Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> О Риме и Неаполе глазами Евгения Понасенкова

Raphael cada día

26.06.2018

О Риме и Неаполе глазами Евгения Понасенкова


И о литературном путешествии по Москве после лекции

В конце мая актовый зал московского ЦДЛ снова стал свидетелем выступления (так как лекцией это артистическое действо, пожалуй, не назовешь) Евгения Понасенкова. Поскольку записи лекции не предвидится, я тоже не стану рассказывать о том, какими секретами поделился Понасенков со своими слушателями, но немного вспомню, как он это делал, как всегда, сообщая слушателям огромное количество исторически выверенных фактов...

... остроумно и эмоционально комментируя самого себя и тщательно подобранные фотографии, проецировавшиеся на задник сцены, и яростно обрушиваясь на тех, кто впустую ходит по древней земле, ибо они смотрят — и не видят, слушают — и не слышат и не понимают (кстати, евангелие от Матфея, 13:10-17) и имя которым – туристы (в произношении Евгения это звучит как «террористы», и это вполне оправдано, так как их разрушительные задачи действительно во многом схожи).

Эта лекция – не пособие по страноведению и не путеводитель для путешествующих, а изложение собственного взгляда на страну, давно и хорошо описанную авторами как из российской глубинки, так и из сердца Европы: ведь Рим, колыбель цивилизации, всегда притягивал взоры и умы (ну, и тела тоже) просвещенного (и не очень просвещенного) человечества.

Судя по удовольствию, с которым Евгений говорил о разных уголках Рима и Неаполя, по сочной детализации описаний и обилию конкретной информации, он рассказывал о своем собственном микроареале обитания в этих городах или об излюбленных маршрутах его дневных и ночных прогулок. Это опыт, полученный из первых рук (или даже ног, потому что эта страна не один раз пройдена Понасенковым в прямом и переносном смысле). Никакого секонд-хэнда – такового у Евгения не водится, за исключением нескольких (интересно, сколько комнат занимает его коллекция?) вещиц, которые в силу почтенного возраста, исчисляющегося порой столетиями, уже заслужили звание антиквариата.

Понасенков сыплет названиям площадей и улиц, подробно описывая все, что можно увидеть в режиме «посмотрите налево – посмотрите направо», включая не значащиеся в вадемекумах музеи и храмы и экспонаты, не представленные ни в одном бедекере и ускользнувшие из цепких лап интернета, который, подобно химии (как сказал М.В. Ломоносов), широко распростирает загребущие руки свои в дела человеческие.

Все эти маршруты пройдены, выстраданы и пережиты, и, будучи не один раз пропущены через фильтр зрения и слуха, обрели не только стереоскопичность, но и четырехмерность, расслоившись на пласты, нанизанные на хронологическую ось, уходящую во времена urbe condita, в которые Евгений и предлагает погрузиться всем путешественникам (и упаси Дарвин назвать их туристами или, что гораздо хуже, стать ими), почувствовав себя путешественниками во времени и разглядев в настоящем прошлое, восстановив для себя по обломкам цивилизации огромный (особенно по меркам той древней эпохи) мир.

Евгений увидел в Италии не только внешнюю живописность (о которой он в 2012 достаточно много рассказал и показал в фильме «Мистерии неаполитанского залива»), но и проникся ее духом, прочувствовав изнутри жизнь древних городов во всей их временной протяженности.

Вслушаться в давно отзвучавшие шаги, вдохнуть аромат обратившихся в прах цветов, пригласить на рандеву блистательную красавицу XVI века, ощутить себя частью романского мира – ради этого стоит совершить гранд-тур (хотя ныне он будет не таким грандиозным, каким бывал в минувшие времена).

По мнению Евгения, узнать страну или город – это не ознакомиться с обязательным списком достопримечательностей и сфотографироваться на фоне известных всеми миру «объектов», а выстроить, подобно гурману, знающему, что и в какой последовательности надо смаковать, свой хронологически выверенный маршрут вхождения в историю, музыку и культуры страны, а затем наслаждаться богатым пиршеством, упиваясь каждым открывшимся глазу пейзажем, силуэтом, панорамой. 

Понасенков набросал именно такие маршруты для желающих увидеть и узнать Рим и Неаполь, задав ритм вхождения в локальный континуум, детально расписав график по дням и часам, указав, порой с точностью до минут, в какое время следует побывать в том или ином месте, чтобы поймать в ловушку памяти игру солнечного света, обозначив направление, в котором надо передвигаться по улицам (как правило, идти следует в сторону, противоположную той, куда двигается стадо «бабуинов») и указав объекты, смотреть на которые категорически запрещается.

Евгений привлекает внимание к скрытым в глубоких нишах рисункам, призывает поднимать головы к потолку или рассматривать только стенные фрески, чтобы изобильный окружающий фон не отвлекал и не сбивал с в настроя, разрушая целостность внутреннего образа города, собранного из мозаики тщательно отобранных впечатлений. И называет клубы, в которые нужно зайти, чтобы насладиться куртуазными удовольствиями, предоставляемыми ночной жизнью города – на материке и островах.  

Посмеявшись мимоходом над излишне ревностными итальянскими католиками («чем меньше зубов, тем больше веры») и обронив, что в Италии многие любят Муссолини и не скрывают этого, Евгений поделился своим шуточным ноу-хау по проникновению в дома старой аристократии, где в древних атриумах, спрятанных от посторонних взоров садах и закрытых (ввиду малочисленности семейства и бедности, этого бича местной знати) покоях остановилось время. «Мы здесь не живем – здесь живет XVI век» - услышал он в одном из палаццо - и тем интереснее исследовать эти осколки былого величия.

Возможно, следуя рецептам Евгения, исполнительные слушатели, попав в Рим или Неаполь, увидят их именно такими, какими их видит и чувствует Понасенков - но ведь это не самые худшие образы вечных городов, возможно, гораздо более адекватные, чем фотографически безупречные, исчерпывающие и беспристрастные описания всех их чудес и красот, упорядоченные по алфавиту и снабженные примечаниями со стоимостью входных билетов. 

И в конце этой лекции всех, кто, следуя намеку Евгения, потрудился принести с собой в ЦДЛ его недавно вышедшую, но уже успевшую произвести некоторый фурор в научном мире и творческих кругах монографию «Первая научная история войны 1812 года», ждал приятный сюрприз. Все они поднялись на сцену, чтобы сделать общий снимок, и хотя таких предусмотрительных слушателей оказалось очень много, они, слегка потеснившись, все же сумели разместиться на эстраде вокруг автора, обеспечив себе прекрасный сувенир на память об этой встрече.

 

Но на этом неожиданности не закончились – Евгений вывел своих почитателей на улицу, и под полной майской луной огромная толпа прошествовала по Большой Никитской сначала к зданию ТАСС, затем остановилась у консерватории, чтобы сделать еще один снимок (можно сказать, на пленэре) на ступенях у памятника великому (по многим причинам) Чайковскому, после чего продолжила свое шествие к Манежной площади под объяснения Евгения, время от времени останавливавшегося, чтобы истолковывать то, на что упал его взор на этой улице с богатой историей, или дать очередной автограф робкому поклоннику, осмелевшему в этой непринужденной обстановке и решившемуся приблизиться к кумиру. 

Я, подобно многим дамам, не готовым к столь длительной прогулке и с усилием стучавшим изящными шпильками по тротуарам (и без всяких усилий - замерзшими зубами) покинула эту исполненную энтузиазма компанию у входа на Манежную площадь и только по слухам могу сказать, что прогулка завершилась уже после полуночи на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому, где Понасенков «собрал вокруг себя род веча» и...  

Но об этом пусть расскажут те, кто дошел до конца. Но, по крайней мере, стало ясно, что когда Евгению вздумается вывести народ на улицы, ему это легко удастся, и я подозреваю, что реши он, подобно анти-Суворову, штурмовать Альпы, дабы попасть в благословенную Италию, на перевале он не будет одинок.   

После этого вечера рядом с ним будет множество желающих увидеть этот изумительный край, так наглядно, подробно, с большой любовью и заинтересованностью описанный Евгением во всем его многообразии.

Алисия Кучан




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.