Raphael cada día
Институт Сервантеса прощается с днем всех святых
Хеллоуин на мексиканский лад
1 ноября - культовый для многих наций день, в который придерживающиеся американской традиции празднуют Хеллоуин, французы отмечает день всех святых Туссен, а Испания и Латинская Америка добавила к нему 2 ноября - день поминовения усопших.
Вот и в Институте Сервантеса в эти дни мексиканские преподаватели языка устроили в актовом зале алтарь усопших в традиционном мексиканском стиле.
Посол Испании в Российской Федерации Игнасио Ибаньес Рубио особо отметил в твиттере креативный ход сотрудников института
Ignacio Ybáñez Rubio @IgnacioYbanez
Los profesores mexicanos @InstCervantes Moscú han organizado típico altar de Muertos que permanecerá abierto al público hasta 5 de noviembre
Мексиканские преподаватели Института Сервантеса в Москве устроили типичный алтарь усопших, который будет открыт для публики до 5 ноября.
Такая неожиданная яркая и многофигурная инсталляция в строгом серо-синем зале сразу привлекает внимание. Поскольку считается, что в этот день усопшие покидают свои места "постоянной прописки" и возвращаются домой, родственники стараются всячески ублажить и повеселить их, так что алтарь радует глаз разнообразием украшений и угощений.
На алтаре устанавливаются фотографии "незабвенных". Непременный атрибут - крест, а также четки и образ Святой Девы Марии, в католической традиции почитаемой не менее Иисуса Христа, как помощницы и защитницы. Ведь против покойников, даже родных и давно утихомирившихся, защита никогда не помешает. Символы memento mori - скелеты, причем как мужского, так и женского пола, выполненные в виде фигурок или изображенные на традиционных керамических плитках, являются непременным компонентом праздничного алтаря. И обязательное подношение - свежие фрукты и сладкая выпечка "хлеб мертвых".
Приветствуются также крендельки и забавные пирожные в виде нарядных гробиков. Для детей кладутся куклы и другие игрушки, а для крутых мачо - миниатюрные автомобили и как веяние времени - мобильники, испеченные из теста и украшенные цветной глазурью. Похоже, мексиканские покойники одобряют также оливки, чипсы и шоколад. Вообще же на алтарь принято ставить любимые блюда усопших.
Разумеется, праздничный стол украшается бумажными и живыми цветами, и конечно, он не может обойтись без вина с соответствующими по размеру рюмочками, а для запивки ставится кувшин с чистой водой. На столе также присутствует соль (иногда из нее делают крест, что символизирует очищение душ) и крест из пепла, который должен помочь душе выйти из чистилища.
Дорожка к алтарю, на которой выложен крест из цветов, обрамлена свечами и завершается как и начиналась, букетами из живых хризантем, а также симметричной инсталляцией из трех черепов разных размеров - как напоминание о бренности всего живого. Зато веселый скелет в пышной гофрированной юбочке с ярким веером в руке призывает радоваться жизни.
А эти яркие керамические фигурки, "дерево смерти" и "дерево жизни", изображают госпожу смерть в окружении цветов и черепов и сценку из райской жизни с нагими Адамом и Евой и уже втиснувшимся между ними змием. Несмотря на грустную тематику, выглядят они очень жизнерадостно, сочные тона и хорошая проработка деталей превращают их в симпатичное настольное украшение в духе католической традиции, тяготеющей к скульптурному изображению, в отличие от православной тенденции к плоскостным картинам.
Потолок над алтарем и ведущей к нему ковровой дорожкой украшен изящно вырезанными салфетками, изображения на которых также соответствуют тематике события.
Узнаваемо мексиканские портреты в огромных сомбреро и сценки из потусторонней жизни на ярких разноцветных полотнищах являют собой целую художественную галерею. Забавно видеть, как два трудолюбивых скелета несут на плечах гробик с будущим коллегой. А строгий крест соседствует с парочкой развеселых скелетов, танцующих нечто зажигательное.
Поклонники Рафаэля, проживающие за пределами Мексики, имели возможность увидеть образчик этого искусства а в 2011 году в его спектакле Te llevo en el corazón, когда в блоке ранчера на заднике сцены появлялось теневое изображение жанровой сценки: парочки скелетов, держащих в руках бойцовых петухов.
Отдельно взятый лишенный тела череп, примеряющий богато украшенное сомбреро, выполнен из "утренней" оранжевой бумаги. А очень деловой скелет, несущийся куда-то по своим делам на велосипеде с нагруженным доверху багажником, явно делает это под покровом ночи.
Парные изображения скелетов, не расстающихся даже после смерти, вызывают умиление свое верностью и любовью до гроба (и даже уже в оном). В общем, если судить по сюжетам, в мексиканском загробном мире идет весьма насыщенная и содержательная не-жизнь.
Сегодня последний день, когда это великолепие можно увидеть вживую в институте Сервантеса, так что все, кого заинтересовало такое необычное сооружение, еще имеют шанс ознакомится с ним детально и при желании даже прикоснуться, в прямом смысле слова, к этой красоте. Правда, маленьких детей с длинными руками с собой брать не стоит. Мало ли что...