Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым

Raphael cada día

12.04.2020

Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым


Пиарщики 
(невольная фантазия или просто комедия)
Часть IX

Вечер. Фойе. Котова и Антон Юрьевич.

Антон Юрьевич: А мы поставим хороший спектакль с вами.

Котова: Без этой модной шелухи, просто нормальный спектакль!

Антон Юрьевич: Да, да...

Котова: Братья Карамазовы?

Антон Юрьевич: Нет! Вы будете играть...

Котова: Что-то чистое, хорошее, да?

Антон Юрьевич: Да, вы будете играть...

Вбегает Петя.

Антон Юрьевич: Что!?

Петя: Я просто хотел сказать, что театр штурмуют толпы людей.

Антон Юрьевич: Зачем!?

Петя: По телевизору показали новый репортаж о нашем театре!

Антон Юрьевич: И Что!?

Петя: Там сказали, что мы скоро закроемся.

Антон Юрьевич: Закроемся!?

Петя: И что мы не хотим пускать сюда зрителей и хотим скрыть от людей Зуеву и Козлова!

Антон Юрьевич: Как!?

Петя: Этот журналист всё переврал, всё перемонтировал и выдал всё так, что… Теперь нам обрывают телефоны, емейлы. На улице стоят толпы с плакатами. Козлова и Зуеву выставили как борцов, угнетаемых администрацией и властью. А ещё, чего он только не намешал: и геев, и инопланетян…

Прибегает Яна и Костя.

Яна: Мне оборвали все телефоны.

Антон Юрьевич: И что хотят?

Яна: Хотят их увидеть. Звонили из-за границы уже. Зуевой и Котовой дали какие-то премии. Собирают подписи. Не поняла в чью поддержку.

Антон Юрьевич: Что!?

Костя: Я продаю оставшиеся билеты. Мы продаём билеты в ложи осветителей. Все хотят к нам. Нас ждут в Лондоне, Париже, Лос-Анжелесе…

Яна: В Мадриде. Послы ряда стран уже едут сюда.

Петя: Десятки телеканалов, блоггеров уже тут.

Антон Юрьевич: Так что они хотят!?

Костя: Видеть Зуеву, Козлова, наш театр, геев, верующих, инопланетян. Я уже ничего не понимаю.

Антон Юрьевич: Ещё и инопланетян…

Петя: Этот журналист что-то такое сказал, что теперь нами заинтересовались и уфологи.

Антон Юрьевич: Это правда!?

Яна: Откуда мы знаем!? Но мне уже звонили насчет инопланетян.

Петя: И голубых.

Антон Юрьевич: Что!?

Петя: Голубые хотят попасть на спектакль!

Яна: И куча уфологов!

Антон Юрьевич: Так, планы меняются.

Котова: Что!?

Антон Юрьевич:  «Три девушки в голубом» в мужском составе на сегодня отменить.

Костя: Как!?

Антон Юрьевич: А вы, Оксана, не хотите сыграть инопланетянку?

Костя: Я!?

Антон Юрьевич: Ну да. Раз зритель хочет, мы же, как говорил Станиславский...

Котова: Вы думаете!?

Антон Юрьевич:  Тащите сюда что-нибудь инопланетное! Быстро!

Костя: Антон Юрьевич!

Антон Юрьевич: Что?

Костя: Понимаете, у нас-то публика разная, там всё-таки собрались…

Антон Юрьевич: Что собрались?

Костя: Ну, голубые, импотенты, толстые, церковные…

Антон Юрьевич: Ну и что!?

Костя: Надо учесть...

Антон Юрьевич: Вот это каторга! Быть режиссёром театра — это каторга! Это же непосильная задача. Итак! Итак...

Костя: А ещё мне написали из Ассоциации борьбы за права бесполых граждан…

Яна: Что!?

Петя: Что...

Антон Юрьевич: Раз так, сегодня у нас будет спектакль...

Петя: Какой?

Антон Юрьевич: А у вас, Оксаночка, будет очень лиричная роль...

Котова: Какая?

Антон Юрьевич: Три...

Костя: Три...

Антон Юрьевич: Три инопланетянина...

Яна: Да…

Антон Юрьевич: Три инопланетянина в голубом!

Котова: А я кто!?

Антон Юрьевич: А у вас, Оксаночка, будет прелестная роль инопланетного существа без пола.

Котова: Без пола?

Антон Юрьевич: Надо учесть интересы и наших бесполых зрителей.

Котова: А такие есть?

Антон Юрьевич: Есть! В театре всё есть! Зуеву, Козлова на сцену! Играем! Играем наши роли!

Яна: А кресты, амулеты вешать будем?

Котова, Яна, Костя, Петя уходят.

Антон Юрьевич: Будем! И древних греков, и инопланетян сюда! Театр работает для всех - для синих, для красных, для серобурмалиновых! Покупайте билеты! Платите деньги! Заполняйте залы! А остальное — разве не пустяк!? Итак, начинаем спектакль! Занавес!

Антон Юрьевич, уходит со сцены. Под задорную музыку на сцену выходят непонятные существа и разношерстная публика и начинают танцевать друг с другом. Постепенно их становится больше. В конце танца инопланетяне снимают головы своих костюмов.

Среди персонажей нет массовки – зрителей, капельдинеров, администраторов. Автор не возражает, а только приветствует любые мизансцены с использованием массовки.

Октябрь 2019 – февраль 2020

Послесловие

Эта пьеса не преследовала каких-то особых целей, она не претендует ни на какую глубокую философию и ни на какую заднюю или переднюю мысли. Это просто история про то, как можно переборщить с раскруткой и пиаром в жажде популярности. Это всего лишь комедия и вряд ли сатира, потому что сатиру можно пронаблюдать в самих театрах, где властвует не идея серьёзного искусства, а страстное желание потрафить публике, а заодно телевидению и иным СМИ.

То, что мы делаем в жизни, скорее всего, понятно и близко только нам самим, и среди других найти понимающих и ценящих весьма непросто. И вполне может случиться, что осуществленную с большим трудом постановку придет смотреть  горстка людей. Ведь нельзя создать спектакль или пьесу, которая понравится или будет соответствовать настрою и убеждениям всей возможной аудитории. Конечно, плохо, когда нет зрителей. Но и разжигание искусственного ажиотажа — немногим лучше. Вряд ли на модном спектакле соберутся те, кому истинно дороги автор, режиссёр, артисты и представленное действо. На такого рода мероприятиях важна "движуха", а не суть. И, включаясь в мейнстрим, стремясь соответствовать моде-однодневке, можно легко скатиться к пошлости, хотя и с аншлагами. А что в итоге? Мы это видим по современным театрам, где из высоконравственных героев классических пьес делают путан, да и много чего еще... Ну и до инопланетян, наверное, тоже дело дойдет, дайте только время... Так, может, лучше играть в полупустом зале?..

Безусловно, нужно проводить в театре выставки и мастер-классы. В театре вполне уместны встречи, творческие вечера, просмотры фильмов, да и много чего еще, но только всё это должно быть связано с одним – с той великой целью, которой и служит настоящий театр, с его великой миссией просвещения, образования, воспитания зрителя, соответствуя высокой планке художественности, неизменно хорошему вкусу и моральному уровню.

"Пиарщики" были начаты в октябре 2019-го года и закончены в феврале 2020-го года. За эти месяцы произошло много примечательных событий. Когда комедия задумывалась, то я не думал о конкретном театре или конкретных людях. И когда она была закончена, то я понял, что её действие, её события можно сегодня с легкостью соотнести со многими столичными и провинциальным театрами России. И еще я подумал, что, несмотря на весь тот бесконечный балаган, который творится в театральном деле сегодня, есть люди, которые сохраняют великое достоинство и дают пример всем остальным. И, мало того, есть люди, которые совершают в наше сложное время поступки сродни подвигу. Стоит вспомнить, сколько ругали и хулили Татьяну Доронину. Пожалуй, не было других театров, которые бы так порицали. «Я не хожу в Доронинский театр» - слышал я часто от тех, кто с гордостью считают себя весьма образованными и воспитанными люди. Чем же «провинилась» Татьяна Доронина перед ними? Что такого сделала, что не пришлось ко двору и новым, и старым деятелям от культуры и театра!?

Когда в конце 2019-го года Татьяна Васильевна Доронина получала награду из рук президента, она воспользовалась случаем и попыталась защитить свой театр. Была ли она услышана там? Видимо, нет. Услышали ли её те, кто её любит и ценит? Думаю, да. Можно гордиться, что в нашей стране, в нашей культуре на фоне множества самых разных персонажей есть она, великая, замечательная актриса. И мне хочется, чтобы помнили, что министры и чиновники от искусства приходят и уходят. А что остаётся навсегда? Остаётся жизнь, которая прожита с достоинством и без размена на фальшивое, мелкое, сиюминутное. И останется именно «Доронинский театр», который так будут называть и через десятки лет. Надо ли молчать, когда все молчат? Надо ли идти по пути, по которому идут все? Или, как Доронина, надо встать и высказать своё мнение, пойти против сумасбродства значимого режиссёра. Конечно, рассудит время. И хотя это слишком ничтожное утешение, оно рассудит, обязательно рассудит. И правда будет правдой, а ложь – ложью. И знать, помнить и любить будут тех, кто был примером, кто был один против всех, кто боролся, кто жил, а не приклонялся.

И ещё… Может показаться, что эта пьеса написана против современного театра. Может создаться впечатление, что автор не хочет экспериментов, не хочет нового в театре. Наоборот. Я считаю, что театр должен жить экспериментом и тем развиваться. Но нельзя, чтобы театр становился продажным, торгуя собой направо и налево, переходя ту невидимую грань, которая отделяет настоящий театр от подделки. Как избежать этого? Универсальных рецептов нет и быть не может. Но я убежден, что театр нужен как место, где зритель открывает для себя что-то интересное, где он познаёт себя, где становится чище, человечнее, то есть как то явление, которое вдохновляет и воодушевляет, заставляя сопереживать, любить и быть чище, помогая быть и оставаться всегда человеком.   

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы:

Пиарщики 
(невольная фантазия или просто комедия)
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII

 
 
 
 
 
 
 



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.