title="Главная">Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова

Raphael cada día

29.09.2020

Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова


О войне в неюбилейное время...

Я знаю людей, которые категорически не хотят ни видеть, ни слышать, ни смотреть ничего, связанного с Великой Отечественной войной. Нет, не из-за политики и убеждений, а просто не хотят расстраиваться. Их позиция вполне ясна — они берегут свое спокойствие. Но с другой стороны, есть ли что-то, что их по-настоящему волнует, или внутри — полный штиль? Ведь и так бывает...

Сегодня я хочу представить вниманию ​​​​​​​наших читателей семь короткометражных фильмов, снятых недавно и посвященных той войне или, точнее, о том, как она перепахала человеческие судьбы....  

рафаэль певец испанияВот вчера мне на глаза попалась фотография 1930-го года из одного семейного архива (год обозначен на фото) Это студенты педагогического института на трудовой практике в городе Перово. Группа весьма большая, с полсотни человек. Рассматривая фотографию, я подумал о том, сколько же из этих ребят погибло в годы войны и репрессий? Как сложились их судьбы? Ведь за цифрами в исторических катаклизмах, за миллионами погибших, всегда стоят судьбы конкретных людей. В одной из своих пьес («Окна выходят на театр») я писал, что история персональна. Это касается каждой семьи, и речь тогда идет о сыне, муже или брате.

Страшно еще и то, когда у людей просто нет выбора, когда они становятся пушечным мясом, буквально своими телами защищая страну. Так, один из моих прадедов оказался из их числа. Ему, уже взрослому человеку за сорок, выдали винтовку и отправили защищать Харьков. И никто не знает, что с ним стало и где он лежит... 

В архиве есть перечень погибших, есть книга памяти, где целая страница или даже больше — одни Исаевы: полегли-то целыми деревнями. У них не было выбора: надо было идти и защищать свою страну любыми средствами. И они шли...

Ура-патриоты сегодня любят лепить наклейки, типа «Спасибо деду за победу!», «На Берлин!» или «Мы можем повторить».... Меня это не то что возмущает, просто приводит в ярость, потому что идет настоящая театрализация, даже карнавализация войны. Эти люди не понимают того, что это была мясорубка, в которой перемалывались людские жизни. И поэтому выжившие, как правило, не хотели даже вспоминать того времени. Мой дед, который воевал и дошел до Будапешта, никогда не говорил о тех годах. Ни мои тети, ни отец не могли мне ничего рассказать о его военном пути. Ничего!

Он вспоминал только мирный Будапешт. Точнее, вспоминала его мать, моя прабабушка, о том, какие посылки слал сын оттуда, подарки, гостинцы. И, конечно, многим, кто живет сейчас, кто не видел военных действий, просто не понять, что это такое было в действительности. У них представление о войне — подобие компьютерных игр. Направил стрелочку на следующий квадратик, направил туда несколько полков, пара тысяч погибло, объявляем мобилизацию и набираем новых...

Но война — это не компьютерная игра, это жизни моих родственников, моей бабушки, которая была в оккупации и на всю жизнь запомнила и голод, и немцев. И она тоже никогда не вспоминала и не рассказывала об этом. Нынешние же псевдо-патриоты горазды рассуждать, что мы «можем повторить». Повторить что!? Миллионы погибших!? Порушенных жизней?! Война — это не шоу, не театр, не кино. Я с ужасом смотрел на то, что было и есть на Донбассе, и с еще большим ужасом смотрю на то, что сейчас происходит на границах Армении, когда ошалевшая мощная армия при негласной, но ощутимой поддержке беснующегося «султана» вершит свое кровавое дело, которое может обернуться не только трагедией для сотен и тысяч семей с обеих сторон, но и катастрофой, в том числе и для многих других народов. Война — не игрушка. Это людские судьбы.

Вот недавно я разговаривал с моим хорошим знакомым, поэтом Василием Михайловичем Леоновым. Он десятилетним мальчишкой видел отступление советских войск от Смоленска к Москве и рассказывал о том, как это было страшно. Наша армия двигалась пешим порядком или в лучшем случае - на лошадях, тогда как как немецкие войска были полностью механизированы и часто опережали советские части. Наша страна вошла в войну еще лапотной и нищей: позади были гражданская война, коллективизация и репрессии. У красноармейцев были только винтовки Мосина образца 1930 года и гужевой "транспорт". У немцев — авиация, машины и автоматы, так что они без труда брали в клещи целые дивизии. Только потом, буквально непосильным напряжением, заплатив огромными человеческими жертвами, удалось переломить ход событий.

Я писал пьесу «Окна выходят на театр» ранней весной 2019-го года. Мой главный герой, Йося, говорит, о том, что все, что было, все ужасы, трагедии, кровь и смерти не должны повториться, но они могут повториться. Написав это, я задумался и просто замотал головой, словно споря со своим же собственным персонажем: нет, нет, никогда!.. Но вот теперь, по прошествии полутора лет, я вынужден с болью констатировать, что герой пьесы не был так уж не прав. И потому надо сделать все возможное, чтобы на нашей земле, да и везде, войны и насилия больше не было. Никогда не было!

Недавно мне прислали мне одно сообщение. Привожу его целиком, чтобы не пересказывать.

«Это просто маленькие шедевры. Давно ничего похожего не видела. Сын случайно нашел. Такое мастерство деталей. Такие лица - не затерто отлакированные, не "культовые". Такие сюжеты. И такие потрясающие крупные планы... Я уж думала, разучились у нас кино снимать как искусство, а не как коммерческие проекты.

Какая-то питерская студия - Артель-фильм. Их семь на этом канале: «Любушка», «Папа», «Снайпер», «Повар», «Циркач», «Обычай» и «Глаза».  Все семь посмотрела - оторваться не могла. Ну и поплакала ..."

Посмотрите и вы эти короткометражки и поделитесь своими мыслями. Ведь есть у нас и хорошие актеры, и талантливые режиссеры, которые могут сделать много интересного, нужного, доброго. Жаль только, что денег им никто не даст. А кино без денег, к сожалению, не снять...

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

 О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних 
Новый театр открыл сезон




Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 300 символов.