Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> От Рафаэля до "металла" по вторникам с Александром Поповым

Raphael cada día

19.01.2016

От Рафаэля до "металла" по вторникам с Александром Поповым


Темно-пурпурный закат. Часть II

Сегодня Александр Попов продолжает рассказ о группе Deep Purple, чье творчество сыграло гигантскую роль в развитии всего мирового музыкального процесса. Напомним, о чем шел разговор предыдущий раз:

Темно-пурпурный закат. Часть I

Итак, группа Deep Purple получила хорошие отклики на альбом и отправилась на гастроли в США. Прием в Америке был не сравнимо более теплым, и концертные сборы здесь значительно превышали плату в родной Англии, поэтому музыканты всерьез рассматривали идею перебраться сюда на более длительный период, пока не выяснилось, что Йен Пэйс может быть призван в армию и отправлен на войну во Вьетнам.

Но, несмотря на успех, гастроли по США менеджеры группы назвали "дьявольски кошмарными": дело в том, что между музыкантами назрели серьезные противоречия.

Джон и Ритчи считали, что вокалист Род Эванс и басист Ник Симпер не справляются со своими обязанностями, поскольку слабо звучат в темповых роковых песнях и, соответственно, становятся балластом для всего коллектива. Барабанщик Йен Пэйс поддержал лидеров. Вернувшись в Англию, группа произвела первую смену состава, когда на место ушедших Рода и Ника были приглашены двое новых музыкантов - Йен Гиллан и Роджер Гловер из группы Episode Six. Уже летом 1969 года D.P. начали выступать на концертах в новом составе Mark II, которому суждено было стать самым успешным.

С каждым выступлением они играли все слаженней, музыка усложнялась, однако у музыкантов появились неожиданные новые идеи. Они начали работу над фантастически грандиозным проектом - концертом для рок–группы и симфонического оркестра. Осенью в самом престижном зале Великобритании - лондонском "Royal Albert Hall" - cостоялась премьера "Концерта для группы и оркестра" Джона Лорда и сочинения Малькольма Арнольда "Симфония №6".

Концерт имел огромное значение не только для группы, но и для всей мировой рок–музыки в целом. Это выступление Королевского филармонического оркестра с восходящим к славе коллективом доказало, что рок может стоять на одной ступеньке с серьезной музыкой. И снобистское отношение к этому направлению как чисто развлекательному жанру стало уходить в прошлое.

По следам D.P. пошли другие рок – группы - "The Moody Blues", "Procol Harum" тоже выступали с симфоническими оркестрами и записывали соответствующие "живые" альбомы, так что на современной рок сцене осталось очень мало известных исполнителей, в творческом багаже которых нет "симфонических" альбомов ("Scorpions", "Metallica" и многие другие также давно записали свои "симфо").

Невозможно не упомянуть и о "Sinphonico" нашего любимого Рафаэля, премьера которого прошла этим летом в королевском театре "Real", и мы уже услышали новый диск. Хотя, наверное, возникает вполне законный вопрос: почему это произошло только в 2015 году? Ведь D.P. записали свой "симфонический" на 46 лет раньше, когда их знали очень мало, а Рафаэль в 1969 был реальной мега–звездой.

Видимо, все дело в демократических традициях, которые в весьма, казалось, консервативной Англии были все-таки очень сильны. Испания же того времени была еще абсолютно тоталитарным государством, которому только предстояло преодолеть многие предрассудки и искусственные ограничения, в том числе, и музыкальной сфере, и Рафаэлю в этом движении вперед надлежало сыграть одну из ведущих ролей.

После "Concerto" о D.P. активно заговорили. Посыпались приглашения на гастроли, но коммерческого успеха этот экспериментальный альбом все-таки не снискал. В результате появления "Concerto..." в группе разразился новый конфликт. На этот раз между Джоном Лордом и остальными участниками, что чуть было не закончилось уходом органиста. Но, к счастью, менеджерам удалось помирить музыкантов.

Первую половину 1970 года группа, в основном, гастролировала по Британии, хотя выезжали и за границу – во Францию, Германию, Нидерланды, Австрию, а также снималась в нескольких телепрограммах. Одновременно с гастролями музыканты записывали очередной альбом, обкатывая новые идеи на сцене, и, если они нравились публике, то ложились на магнитную ленту.

Наконец, летом 1970 года на прилавках магазинов появился "Deep Purple in Rock".

Казалось, что эту пластинку записывала совсем другая группа: от D.P. времен "Апреля" ничего не осталось.

D.P. окончательно стали хард–рок ансамблем. Мощный интенсивный саунд, лишенный разностилевого шараханья, бурная, энергичная музыка, виртуозные гитарные и органные соло, безупречная работа ритм–секции и богатые возможности вокалиста Йена Гиллана - это все то, что произвело сильнейшее впечатление на публику. И альбом D.P. появился в британском хит–параде!

Торжественное звучание органа разбивается вдребезги первыми аккордами тяжелого рок–н–ролла "Speed King".

А он, в свою очередь, переходит в неистовую "Bloodsucker" и, наконец, "Child in Time". 

На этой композиции хотелось бы остановится подробнее. Мало кто знает, но первоисточником песни "Child in Time" является композиция "Bombay calling" американской группы "It's а Beautiful Day". Звучит красивое органное вступление Джона, к которому присоединяется гитара Ритчи. Каждый музыкант добавил какую–то свою "магию", и Гиллан продемонстрировал великолепные вокальные возможности, – так возникла песня.

Чем она являлась для нас в те далекие годы юности? Очень трудно выразить словами чувства, которые мы испытывали, слушая эту музыку: какое–то "неземное" торжественно–гимновое начало, создающее возвышенное настроение, а потом тяжелый, я бы сказал, "сексуальный" инструментал, сравнимый с оргазмом, порождали особые ощущения... Недаром "Child in Time" пользовался у нас на танцах большим успехом, и вместо какой–нибудь слащавой балладки ставили именно эту композицию. 

Да, именно на танцах тогда, в начале 1970-х, когда дискотек у нас еще не было и диско музыка в СССР не дошла, мы оттягивались где–нибудь в "красном уголке" или в "ленинской комнате", наконец, просто в спортзале под магнитофон с записями D.P., "The Beatles", "Rolling Stones", "Shocking Blue" и "Creedence Clearwater Revival"...

Однако вернемся к альбому "Deep Purple in Rock" (игра слов: "rock" - по – английски – скала), который поднялся до 4-го места в Британском хит–параде и стабильно хорошо продавался, находясь в первой двадцатке дольше года.

Несколько слов об оформлении. Члены группы были изображены высеченными в скале - точь–в–точь как четверка американских президентов, запечатленная скульптором Гатсоном Борглумом в горе Рашмор в штате Южная Дакот в 1930–х годах прошлого столетия. Конечно, это было сделано с прицелом исключительно на американскую аудиторию.

Альбом продолжил свое победное шествие по Европе: в Германии D.P. получили свою первую золотую пластинку - "In Rock" был здесь вне конкуренции. Остается только догадываться, какой успех имела бы эта великая пластинка на просторах нашей Родины.

Основываясь на богатом жизненном опыте и анализе продаж в постсоветский период, смею утверждать, что успех был бы огромный: молодежь жаждала такой музыки, и D.P. стали одной из самых популярных и востребованных западных групп в нашей стране, а о том, какое большое количество советских профессиональных (и любителей) музыкантов стали играть "под Блэкмора" и петь "под Гиллана" можно написать целую книжку.

Продолжение следует...

Александр Попов
Санкт-Петербург (Россия)

Дополнительные материалы:

От Рафаэля до "металла" по вторникам с Александром Поповым




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.