Raphael cada día
Концерт органной музыки в ММДМ
Зал вибрировал от божественных звуков
Сегодня мы хотим рассказать нашим читателем о концерте, который состоялся в эту среду, третьего апреля, в Московском Международном Доме музыки
И хотя это не тот спектакль, о котором в течение последних десяти дней думают и которого ждут поклонники Рафаэля, мы считаем, что он стоит того, чтобы сказать несколько слов об артисте, демонстрировавшем свое искусство на Красных холмах.
Потому что Роберто Фреско, знаменитый испанский органист и педагог, чья игра сопровождает воскресные мессы в мадридском соборе Альмудена, давно и прочно занял место на международном музыкальном Олимпе. Список его регалий весьма обширен, география выступлений охватывает все континенты, а его ученики уже сами стали мэтрами. Кстати, один из них, Хуан де ла Рубья, также регулярно выступает в Москве
Концерт Хуана де ла Рубья в Московском доме музыки. 2018
Несмотря на будний день, Светлановский зал ММДМ был заполнен до предела, и свободным оставался только служебный ряд, расположенный перед барьером, отделяющим партер от амфитеатра - там восседала одинокая дама (что даже удивительно, потому что, насколько можно судить по опыту посещений Дома музыки, он всегда пустует). И надо сказать, что концерт, ради которого собрались все эти 1699 зрителей, не разочаровал любителей музыки. Ведь основа успеха спектакля подобного рода - не только мастерство органиста, но и уровень авторов музыки, и качество инструмента, на котором она исполняется.
И в данном случае все эти факторы сработали на триумф. Орган, установленный в ММДМ, уникален по объему предоставляемых пианисту возможностей.
Этот самый большой в России орган (весящий тридцать тонн) был установлен в ММДМ в 2004 консорциумом немецких фирм Glatter Gotz (Овинген) и Klais (Бонн) и может издавать звуки в широчайшем диапазоне частот – от инфразвука до нижней границы ультразвука, от легчайшего пианиссимо до ураганного фортиссимо, имитируя игру на любом инструменте, и даже природные звуки. Орган обладает тремя 32-футовыми лабиальными и одним 32-футовым язычковым регистрами, которые способны звучать на октаву ниже контрабаса. Общее количество металлических и деревянных труб в органе — 5582, длина самой большой трубы больше 12 метров, самой маленькой — около 10 миллиметров. А зал, в котором находится орган, облицован сибирской лиственницей, считающейся лучшим в мире «акустическим» деревом.
В программу концерта вошли малоизвестные произведения для органа нескольких авторов - главным образом И.С.Баха, а также его предшественников (представителей северогерманской органной школы Дитриха Букстехуде, Николауса Брунса).
Пересказывать словам любой концерт - занятие неблагодарное, его надо слушать, ощущая всем телом, как вибрирует не только воздух, но и весь зал, отзываясь на поток звуков, изливающихся из органной установки, похожей на здание готического собора, подсвеченное в темноте разноцветными прожекторами. И кажется, что ноты возникают прямо на клавиатуре в огненном горниле, сияющем на сцене, где под руками и ногами (так как некоторые произведения были целиком исполнены на ножной клавиатуре) музыканта возникает причудливое сплетение мелодий, в которые врывается то журчание ручья, то шум ветра в кронах деревьев. И что яркий свет, озаряющий лежащие перед органистом партитуры, льется прямо со страниц нотных альбомов.
Многоголосье органа, поющего одновременно в нескольких регистрах, богатые обертоны и гармоники, придающие звуку объемность, завораживают, низкие гулкие звуки, словно доносящиеся из церковного подземелья, будоражат душу, и даже печальные мотивы возвышенны и светлы. Огромный колосс оживает под руками музыканта, то убаюкивая слушателей, то пробуждая их, плача и скорбя, унося в беспечальный мир, рассказывая о несбыточном счастье и горюя о прошлом. Композиционно безупречно выстроенная программа концерта, в которой лирические вещи чередовались с мощными fortissimo, держала слушателей в постоянном эмоциональном напряжении. (И забавно было видеть, как активно ассистентка (стройная и высокая, сама похожая на ноту в своем черном облегающем костюме) органиста всем телом переживала каждый звук).
В финале спектакля, естественно, прозвучал И.С. Бах, бессмертная Токката и фуга ре-минор которого стала мощным заключительным аккордом. И деликатные аплодисменты, которыми слушатели встретили появление органиста на сцене, поблекли перед мощной овацией, завершившей этот великолепный праздник музыки.
Алисия Кучан