Raphael cada día
Музыкальная среда с Нелли Рузметовой
Хроника двух концертов или любовь длиною в жизнь
Свой рассказ о московском концерте я начну с двух новостей: с хорошей и с плохой. Плохая новость - это то, что концерт был отменен, точнее, не отменен, а перенесён на 10 апреля. Хорошая новость та же самая, только под другим ракурсом: это то, что концерт должен был состояться 10 апреля!
Что такое отмена концерта, я знаю очень хорошо, никогда не забуду поездку в Пинто и выступление Рафаэля, отмененное из-за проливного дождя. Московский же концерт был перенесен из-за афонии артиста. Недооценил маэстро холодный российский март. Даже я, местное морозоустойчивое создание, умудрилась подхватить простуду в Петербурге. В общем, Рафаэль уехал, но обещал вернуться 10 апреля.
Мы же пока вернёмся в 22 марта в Санкт-Петербург. Всё начиналось прекрасно, так же, как тогда в Пинто: ничто не предвещало никаких сюрпризов. Вся кавалькада, ещё не остыв от предыдущей ночи, погрузилась в Сапсан, который за четыре часа домчал нас до Москвы. Галдели всю дорогу, как настоящие испанцы, обменивались впечатлениями. Рафаэль, по всей видимости, тоже был в хорошем настроении, так как ещё утром он, к вящей радости поклонников, выложил в инстаграм свое фото из поезда, а вечером вообще осчастливил нас встречей в конференц-зале отеля Красные Холмы. Кроме этого, он дал несколько интервью испанским и российским изданиям. В общем, тот ещё денёк выдался. В конце концов, всех удовлетворив и никому не отказав, Рафаэль отправился отдыхать в свой номер.
Концерт должен был состояться на следующий день в Московском Международном Доме Музыки. Я и несколько моих подруг прибыли туда заранее, чтобы вдоволь полюбоваться на комплекс «Красные Холмы» и пообщаться с друзьями из других городов. Известие об отмене концерта свалилось как снег на голову. Через какое-то время, полчаса примерно, организаторы уточнили, что концерт состоится 10 апреля. После этой новости все приободрились, поговорили ещё немного и разбрелись кто куда: кто домой, кто по близлежащим кафешкам.
Всё, что ни делается, всё к лучшему, утешала я себя, возвращаясь к себе домой в Татарстан на поезде, и это был тот редкий случай, когда это присказка не казалось мне такой уж дурацкой. В самом деле, ведь теперь у меня есть впереди целых 17 дней для того, чтобы мечтать, летать в облаках и предвкушать ещё одну встречу с чудом, коим является концерт Рафаэля. К тому же, это ещё одни повод съездить в Москву, а путешествия я обожаю. Кроме того, я ещё не остыла от питерского концерта, и у меня появилась возможность растянуть это состояние эйфории до апреля.
17 дней пролетели незаметно, и вот я снова в дороге, еду навстречу мечте! Все мои попутчики по купе ехали в Москву на заработки, и лишь я одна ехала на концерт с целью получить кучу незабываемых эмоций. Я благоразумно промолчала о цели своего путешествия, туманно сказав, что еду по делам.
В этот раз Дом Музыки гостеприимно распахнул нам свои двери. Прежде чем перейти к концерту, не могу не сказать несколько слов об этом, не побоюсь этого слова, храме музыки. Начну с названия. Заметьте: не Дом колхозника, не Дворец Съездов или профсоюзов, не Крокус какой-нибудь, а Дом Музыки. С большой буквы. Сразу понятно кто (или что) тут главенствует. Являясь частью роскошного делового комплекса, ДМ покоряет с первого взгляда, изнутри же он просто замечателен. Всё продумано и сделано для того, чтобы зритель или слушатель получил наслаждение от встречи с искусством. На закуску, перед основным блюдом, подается потрясающий вид на Москву-реку и Новоспасский монастырь.
Но самое главное, конечно, сам Светлановский зал. Всё устроено так, чтобы музыка звучала там безупречно, чтобы никакие архитектурные или дизайнерские излишества не отвлекали и не мешали процессу восприятия. Только ты, артист и музыка. И царствующий на сцене орган. В нашем случае ещё банда из нескольких музыкантов. Короче, я хочу сказать, что там замечательна акустика.
Ничто не напрягало мой слух, ничто не насиловало мой слуховой аппарат, ни разу я не чертыхнулась по поводу слишком громких динамиков или каких-то других акустических неурядиц. Уже когда писала этот текст, пришло в голову погуглить и обнаружила вот что:
а) зал обладает уникальной компьютерной системой, регулирующей более сотни микрофонов и еле заметных динамиков, расположенных на стенах.
б) на стенах также установлены дополнительные деревянные поверхности – рассеиватели звука.
в) на звук здесь работают и округлая форма зала и стены из «музыкального» дерева – лиственницы.
Вот. Значит, мне не почудилось, там на самом деле прекрасная акустика.
Теперь немного о самом концерте. Он был такой же потрясающий, как в Питере, и в то же время он был немного другой. Концерты они как дети, они все хорошие, но каждый хорош по-своему.
Рафаэль вернулся в Москву полный энергии и выложился весь, без остатка. Каждый концерт Рафаэля как тайфун: он тебя захватывает, несёт и крутит и приходишь в себя уже после, через несколько часов, а может даже через несколько дней. То, что роднит Рафаэля с роком, на мой взгляд, кроме манеры исполнения и мощного «непричёсанного» голоса, это поток энергии, который несётся со сцены. И это не просто энергия музыки. Это божественная энергия гения, созданного петь. В своих самых сильных композициях, таких как Cuando tu no estas, Ella ya me olvido и других, Рафаэль достигает неимоверных высот чистого драматизма, а с такими как Somos, Adoro, Te voy a dar lo que quieras, ты вместе с Рафаэлем касаешься неба. Можно бесконечно писать о том, как поет Рафаэль, но все же лучше слушать его.
Сейчас, в эти дни, уже стартовал новый мировой тур REsinphónico: Рафаэль, симфонический оркестр и золотой запас испанца, пересмотренный с совершенно неожиданной точки зрения. Представляете, как будет звучать Рафаэль с симфоническим оркестром и с электронными версиями в Доме Музыки в Москве? Почему бы и нет? Говорят, мечты сбываются: ведь сбылась же моя мечта увидеть Loco por cantar.
Нелли Рузметова
Елабуга (Россия)
Фото с концерта Дмитрия Ластова
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
Музыкальная среда с Нелли Рузметовой
Понедельник с Нелли Рузметовой