Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

09.06.2019

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Мания Величия
Мистерия-трагифарс
Intermezzo: Женщина-Профессор

«Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме – это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени».

(Жан де Лабрюйер)

Психиатрическая клиника. Конференц-зал. Чистые белые стены и высокий потолок. В огромные аркообразные окна льются потоки белого солнечного света. Интерны в белых халатах, вооруженные бумагой и авторучками, озадаченно вросли в черные кресла. Их пытливые взоры обращены в сторону кафедры, за которой величественно и важно восседает Женщина - Профессор. У нее короткие белокурые волосы и огромные серые глаза. Над кафедрой – необозримое чистое поле белого экрана.

Женщина - Профессор

...итак, господа интерны, явление, с которым вы сегодня
познакомитесь, не совсем обычно. Не сказала бы, что это
первый и единственный случай в истории психиатрии: как вы скоро убедитесь, это неверно. Подобные феномены редки, но все же достаточно известны, и врачебная практика не раз с ними сталкивалась. Однако, сколько бы ни билась медицина над решением данной проблемы, она по сей день не в состоянии найти ключа к разгадке тайны.

Возможно, все дело в том, что до сих пор
мы подходили к предмету извне, пытаясь
под непроницаемой видимой оболочкой разглядеть то, что
коренится в недрах. Однако "извне, – как говорил
Шопенгауэр*, – в суть вещей проникнуть невозможно: как бы
далеко мы ни зашли в исследовании, в результате получим
только образы и имена. Мы уподобляемся человеку, который,
бродя вокруг замка, тщетно ищет входа и между тем
срисовывает фасад". До сей поры, опираясь на догматы
материализма, мы оперировали его однобокими понятиями и
методами, тогда как явления подобного психического
расстройства стали все чаще давать о себе знать.  
Наша задача – остановить сей процесс, ибо близок момент,
когда он перейдет на стадию необратимости. Чтобы этого не
произошло, мы должны прекратить бессмысленное
разглядывание внешних форм и узреть корень проблемы,
мы обязаны найти причину и искоренить е е, а не заниматься
пустым и бесполезным уничтожением следствий. 

 

В данное время для реализации наших целей мы
располагаем кое-какими возможностями,
и от того, насколько полно мы ими
воспользуемся, зависит качество результата.
Недавно в нашу клинику был доставлен один интересный
пациент. Я не буду называть его имени: о нем вы догадаетесь
сами, когда просмотрите несколько кадров из специального
фильма. Это весьма известная личность, вдобавок
обладающая скандальной репутацией. В настоящее время
такие личности – не редкость, однако эта, пожалуй, по своей
неординарности превосходит их все. Это некий
собирательный образ мании величия – болезни, наиболее
распространенной сейчас. Возможно, его имя войдет в
историю как синоним названия этой болезни и станет
медицинским термином. Сей пациент – один из
уникальнейших продуктов нашей эпохи, это квинтэссенция
всех тех патологий и мутаций, которые в настоящее время так
активно и рьяно уродуют общество. Понаблюдав за
поведением пациента, вы обнаружите, что мания величия –
болезнь не отдельной, конкретной личности, а общества в
целом. Найти причину этой болезни, выявить и
сформулировать ее, опираясь на конкретный пример и
используя его как ключ к решению проблемы, – наша с вами
задача. Я не случайно рекомендую вам именно этот пример,
ибо он как никто другой поможет нам оценить ситуацию в
обществе и разработать эффективные, действенные методы
его психического оздоровления. 
После просмотра небольшой ленты вы станете свидетелями
живой картины поведения пациента: этот экран служит
своеобразным окном в палату, где находится объект нашего
изучения. Он оснащен новейшей технологией, позволяющей
фиксировать тончайшие биоэнергетические структуры,
недоступные физическому зрению, так что вы без особого
труда увидите все, что происходит в подсознании пациента,
вплоть до галлюцинаций. Скажу вам, что экран фиксирует не
только визуальную форму этих сущностей, но и их звуковые
сигналы, которые на уровне сознания принимают вид обычной
человеческой речи. Итак, приготовились. Сначала смотрим
кадры из фильма. Все! Тишина! После просмотра я попрошу
вас назвать имя этого человека. Я нажимаю на кнопку!

Мгновенно на окна опускаются черные шторы. Женщина - Профессор нажимает кнопку пульта, который держит в руке, и на экране вспыхивает изображение: полутемный коридор, который кажется бесконечным. В тишине раздается звонкий мерный стук шагов. Вскоре появляется таинственная фигура мужчины: он медленно идет по коридору, чеканя шаг. Его лицо в тени. Длинные прямые волосы падают на лоб. Он небрежно отводит ихназад, но лица его так и не удается разглядеть.

Женский голос за кадром

Говорят, что самые первые слова, которые вы произнесли,
не успев родиться, – "Кто был ничем, тот станет всем". Это
верно?

Герой

Да.

Голос

...и с тех пор они – ваше жизненное кредо? 

Герой

Да.

Голос

Как вам удалось из нуля превратиться в десятку?

Герой

Элементарно: приписал рядом единицу – вот и все. Что тут
думать?

Голос

Как долго вы искали "единицу"?

Герой

Я ее не искал, а нашел.

Голос

И сразу поняли, что это именно та «единица», которая вам
нужна?

Герой

С первого взгляда.

Голос

Я слышала, что «единице» неизвестно о том, что вы
использовали ее в качестве волшебной палочки.

Герой

Это враки! Она сама согласилась ею быть. 

10

Голос

Кажется, в одном из интервью вы говорили о своем
путешествии в Рай. Это было реальное путешествие или вы
сочинили сию байку с целью саморекламы?

Герой

Да, я был в Раю.

Голос

...и видели там одну из райских дев?..

Герой

Да.

Голос

Это она дала вам яблоко с древа познания Добра и Зла?

Герой

Да.

Голос

Это и есть причина вашего падения?

Герой

Не падения, а возвышения: я стал великим и вошел в
историю. Моя плоть, моя кровь и мои локоны хранятся во всех
кунсткамерах мира.

Голос

Ходят слухи, будто бы райская дева, угостившая вас
яблоком, и «единица», которую вы приписали к вашему
земному символу, – одно лицо. И еще говорят, будто вы
приготовились положить жизнь на постройку храма Софии. И
то, и другое подтверждаете? 

Герой

Что касается первого, – абсолютно верно. А храм Софии я
строю с шести с половиной лет.

Голос

Не боитесь, что кто-нибудь разрушит его: храм без
фундамента – что за храм? К тому же вы плохой архитектор и
конструктор: вы не рассчитали пропорций. Вы выбрали
неудачное место для храма: там, где он стоит, недавно было
огромное захоронение. И еще: одна из башен чересчур высока
– как бы вам не полететь оттуда вверх тормашками. Подумайте
хорошенько: не слишком ли вы одержимы? Ваше поклонение
Софии переходит всякие границы: она не любит фанатиков, и
тем более ей не нравится, когда ее имя оскверняют.

Герой

Это ваши собственные слова или так «говорят»?

Голос

Не все ли вам равно?

Герой

Эти слова – плод зависти, они слетели с уст детей Каина.
Презираю проклятое племя.

Голос

Вы считаете себя избранником?

Герой

Да. 

Голос

Ваше так называемое величие – плод вашего труда или
подарок судьбы?

Герой

Естественно, последнее: меня несет великая судьбоносная
волна, а белая звезда Счастья протягивает мне длинные
тонкие пальцы лучей, ведя самым широким и свободным
путем.

Голос

Этот широкий и свободный путь доступен абсолютно всем?

Герой

Нет, только таким, как я.

Голос

Говорят, вы великий романтик и мечтатель.

Герой

Верно.

Голос

Поэтому вы решили коллекционировать замки на островах?

Герой

Да.

Голос

И привидения тоже? Говорят, у вас целая армия слуг привидений. 

Герой

Н-н-н-н-да...

Голос

И вам не страшно в их компании?

Герой

Нет, что вы, они свои, с ними можно поладить, важно лишь
найти подход. Здесь надо быть тонким психологом, ведь
привидения – натуры тонкие. Мне нравится их компания: с
ними никогда не бывает скучно.

Голос

И все же вы прикладываете массу усилий, чтобы удержать
их возле себя, не так ли? Они капризные и неуловимые
существа – их не так-то просто поставить себе на службу.

Герой

Приходится много работать - больше ничего не остается.

Голос

Стало быть, вы их раб, а не они у вас в услужении.

Герой

Наше рабство взаимно: без этого не обойтись.

Голос

Говорят, что вы человек оригинальный и непредсказуемый.
И вкус у вас меняется в зависимости от обстоятельств: сегодня
вы любите одно, завтра – полную противоположность,
послезавтра – смесь того и другого. И все же: бываете ли вы
постоянны хотя бы в чем-то? 

Герой

...постоянство? Сложный вопрос: мне всегда нужны новые
впечатления, новая пища. Без этого нет меня.

Голос

Вы ушли от ответа. Что ж, отвечу сама: вы постоянны в
абсурде. Абсурд – ваше жизненное кредо и трамплин, с
которого вы вниз головой летите в омут жизни. Отсюда
вытекает и ваше пристрастие к весьма оригинальной пище:
как мне известно из ваших же интервью, ваше любимое блюдо
– нечто вроде мамалыги с хересом, овсяного киселя с чистым
спиртом или... перловки с самогоном...

Герой

Хм... чего только ни придумают сплетники! Не первое, не
второе и не третье. Пусть это останется тайной...

Голос

Что ж, пусть!..
Дайте определение сами себе.

Герой

Хм... затрудняюсь. У меня нет конкретного определения:
конкретика претит моей сути.

Голос

Стало быть, вы безлики.

Герой

Скорее, многолик.

Голос

Это одно и то же. 

Изображение гаснет. Черные шторы поднимаются, и ослепительный свет заливает зал. Публику охватывает волна легкого шума.

Женщина - Профессор

Итак? Кто это был? Вы догадались, как его зовут? В
интервью было многo намеков, которые могли вам здорово
помочь. Ну?

Голос из зала

Мистер Никто № 13!

 

Женщина - Профессор

Как-как? Мистер Никто № 13? Вы не совсем правы: ваш
ответ немного неточен. Еще будут версии?

Несколько голосов

Мистер 13 Икс!

Женщина - Профессор

О! Вот это верный ответ! Это действительно был человек по
имени Мистер 13 Икс – герой из разряда неприкаянных борцов
за свободу, независимость и место в истории, один из
одержимых манией величия, которая до сей поры считалась не
только неизлечимой, но и врожденной болезнью всего
человечества!

Шепоток в зале.

Итак, господа будущие коллеги, пришел наш черед: нам на
долю выпала серьезная задача найти панацею от этой
психической чумы. Прошу внимания! Тишина!

Тишина. 

Обратите, пожалуйста, взоры к экрану. Сейчас я приведу в
действие скрытые в стене механизмы, и вы увидите палату, где
лежит пациент по имени Мистер 13 Икс. Внимательно
наблюдайте за ним и фиксируйте все, что покажется вам
интересным и важным. А для начала я попрошу вас
познакомиться с историей его болезни.

Шторы снова опускаются, и экран загорается новым изображением: слева – фотографический портрет Мистера 13 Икс, справа – бегущий текст истории его болезни. Текст читает Женский голос за кадром.

Голос

Мистер 13 Икс.
Год рождения – 195...
Возраст – ... лет.
Рост – 1 метр 75 сантиметров.
Вес – 75 килограммов.
С 197.... года – пациент Психиатрической Клиники.
Под наблюдением психиатров находится с 197... года.
До настоящего времени окончательный диагноз поставить
не удалось.
В наличии имеются признаки многих более или менее
распространенных психических заболеваний.
Наибольший интерес, как теоретический, так и
практический, представляют галлюцинации, начавшиеся у
пациента в возрасте 22 лет. Причина и природа их не изучены.
Галлюцинации являют собой яркие визуальные картины,
имеющие характер жизненных событий. 
Эти образы обладают также осязательными, обонятельными,
звуковыми и отчасти вкусовыми качествами и внешне ничем
не отличаются от физической реальности. В состоянии
гипнотического транса пациент заверил, что описанные им
события действительно имели место в его жизни и что человек,
за которого он себя принимает и выдает, и есть он сам.
Столкнувшись с подобным явлением, психиатрия впервые за
два века развития зашла в тупик, ибо никто до сих пор не
может объяснить факта, что даже под гипнозом подсознание
пациента продолжает принимать галлюцинации за реальность
и отказывается выдавать информацию о причине их
возникновения.

Изображение исчезает. На несколько мгновений в зале воцаряется густая тишина. Экран, постепенно светлея, выявляет из полумрака новую картину: перед публикой открывается вид в палату Мистера 13 Икс.

Примечания автора:

* Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Продолжение следует...

Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)

Дополнительные материалы:

Когда музыка в душе: Лилиана Черновалова

Мания Величия 
Балаганное действо

Три поэта
Зазывалы
Сон молекулы. Часть I
Сон молекулы. Часть II