Raphael cada día
Четыреста прозвищ Рафаэля
Вспомним, как это было
В мае 2011 Рафаэлю был вручен необычный приз - "400 прозвищ". Уругвайская газета "Últimas Noticias" выпустила памятный номер своего издания, в котором были представлены все «400 имен Рафаэля», кропотливо отобранные из мировой прессы.
Пабло Мотос, принимая в 2014 Рафаэля в своей программе El Hormiguero, не преминул включить некоторые из этих прозвищ в викторину, где артист должен был выбрать правильный ответ из двух предложенных на выбор. Эта передача была представлена в нашем издании, но без перевода предъявляемых на экране текстов.
А ведь стоит всмотреться в то, что писали о Рафаэле журналисты. И также стоит обратить внимание на выражение лица артиста, когда ему зачитывают очередной шедевр - только огромное чувство юмора помогает сохранить самообладание в подобной ситуации. Итак,..
Сегодня Рафаэль заполнит еще одну славную страницу в истории баллады на испанском языке: это уникальная премия уникальному артисту.
Более двухсот журналистов со всего мира присвоили ему 400 прозвищ, пытаясь описать его искусство и его талант. Это рекорд, сравниться с которым невозможно.
«Иисус Христос»
El mundo, Испания. 27 июня 2002. Кико Альседо
Иисус Христос был обманщиком: настоящий (монстр) родился в Линаресе. У него нет двух голов, но есть сертификат Королевской академии: «это существо, противоречащее законом природы, так как заметно отличается от представителей своего вида». Потому что каждый его слог – это сердечный приступ. В каждой строфе он вывинчивает лампочку. С рафа-готический эстетикой – без лампочки. Смеясь над самим собой и над нами. С бабушкой или сам по себе – и пусть говорят, что хотят. Все уже сказано: холодная война закончилась в 1989, а он с урановым диском (50 миллионов проданных пластинок) продолжает находиться в окопах.
Джон Уэйн музыки
El mundo, Испания. 27 июня 2002. Кико Альседо
Литургия со швейцарской пунктуальностью началась в 22-00. Мы ожидали, что это будет три часа ритуала и верховый жрец (с львиной гривой волос, в черных одеяниях), а появился некто отнюдь не сдержанный и благопристойный. Джеймс Браун грозил своему ударнику пистолетом – ему же достаточно обратить свои глаза на его верных последователей. Ему предстоят сорок песен, словно сорок лет движений по шоссе. Но без извинений и отговорок: если кто-то – Рафаэль, то оправдания излишни.
Это демонстрация физических возможностей (и без репетиций, «я никогда их не провожу – зачем?») тех людей, что сформировали эпоху: ему 59 лет – и больше энергии, чем у зайца Duracell. И возможно, это же - причина того, что официальная современность его родины появилась в театре Лопе де Вега (Аляска и Бунбури).
Заяц Duracell
El mundo, Испания. 22 августа 2009. Кико Альседо
Оргазм, который не заканчивается
Pagina 12, Аргентина. 10 июня 2001. Родриго Фресан
Вопрос: что общего между простонародной экзальтацией дуэта Estopa, тропикалоидным туризмом группы Jarabe de Palo, чистой совестью стильных ребят из La oreja de Van Gogh, апологией канальи Хоакина Сабины, вокальными претензиями группы Los Planetas, фальшивящим for export (на экспорт) Энрике Иглесиасом и цыганщиной Алехандро Санса на радио? Простой ответ - что все они сегодня заполонили обложки журналов и рейтинги продаж иберийской поп-музыки, экология которой страдает от загрязнения. Более интересный ответ заключается в том, что все они начали петь гораздо позднее Рафаэля, и закончат также гораздо раньше Рафаэля. На самом деле возможно даже, что Рафаэль не закончится никогда, потому что Рафаэль – это непрекращающийся оргазм.
Испанский Дэвид Боуи
Lavoz.com.ar, Аргентина. 5 марта 2009. Херман Арраскаэта
Огненная Птица
Viva, Коста-Рика. 29 августа 2009. Ана Мария Парра А.
Святой Грааль сценического артистизма, обратившийся в песню
El Sur, Чили. 3 декабря 2001. Рориго Пинчейра
Рафаэль – это «Горец» эстрады. Похоже, он никогда не закончится. И хотя я не принадлежу к тем, кто купил бы диск этого певца (я сделал это тридцать лет назад), но никто из тех, кто услышал, как он за два часа и сорока минут спел в Gimnasio Municipal в Консепсьоне больше тридцати песен, не смог бы остаться равнодушным.
Дополнительные материалы: