Raphael cada día
Рисунки Пикассо в Москве
Выставка одного альбома
Российским любителям и ценителям живописи вновь выпал шанс встретиться с творениями еще одного великого испанского художника.
Благодаря совместным усилиям посольства Испании в России, Фонда Пикассо, Дома-музея Пикассо, Городского совета Малаги, ГМИИ (и помощи ВТБ) в Москву приехали работы Пикассо периода первого обращения к кубизму.
29 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина состоялось официальное открытие и пресс-показ выставки "Анатомия кубизма". На церемонии открытия присутствовал посол Испании Игнасио Ибаньес Рубио и театральный критик, театровед, общественный и государственный деятель Михаил Швыдкой, а также директор дома-музея Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.
Основой экспозиции стало издание из собрания Дома-музея Пикассо в Малаге - тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к картине «Авиньонские девицы» (1907), изменившей всю мировую историю искусства.
Сегодня это полотно постоянно находится в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА) и не вывозится за его пределы.
На московской выставке показаны 60 рисунков из тетради с набросками Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам», созданными в мае — июне 1907 года.
Рассказывать о картинах - занятие неблагодарное, ведь каждый видит их по-своему, а такой неоднозначный автор, как Пикассо, дает материал для огромного количества толкований. Поэтому мы просто советуем всем, кто находится в пределах территориальной доступности, прийти в музей и насладиться вживую этим неординарными рисунками.
Но стоит отметить, насколько грамотно устроена эта экспозиция. Шестьдесят ахроматических набросков, выполненные чернилами и гуашью в обычной ученической тетрадке в линейку за десять сантимов, - не самое эффектное зрелище.
Но организаторы оторвались от плоскости и вынесли экспонаты в третье измерение, разбавив их скульптурными элементами, придав таким образом объемность и цветность и расширив границы выставки в географическом и темпоральном планах.
Столы светлого дерева (всего пятнадцать шагов в длину и пять в ширину) рассчитаны на осмотр с двух сторон, при этом рисунки располагаются в застекленных кассетах на столах и на щитах, расположенных поперек основной плоскости, так что взгляд посетителя постоянно перемещается по вертикали и горизонтали, и это движение вверх-влево-вниз-вверх-вправо помогает избегать монотонности, неизбежной при осмотре большого числа однотипных экспонатов. Великолепная конструкторская находка - размещение на столе артефактов самых разных эпох (от I тысячелетия до нашей эры до не так давно закончившего девятнадцатого века), выполненных в разных жанрах из разных материалов. Греция, Египет, Кипр, Боспорское царство, Африка, представленные бронзой, мрамором, деревом, слоновой костью рассказывают о корнях и аналогах работ Пикассо, служат параллелями для сравнения и придают дополнительную глубину авторскому замыслу.
Гидрия и килик, маска и ростовые парные фигуры, фрагменты фризов и резных пластин, обнаженные финикийские дамы и божественные соколы, замершие в стеклянных витринах "на одного", подобраны таким образом, что становятся как бы трехмерным комментарием к изображениям на эскизах великого испанского художника.
И на отдельном стенде находится сильно уменьшенная копия собственно "Авиньонских девиц" (размеры оригинала - 244х243), на оборотной стороне стенда представлено "Купание" Сезанна.
Бесконечные ряды женских фигур в разных ракурсах, опробованных на страницах рабочей тетради Пикассо, обнаженных до степени анатомического атласа, воплотились в пять образов сотрудниц "философского борделя" (таким было первоначальное название картины).
По одной из версий «сюжет» картины инспирирован борделем в Готическом квартале Барселоны на улице Каррер д'Авиньо, так что прованский Авиньон не имеет к ней никакого отношения.
Остается только гадать, чем так обидели эти веселые каталонские девицы художника, что он вывел их в таком виде. Возможно, тут аллегорически представлена история деградации homo sapiens (неизбежная в учреждениях подобного рода): при прочтении слева направо фигуры все больше обнажаются, и одновременно утрачивают человеческий облик и демонизруются, а фон меняется от золотистого к голубому, переходящему в синий.
А возможно, как сказал наш автор Дмитрий Седов, составивший мне компанию при посещении музея, центральная фигура служит фильтром и осью симметрии для отражения в иной, темный план, где все женщины - ведьмы и дьяволицы, скрывающие лица под масками. Что ж, сколько людей - столько способов восприятия и осознания увиденного. Так что мы приглашаем наших читателей прийти и поразмышлять.
Выставка располагается в зале 31 в главном здании музея (ул. Волхонка, 12), для входа на нее достаточно обычного билета на посещение музея. Билеты можно приобрести в день посещения в кассах музея или заказать заранее по интернету.
Зал открыт для посетителей с 30 августа по 28 октября каждый день, кроме понедельника, с 11-00 до 20-00.
Алисия Кучан