Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
О нашем добром старом "Фитиле"
В советское время для меня было большим праздником пойти в кино. В нашем районе не было своего кинотеатра, так что приходилось ездить в соседние. Но это не мешало, а наоборот, превращало этот поход в целое мероприятие. Ходили и во время отпусков и делали это даже чаще, чем в обычное время.
Я не знаю, может, это ностальгия, может, это связано с детством, но от тех кинотеатров, от того кино у меня остались только самые яркие и положительные впечатления. Конечно, в те годы появлялись и откровенно скучные фильмы, но в большинстве своем, многое из того, что выходило, было ярким и запоминающимся. А еще были клубы, где можно было увидеть старые ленты: «Тутси», «Большая прогулка» и многие другие. И там никогда не было откровенной халтуры...
Сейчас не так. Теперь меня очень редко тянет в кинотеатр. Вроде и залы стали комфортнее, и кресла мягче, и сами здания намного технологичнее. Но нет того очарования, которое было тогда: все сменилось попкорном, дорогими билетами и чем-то непонятным на экране.
Мы уже говорили о том, сколько тратит наше драгоценное государство на маловразумительные театральные опыты. Но в разы больше уходит денег на съемки совершенно бестолковых фильмов. Сейчас не снимаются «Белорусский вокзал» или «Завтра была война», просто силенок маловато, хотя часто делается что-то "патриотическое", на которое потом сгоняют всех, что стало обыденной практикой... Вспоминаю одну ленту, снятую пару лет назад, где основа сюжета - поездка главного героя из только что взятого Берлина в Париж, чтобы... переспать в борделе с проституткой. Бюджет этого фильма «На Париж» - около 160 миллионов рублей. Причем 40 миллионов было выделено государством безвозвратно! А в итоге получилась реальная пакость.
А в те годы я постоянно обманывался. Каждый раз, когда я входил в зал, гас свет и начинался сеанс, я начинал спрашивать: «Это уже кино?». А мне отвечали: «Нет, это "Фитиль"». Да, большой радостью было увидеть очередной выпуск этого популярного журнала. Его уровень был чрезвычайно высок, и в нем была масса незабываемых сюжетов. Я решил сделать небольшую подборку, которые в памяти остались навсегда. Давайте посмотрим вместе...
Начнем с «Так в жизни не бывает». Он был снят в 1968-м году с неповторимой Татьяной Пельтцер.
Я очень часто пересматриваю это видео и задаюсь вопросом, потеряло ли оно актуальность. Думаю, нет! Не потеряло! Ведь так иногда хочется в лицо сказать чиновнику, важному руководителю об откровенном бреде и тупости, которую слышишь от него и от которой просто вянут уши. Но так в жизни - увы! - не происходит! До сих пор!
Следующий сюжет с замечательным Владимиром Этушем под названием «Экзамен» вышел уже в 1978-м году. Сейчас в стране давно господствует пресловутый ЕГЭ. Но поменялось ли что-нибудь принципиально?
Да, пусть не на экзамене, но в другой ситуации — все повторяется. Как часто, особенно подальше от Москвы, многие пытаются понять: а кто тот или иной посетитель, чей родственник, чей знакомый. Подобные случаи совсем не редки, скорее, даже очень часты. Так что этот ролик не только смешной, но и злободневный до сих пор...
А вот этот выпуск «Фителя» «Карты не врут» 1964-го года с феерической Фаиной Раневской давно является классикой. Многое, о чем говорится в сюжете, ушло из нашей жизни. Уже нет парткомов, так что женам часто некуда обращаться. И на первый взгляд все изменилось. Но изменилось ли!?
Думается, что аферистов, экстрасенсов, псевдопсихологов и прочая и прочая расплодилось на просторах мегаполисов сегодня в немыслимом количестве... И мне порою кажется, что современные "специалисты" от экстрасенсорики и гадалки всевозможного толка постигали азы "профессии" на этом видео и, наверное, делают это с успехом до сих пор. Словом, и этот сюжет не потерял связи с современностью...
«Коварство и любовь» появился в 1965-м году. В этом сюжете сыграл замечательный советский актер Борис Бибиков. Здесь, полагаю, обсуждать нечего, потому что тема актуальна во все времена.
Вот только академики у нас сейчас не в таком почете, как раньше, и достаток их существенно изменился. Впрочем, вместо академика Руденко можно легко представить какого-нибудь чиновника Руденко, и все снова приобретет соответствие с привычным...
Словом, многое смотришь как из сегодняшнего дня.,. И мне очень хотелось бы, чтобы в комментариях к этой заметке читатели рассказали о своих любимых сюжетах «Фителя» и о своих воспоминаниях о тех советских, дорогих нашей памяти кинотеатрах, которые были серьезной частью культурной жизни страны.
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
Комментарии
Певец Рафаэль- Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Спасибище, Дима! Какую ностальгию разбудил... Вот в таком же уютном, маленьком поселковом клубе, но с греческими колоннами (знай наших!) я смотрела "Пусть говорят". Был, что называется, стар и млад: дети сидели на полу в ногах у взрослых у экрана. Вокруг все знакомые лица: родные, соседи, друзья... Все очаровывались Рафаэлем... Проходных фильмов почти не было: великолепно работала советская цензура, великое множество и иностранных фильмов - все лучшее! Ныне современные, безличные, высокотехнологичные кинозалы и продукция им под стать - киножвачка... Из последнего (с купюрами), чем впечатлилась: фильмы "Движение вверх", "Время первых", а также "Остров" Павла Лунгина, "Балканский рубеж", "Мы из будущего". Ещё раз спасибо за интересную статью и подборку.