Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

23.06.2019

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Мания Величия
Мистерия-трагифарс
Трагедия: Мистер 13 Икс

«...Гремит лишь то, что пусто изнутри».
(Уильям Шекспир)

Больничная палата. Серо-белые стены и низкий потолок. Деревянный пол. Койка. Окно. Зеркало. На оконной раме медленно и мерно качается желтый маятник луны. Отражение в зеркале вторит ему.

По палате взад и вперед ходит Мистер 13 Икс. Его глаза пусты. Прямые волосы падают на лоб. Длинные рукава смирительной рубашки тянутся по полу. Он в прострации. Монотонный стук шагов раздается в такт ударам лунного маятника.

Внезапно остановившись перед зеркалом, Мистер 13 Икс опускается на колени и долго смотрит на отражение луны. Ее сонное покачивание гипнотизирует его, и он, увлекаясь, не замечает того, что его собственного лица в зеркале нет. Прирастая лбом к холодному стеклу, Мистер 13 Икс начинает бредить.

Мистер 13 Икс
(в бреду)

Зеркало
смотрит оком слепым
во мрак,
который, шипя и воя,
мглится.
Плавится едкий дым
в руках,
становясь водою.
Зеркало!
Тайная дверь судьбы!
Черная лестница,
по которой
из небыли
выступает быль,
ножом
разрывая штору*.

Зеркало!
Наедине с тобой –
дышу
тоски зеленым угаром.
Минута-маятник:
мерный бой
секунд:
шестьдесят ударов
сердца –
о зеркало.
Скрежет и звон.
Треск стекла,
залитого ртутью.
Щупальца мрака
со всех сторон
тянутся... тянутся...
перепутье –
путей паутина –
плетется медленно,
стягивая сердце
гордиевым
Где я?
Смерть или обморок?
Сердце над полом
парит в невесомости.
Стены качнулись,
осклабившись окнами.
Луны упали
в ладони бессонницы.

Ночь.
Половодье удушливых запахов
хлынуло в чашу
хохочущей пропасти.
Солнце зависло над линией запада
алым пропеллером
в тысячу лопастей.
Стены ползут
молчаливо и вкрадчиво,
тело сжимая в бетонных объятиях.
Тени взметнулись
волною звенящею,
зыбко играя
кисейными платьями.

Сон нависает на ломких ресницах:
отвергаю времени дань.
Остановиться.
Остановиться.
В бездну шагнуть и ступить на грань –
злая мечта,
окаянная жажда
испепеленных погоней тел.
Жгучей тоскою отравлен каждый.
Бег на выносливость:
финиш – предел.
О-о-о! 

Страшно:
черного зева
мертвая брешь обнажается вновь.
Я на краю.
Белое небо
в горние выси въелось окном.
Прошлое – в недра!
(Нечему сниться.)
Отвергаю опыта дань.
Остановиться.
Остановиться.
Переступить,
Наступив на грань!..

(спокойнее)

Злая тоска.
Дьявольский голод.
Самодовлеющая ладонь,
пальцами стягиваясь на горле,
рвет
голову
с плеч
вон.
Тяжко.
Удушье.
Черной гуашью
Обморок залил пергамент лица.
Хлещет
               отчаянно
                       черной
                                     блажью
в горло
             соленый
                         вопль
                                    конца!
Грань!!!

(снова распаляясь, с нотами рыданий, истерики и надлома в голосе)

Отвергая величие целей,
лик бытия попирая в прах,
толпы несутся,
жадно лелея
злую молитву на белых губах.

Злая молитва!
С Песнею Песней
ты в поединке схлестнуться могла б!**

Я,
фатальных несоответствий
вечный
неискушенный раб, –
я ныряю в тебя,
как в омут,
утоляя хмельную блажь!

(Нововылупленный цыпленок!
Свежевылепленный муляж!)

Грань!
Я жажду твоей холодной,
пресной, мертвенной новизны!

(...распластаться в волнах соленых...
сладко-горькая соль волны!!!
Боже правый...твои кристаллы
слизывать с пересохших губ –
наслажденье!)

Водою талой,
пресной, мертвенной –
приголубь!!!

Припаду раскаленным телом,
унимая шальную дрожь,
к этой заводи мертвой.

Белым
(в сердце лезвием – луч,
как нож,
ослепительно вдруг
сияньем
обесцветит мои глаза
ледяная корона Грани:
шаг всего лишь...

(Боюсь. Назад! –
мозг обугленный:
слеп отныне
и вовеки веков.)

Слепцом –
под пятою моей богини,
на коленях перед концом –
присно.

Впал раскаленным ликом,
унимая настырный тик,
в заводь мертвую.
Тупо... тихо –
кровь – о вены:
молчок.
Тупик.

Остываю. Туман дыханья
тканью зыблется над стеклом:
в раскаленное горло Грани
я врастаю холодным лбом... 

За зеркалом неожиданно возникают едва уловимые линии женской фигуры. Мистер 13 Икс, в ужасе отпрянув, пятится назад. Прозрачная, как дым, Женщина, загадочно улыбаясь и мерцая в неуловимом танце, переходит зеркальную грань и медленно приближается к Мистеру 13 Икс. Она вьется вокруг, словно завлекая, исчезает и снова появляется, повергая его то в шок и ужас, то в экстатический восторг.

Мистер 13 Икс 

(опешив)

Кто ты? Какая ты красивая. Почему я тебя не чувствую, а
только вижу? Где твое тело? Наверное, ты моя
галлюцинация... очередная галлюцинация. Хотя нет,
подожди... не уходи, прошу тебя! Дай руку... дай руку,
потанцуй со мной! Все мои галлюцинации были слишком
похожи на реальность, а ты не такая. Мои пальцы ощущали
их, а тебя я не могу коснуться. Ты все время ускользаешь от
меня! Подожди, постой же!... постой... даже туман – и тот
реальнее, чем ты, даже воздух! А ты... кто ты? У тебя есть
голос? У моих галлюцинаций были голоса. Я слышал их: они
были тихими и громкими, веселыми и печальными,
манящими и грозными... а ты молчишь. Даже ветер умеет
петь! Пожалуйста, поговори со мной, не исчезай, умоляю! Ты
мне нужна... ты будешь моей последней и... самой
прекрасной... самой реальной... галлюцинацией... Мне
никогда и ни с кем не было так хорошо! Ни одна земная
женщина не дала мне столько блаженства, сколько ты –
одним присутствием!..

Женщина

Хм-м-м-м-м-ха-ха! Я не женщина!

Мистер 13 Икс

А кто? 

Женщина

Я слишком бесплотна, чтобы быть женщиной, и слишком
реальна, чтобы ты сравнивал меня с галлюцинациями!

Мистер 13 Икс

Ты умеешь говорить, смеяться... танцевать! Ты... ты сказала,
что реальна? Ты реальна! Так почему... почему же...

Женщина

Почему я не имею физического тела?
У меня его никогда не было, слышишь? Никогда!
Я меняю тела, как маскарадные костюмы. Угадай, кто я?

Мистер 13 Икс

Угадать?! Как я могу угадать, когда ни разу не видел тебя!

Женщина

О-о, не надо притворяться дураком! Сейчас ты в полном
рассудке, поэтому не строй из себя помешанного: меня
не проведешь! Он ни разу меня не видел! Ха! А ты ничего не
припоминаешь? Потрудись хорошенько, поройся в памяти:
это единственное, что в тебе еще не окончательно вымерло!

Мистер 13 Икс

Шутишь! Ты пришла, чтобы убить меня, правда? Тебе меня
совсем не жаль... совсем. Нимфа!.. одна из моих жен была
похожа на тебя... зеленоглазая нимфа...

Женщина

Я презираю тебя, слышишь? Убить!
Как можно тебя убить, когда ты уже умер?

Мистер 13 Икс

Я умер?!..

Женщина

Да! Для того, чтобы твой похоронный наряд был готов,
не хватает белых тапочек! Странно, что тебя до сих пор ими
здесь не обеспечили. Эта комната очень похожа на... о нет!
Даже на том свете покойники живут богаче!
Удивительно, что ты все еще ходишь по земле.
Вот уж не думала увидеть живым костюм,
который сбросила с себя так много лет назад.

Мистер 13 Икс

О чем ты говоришь?.. ты... чур меня, чур меня,
чур... чур, чур!..

Женщина

Ну что, догадался, кто я? Давно пора.

Мистер 13 Икс

Не... не...

Женщина

Помнишь Карлика?

Мистер 13 Икс

Карлик...

Женщина

А поодаль, в толпе,
темпераментный карлик снует.
Он на вид простоват, кривоног,
вислоух и радушен.
«У-лю-лю-лю-лю-лю!
Эй, народ!
За хорошие деньги беру...»
Помнишь? Вспоминай, вспоминай!
Давай, напрягай извилины!
...суета, суета, суета...
кулаки, каблуки, кошельки,
стариковские клюшки...
кушаки, пиджаки, телеса...
оголтелый фонтан...

Вспоминай же, ну?
Что, очень трудно? Склероз? Рановато!
«Без греха ли, с грехом ли –
не все ли равно?
У – лю – лю!
Все сюда!
Поживей!
Нынче ценятся...»

Мистер 13 Икс

Души! Любые!!! А-а-а-а... а!.. а!..

Женщина

Ну, что? 

Мистер 13 Икс

Ты... ты... А-а-а-а... а! ... а!..

Женщина

Я твоя душа!!!

Мистер 13 Икс

Душа... Душа!.. У-хо-ди! Я тебя продал!!!..

Душа

Да, за тринадцать букв. Ты теперь Мистер 13 Икс.
Или Мистер Никто № 13? Не все ли равно?
Далеко ли ты уехал на тринадцати колесах?
Много ли купил за тринадцать серебреников?

Мистер 13 Икс

Прости меня!!! Прости! Прости... слышишь?
Вернись ко мне... прости за все! Я клянусь тебе, я...
я клянусь... я обещаю... я сумею все исправить!..
о, ты не веришь мне, я знаю...
ты мне не веришь!!! Умоляю тебя, не будь жестокой,
ты... ты нужна мне, очень! Без тебя мне не жить! Прости
меня!!! Я проклинаю себя за то, что продал тебя Карлику...
он обманул меня, он не дал мне того, что я хотел получить,
я так и не стал по-настоящему великим! Вместо тебя он
подсунул мне белую химеру без лица, которая высосала мою
кровь, обглодала кости... она... она здесь... она сейчас
наверняка здесь!.. уходи, она очень ревнива... она отравит
тебя своим белым ядом, уходи, уходи, пока не поздно,
умоляю тебя!.. только... только... я прогоню ее, слышишь,
только ты обещай мне, что снова будешь моей... 

Душа

(с насмешливой жалостью)

Твоей?!
Спятил!
Сейчас?!
И сразу?!
Давай поиграем «баш на баш».
Тебе знакома банальная фраза
Вы стали им –
помните? –
вчера еще,
когда захотели
меня продать.
Вам дали за это
картонный ящик,
на коем написано
«благодать».
Барахталось
в той
бумажной
коробке
тринадцать серебряных
пятаков...
А вы, мой милый,
отнюдь не робки! –
схватил коробку
и был таков!
Помнится,
вы пустили в дельце
сии
тринадцать
серебряных
бляшек?
(Меня умиляют
эти умельцы
делать Мадонн
из Марусь
и Машек!!!)

Мистер 13 Икс

Будь моей...

Душа

Что?
Ты снова!
«Твоя» –
какое
странное слово...
...что бы оно могло означать, а? Вернуться к тебе – зачем?
В это бренное тело, лишенное крови, в это желтое,
высохшее, сморщенное тело, в эту труху, в эти руины?!
Да никогда и ни за что!

Мистер 13 Икс

Не смейся надо мной, пожалуйста!.. Сжалься!

Душа

(в том же тоне)

«Будь моей»... ха! Странная просьба... разве к душе так
обращаются? Разве она может кому-то принадлежать?
Опомнись, милый: я свободна! Это ты можешь быть «моим»
– и то я вправе отказаться от тебя, когда захочу!
Ты не в силах удержать меня, слышишь?
Если я решила уйти, никакие твои мольбы не помогут! 

Мистер 13 Икс

Ради меня ты сделаешь исключение. Мое тело еще
в состоянии жить и служить тебе. Ну же, не молчи! Ответь!
Ты вернешься ко мне? Если хочешь, я отдам за это все,
что имею. Оно здесь, со мной... хочешь? Это единственное,
чем я могу пожертвовать. У меня больше ничего нет.

Душа

И чем же ты жертвуешь? Своим остовом?

Мистер 13 Икс

Именем... я отрекаюсь от своего имени.

Душа

Что?! Ха-ха-ха-ха...ты... именем? Именем?! Да ты что!
Твоей...
Ха-ха-а-а!
Шутить изволишь?
За ту же цену?
Уволь!
Всего-то пять?
И восемь –
всего лишь?
Мне их не хватит
на соль!
На хлеб,
на сахар,
на чай –
не хватит!

Примечания автора:

* По древним поверьям, зеркало — это грань между миром живых и миром мертвых. Мертвые владеют информацией о событиях будущего и отправляют ее живым в виде вещих снов или образов из гадания. Недаром существует вид гадания, когда девушка ночью при свечах долго и внимательно смотрит в зеркало, чтобы увидеть образ будущего мужа. Во многих культурах зеркало — один из главных инструментов магов всех мастей: оно помогает им предсказывать будущее. Контакт с миром мертвых усиливается, когда кто-то умирает. Поэтому у славян по сей день жив обычай: в день смерти близкого человека и в последующие сорок дней все зеркала в доме завешивают тканью, чтобы мертвые через зеркальную грань не проникли в мир живых и не смогли причинить им вред.

** Песнь Песней Соломона – каноническая книга Ветхого Завета, приписываемая царю Соломону. Воспевает страстную любовь царя Соломона (вообще весьма любвеобильного и из-за этого в итоге духовно пострадавшего) к эфиопской наложнице, юной Суламите, одной из многих в гареме царя. Является гимнически-восторженным восхвалением любви и страсти.
«Злая молитва» – молитва о смерти. Ее «лелеют на белых губах» люди, уставшие от погони за эфемерными земными благами и достигшие крайней точки, откуда нет возврата в прежнюю жизнь и только смерть избавит от этого бессмысленного бега по кругу. «Злая молитва» исполнена страсти, по силе равной той, что воспевает «Песнь Песней Соломона».

Дополнительные материалы:

Когда музыка в душе: Лилиана Черновалова

Мания Величия 
Балаганное действо

Три поэта
Зазывалы
Сон молекулы. Часть I
Сон молекулы. Часть II
Intermezzo. Женщина-Профессор