея и, быть может, нам удастся разгадать тайну звонка в прошлое.
Любите себя и своих близких, пока время не разлучило вас.
Ваша Эльмира Амбарцумян
Шауляй (Литва)
Дополнительные материалы: