Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Когда я недавно написал очерк, где представил читателям несколько "фрагментов современности", которые, на мой взгляд, очень хорошо характеризуют сегодняшний день страны, то я увидел, какое отторжение это вызвало у ряда читателей.
Я познакомился с откликами в социальных сетях, крайне нелицеприятными, весьма грубыми, даже вульгарными, которые сводились к единственному, что на сайте, посвященном Рафаэлю, нельзя писать о тяжелых вещах и вообще о чем-любо другом, кроме самого Рафаэля. Подчеркну, что стиль изложения мыслей этих критиков был, скажем мягко, весьма далек от литературного изящества.
И я, поразмышляв над возникшем противоречием, решил поделиться с читателями кое-какими соображениями на этот счет.
Знаете, я абсолютно уверен, что любой большой артист - это не только он сам. Я пишу пьесы, и понимаю, что миру современного театра они не слишком нужны. О причинах этого я уже рассказывал на страницах своей рубрики. Один из моих давних знакомых, выслушав мои грустные высказывания на эту тему, сказал, что вообще-то очень многие серьезные авторы долго, часто годами, писали в стол, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. А время, в свою очередь, рано или поздно обязательно расставит все по местам, и так бывало не раз. Наверное, в этом есть свой резон, но есть и еще один аспект. Можно писать для будущего, не зная, когда оно придет, можно и петь в стенку, можно играть спектакль перед пустым залом. Можно! Но нельзя забывать, что и артист, и писатель, и художник — это то, какими их делает, какими воспринимает их публика, их читатели, их зрители.
Если мы говорим о Рафаэле, то его невозможно представить без тех сотен миллионов людей, которые его слушают. Он по-своему влияет на них, творит волшебство, даря им и утешение, и радость, и любовь. И они, его зрители, отдают ему что-то сокровенное. И это отделить от него немыслимо. В каждой стране, где знают и любят Рафаэля, он воспринимается несколько иначе. Так, в России и в странах бывшего СССР, его любят и ценят, наверное, немного по-другому, чем в Испании или в Латинской Америке. Хотя, опять же, разъединить и эту общность — наших зрителей Рафаэля и его самого практически невозможно. Каждая песня Рафаэля у слушателя связана с каким-то своим неповторимым, уникальным воспоминанием. У многих людей жизни прошли именно под музыку Рафаэля. Кто-то открыл Рафаэля совсем недавно, но он тоже уже стал частью их бытия.
Георгий Александрович Товстоногов говорил, что в артисте для него важны три составляющих. Если кратко, то это профессионализм (талант), желание быть не просто говорящей головой, а творить вместе с режиссером. И третье — это гражданская позиция, участие и соучастие в жизни общества. Иными словами, деятель искусства и культуры не может стоять в стороне от того, что происходит вокруг, в обществе, с людьми. Конечно, и артист может и ошибаться.
Но держаться вне общества с полным пренебрежением и равнодушием к проблемам, которые стоят перед социумом, не имеет права. Для этого не обязательно петь песни протеста, но реальная связь со своим зрителем и со своим народом, своей страной должна быть.
Рафаэль и современный мир / Raphael y el mundo moderno
Конечно, как говорил Олег Табаков, надо и дистанцию сохранять с властью. Но это совсем разные вещи — быть при власти и жить заботами своего народа. И надо отдать должное Рафаэлю, который, всегда сторонясь именно политических сил и политиков, никогда не отгораживался от своего народа, от своих зрителей и всегда живо откликался и с болью в душе на самые разные социальные проблемы, на бедность, на страдания простых людей и в своей стране и по всему миру.
Поэтому, когда кто-то из посетителей сайта кидает упреки мне в том, что я поднимаю некоторые трудные темы современности, которые, по их мнению, "очерняют" Рафаэля, то я снова подчеркиваю, что Рафаэль — это не только он сам, потому что и мы - часть его самого как художника, как и он сам - неотъемлемая составляющая нашей души. И потому актуальные вещи вполне уместны и в нашем издании, и это нисколько не принижает великого артиста. И не понимать этого, в моем представлении, это категорически не понимать и самого артиста, да и вообще ничего не понимать.
В 70-х годах имя Рафаэля стало известно в нашей стране. Он стал явлением, стал для многих путеводной звездой, помогая в жизни, а иногда и направляя в жизни. Кто-то связал свою жизнь с музыкой, с испанским языком только из-за Рафаэля. Так и под именем Рафаэля появился сайт viva-raphael.com. Здесь за многие годы собрано огромное количество материалов о певце, публикуются новости и много информации о сегодняшнем дне Рафаэля.
На страницах издания рассказывается и об Испании, о многих аспектах культуры и искусства всего испаноговорящего мира. Да, собственно, так и заявлены основные направления деятельности сайта. Есть рассказы и о зрителях Рафаэля. Ведь среди них, у нас, в России, много интересных людей, и за годы работы сайта мы в этом многократно убеждались. Я читал воспоминания и смотрел видео, произведения живописи. Пусть не все напрямую связано с испанским артистом, но вполне возможно, что если бы не было Рафаэля в жизни нас, то и не было многих вещей, которые создаются под художественным воздействием его личности.
Заметки о тех временах и Рафаэле /
Las notas cortas sobre aquellos tiempos y Raphael
В ином случае, если исходить из логики тех яростных защитников "чистоты" образа Рафаэля, с сайта надо убрать и мои пьесы, и многие публикации других авторов. Только пойдет ли это изданию на пользу?..
Что касается политики, то о ней-то как раз я не говорю ни слова. Я размышляю о нашей жизни и в своих пьесах и в очерках, представляя ее такой, какая она сегодня есть. Это не политика. Это та реальность, в которой мы сегодня существуем. И очень здорово, что можно поделиться своими мыслями об этом на страницах сайта. Потому что viva-raphael.com уже давно стал своего рода клубом, где можно это делать.
Меня кто-то даже упрекнул в оппозиционности. И мне стало, если честно, ужасно смешно. Я никогда не был против своей страны, против своей Родины. Но разве трудно увидеть, что творится за окнами наших квартир!? В этом повинны инопланетяне, мигранты, американцы? Если вспомнить последние несколько приездов Рафаэля в Россию, то стоит спросить, помогали ли хоть как-то государственные структуры или министерство культуры в этом? Таким организациям не было решительно никакого дела до этого. А гастроли Рафаэля организовала исключительно частная структура при серьезной и активной помощи издания viva-raphael.com в самых разных вопросах. Причем, как водится, никто из авторов не имел никакого личного интереса. Скорее, наоборот. Но об этом, я полагаю, мы подробнее поговорим в следующем выпуске. Там также есть что обсудить...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Комментарии
Художник и современное общество
Дмитрий, я согласна с Вашей позицией и считаю, что Ваши материалы никоим образом не умаляют значимости любимого нами Рафаэля, наоборот, сайт пополняется информацией о жизни в нашей стране, что, я думаю, небезынтересно всем почитателям таланта певца и из других стран.