Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Я очень люблю Московский Новый театр на Ярославском шоссе, и являюсь его постоянным зрителем несколько десятков лет. Я знаю и ценю многих актеров. Те, кто прочли пьесу «Окна выходят на театр», могли почувствовать мое уважение и любовь к этому театру, потому что для меня, как и для героев пьесы, он стал домом, родным местом и просто важной частью жизни.
Но театр - это не стены, не его история и не собственно спектакли. Главная составляющая — это артисты, это те, кто вкладывают свою душу, свою энергию и годы творческого труда в то, чтобы радовать зрителя, пробуждая в душе сокровенное.
В начале 2016 мне довелось встретиться с яркими и интересными актерами Нового театра Натальей Рассиевой и Романом Бреевым. Тогда вышел премьерный спектакль «Месяц в деревне», в котором они были заняты. Мы в тот раз говорили о самых разных вещах, и, как-то само собой, беседа зашла о мюзиклах.
Я спросил Романа Бреева о том, хотел бы он сыграть или спеть в такой постановке. Роман ответил, что очень давно он сорвал голос. Да и правда, голос его всегда звучал с хрипотцой и несколько приглушенно. К этому все привыкли и не воспринимали как нечто необычное. Но время шло и черта усиливалась, становясь слишком очевидной.
А осенью 2019 года вдруг Роман Бреев вдруг исчез. Его имени не было на афищах и не было никакой информации о нем. Как оказалось, художественный руководитель театра Вячеслав Васильевич Долгачев просто вынудил Романа заняться вопросом, освободив от ряда спектаклей и репетиций и буквально силой отправив лечиться. Возможно, это решительное действие спасло его жизнь и сохранило ему голос, который является главным инструментом любого артиста. Боязнь его потери и, как результат, лишения профессии, по сути, и была первопричиной страха Романа перед операцией столько лет.
О своих переживаниях тех дней, когда онкологическая проблема предстала перед артистом во всей своей конкретике, Роман, открывший свой собственный канал на YouTubе, рассказывает в одном из видео. Он говорит о том, как он узнал о своем диагнозе, что тому предшествовало и что случилось потом.
Спектакли, роли, планы — все стало каким-то малозначимым. Этот ролик стоит посмотреть, потому что его основной посыл — это призыв, что нельзя ждать, откладывая проблемы со здоровьем в долгий ящик, как делал он в течение пятнадцати лет, ссылаясь на занятость, постоянные спектакли, репетиции, и в целом - на напряженную работу.
Блогеров часто осуждают, обвиняя в желании легких денег и пиара. И наверное, это вполне можно было бы адресовать и Роману. Но, в раздумьях об этом, я вспоминаю Рафаэля и его книгу «Я хочу жить», в которой певец изложил свои воспоминания о трагических событиях жизни. Он ведь тоже написал эту книгу "после всего", чтобы выплеснуть все накопившееся... Не для денег и не для славы рассказал свою историю, а прежде всего, чтобы предупредить других и дать им надежду.
Огромное число людей переживало за испанскую звезду в те тревожные дни. Переживают и сейчас, читая о том, как Рафаэль ждал трансплантации, переосмысливая прошлое и настоящее и понимая, что очень многие вещи оказались абсолютно второстепенными, неважными, когда главным стал тот желанный звонок из больницы, который мог прозвучать и утром, и днем, и ночью. Но в любой ситуации у человека остается надежда как "компас земной". Надежда на исцеление, на спасение, а может быть, просто на еще один день на земле, на одно утро, на один луч солнца, весело пляшущий на оконном стекле...
Когда случилась беда с Бреевым, мне очень хотелось написать ему и как-то поддержать, но я, честно говоря, побоялся, что он мог неправильно понять... Дело в том, что Роман Бреев для меня не просто талантливый артист, но тот актер, для которого я создал «Круги на воде». В этой пьесе одноклассники Коля и Таня, встретившись через двадцать лет, вдруг понимают, что многое уже безвозвратно ушло и что-то нельзя вернуть, в том числе, и жизни близких людей. А ведь так порою хочется все начать сначала, переписать набело, не повторяя совершенных ошибок...
Я всегда пишу, ориентируясь не на отвлеченно сконструированных персонажей, а на конкретных исполнителей, когда у меня есть перед глазами определенный актер, которого я знаю, так что персонаж рождается с обязательным учетом интонации и многих мелочей, которые очень точно может показать на сцене именно этот артист. Когда я закончил пьесу «Круги на воде», то подумал, что герой у меня получился весьма немногословным — все молчит и молчит. А потом я решил, что мужчина и должен передавать свои эмоции глазами, жестами, тем же молчанием. Мой герой хочет и может сказать многое, открыть душу, но почти ничего не произносит и все выражают только его глаза. Конечно, сыграть так сложно: не только произнести текст, а прожить свою роль, полностью влившись в персонажа. И я до сих пор уверен, что Роман Бреев - это тот, кто может передать все, что я заложил в моего героя, и именно Роман может дать жизнь персонажу.
Той осенью мне казалось жутко несправедливым, что артист, которого знаешь много лет, ценишь, любишь, уважаешь, может вот так уйти. И пьеса, и мои мечты увидеть артиста именно в этой роли тут играли свою роль. Но все это, в конечном счете, было пустяком. Приходило осознание того, что как же часто мы не властны над поворотами судьбы, потому что мы просто люди. И какой же радостью было увидеть Романа Бреева вновь на сцене!..
Фрагмент пьесы "Круги на воде", поставленный
в театре "Школа современной пьесы".
Сегодня мне хочется поддержать артиста в его начинании и попросить читателей посмотреть его видео, подписавшись на его канал. И еще: прочитайте мою пьесу «Круги на воде» и ответьте на вопрос, хотели бы вы видеть Романа Бреева в этой роли. Обязательно напишите, и возможно, с помощью вашего мнения, нам удастся убедить его сделать такой подарок и создать замечательный спектакль.
Приходите в Новый театр на улице Проходчиков на Северо-Востоке Москвы, потому что это замечательный и настоящий храм искусства, тем более, что в теперешней ситуации театр очень нуждается в поддержке.
И еще любите и берегите, пожалуйста, себя и своих близких.
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Комментарии
Дмитрий, спасибо огромное! Бесконечно тронут Вашим очерком! Мне очень приятно, что есть такие зрители, которые меня любят и ценят! Единственное скажу, что в тексте допущены неточности: Вячеслав Васильевич не снимал меня со спектаклей, он меня освободил только от июньских репетиций «Чехов-проекта».