Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым

Raphael cada día

31.01.2021

Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым


К белым звездочкам в буране 
(романтический абсурд или сказка для взрослых)
Часть IV

Комната пуста. Слышны голоса Ольги и Саши. Они смеются. Оля входит в комнату и ест бутерброд. Оля посвежевшая, и волосы у неё уложены. У Саши забинтована рука.

Оля: Кухня у тебя не лучше комнаты. Слушай, неудобно мне в твоих трусах. Как вы их носите. Какие-то жесткие.

Саша: Тебе не угодишь, Спиридонова.

Оля: Ладно. Буду ходить иначе.

Оля более широко раставляет ноги и так смешно идет.

Саша: Спасибо за завтрак.

Оля: Да, из того, что было. В общем, трудно было приготовить. Хоть согрелись. Как же у тебя холодно!

Саша: Спасибо за руку.

Оля: Сама покусала - сама забинтовала. А то вдруг я заразная. Не болит?

Саша: Вроде нет.

Оля: Такой гадости, как у тебя, я не ела кучу лет. Всё думаешь о фигуре. А зачем о ней думать?

Саша: Зачем?

Оля: Котов, дураком ты был, дураком и останешься. Я ещё хочу найти своего принца.

Саша: Второго Васю?

Оля: Идиот!

Саша: Или хочешь первого Васю?

рафаэль певец испания

Оля: Где куртка? Я пошла.

Саша: Там.

Оля: Всё настроение испортил.

Саша: А оно у тебя было?

Оля: Не было, но испортил. А если хочешь знать, то плевать я хотела на этого Васю. С виду такой весь порядочный, умный, добрый, ласковый.

Саша: А так?

Оля: Сам знаешь. Сам всё видел.

Саша: Его ты не хочешь?

Оля: Он всего боится.

Саша: Чего?

Оля: Он такой же, как вы все.

Саша: Какой?

Оля: Тупой! Он думает, что его жена ничего не знает, что я ей скажу, что я его буду шантажировать, что я его богатым папеньке с маменькой всё расскажу.

Саша: И что будет, если скажешь?

Оля: Скандал. Они раньше были непростыми. А сейчас все во власти. Да и проблемы у них. Раньше у него и его семьи было много денег, а сейчас поубавилось. На всё не хватает. Но ты не думай. Я не из-за денег же.

Саша: Ты же не будешь говорить?

Оля: Не буду. Не хочу. Никогда. А жена знает. Только она такая же, как и он. Ей так проще. Наверняка в голове держат. И Вася, и она.

Саша: Что держат?

Оля: А кто их знает. Когда моя Маша родилась, через месяц у его жены родился сын.

Саша: Знаю.

Оля: Наследник. Кому нужна моя Маша.

Саша: Он же её любит.

Оля: Любит. Издалека, недолго, аккуратно. И Маша не знает ни его фамилии, ни того, что у неё есть брат.

Саша: И не узнает?

Оля: Почему так все непросто. А Вася мне не нужен. Не хочу. Надоело. И не люблю я его. А может, и не любила. Дурой была. Такой же, как и ты. Он, Вася, представляешь, запретил мне иметь аккаунты в соцсетях.

Саша: Зачем?

Оля: А чтобы, не дай бог, кто-то что-то не увидел.

Саша: А кто может увидеть?

Оля: Да кто угодно. Они всего боятся. У тебя ничего нет. У меня нет. А у них есть, вот и боятся, думают. Вот так. Вдруг, кто-то что-то про меня узнает. Даже деньги не он мне перечисляет, а какой-то дядя. Боится, шифруется. А дочка вырастет и спросит меня. И что я ей скажу, если её родной отец говорит ей, что он её дядя? И я ей говорю, что это её дядя. А оно так и есть — он просто дядя Вася. Какой он отец!? Скажу, что папа у неё летчик или космонавт. Это ты романист, тебе известно, что надо говорить. Придумай.

Саша: А родители?

Оля: Мои?

Саша: Да, они как?

Оля: А что они? Куда им деваться. Я решила родить - и родила. Без мужа, одна. Вот так. Так получилось. И хорошо, что так, а не иначе. Хорошо. Может, и они это понимают. Поэтому и вопросов лишних не задают. А знаешь? Я тебе признаюсь.

Саша: В чём?

Оля: Я думала, что, если я рожу…

Саша: То он будет твой и женится на тебе.

Оля: Да. Но ты жестокий.

Саша: Может, ты.

Оля: Может, и я. Но я тебе хочу сказать… Я хотела, чтобы он был со мной, но не только. Мне казалось, что дочка его изменит.

Саша: А получилось?

Оля: Наоборот. Он стал сторониться. Не сразу. А когда она стала уже узнавать, говорить, то у него зароились какие-то мысли.

Оля оглядывает комнату. Дотрагивается и берёт какие-то вещи, книги.

Оля: А зачем столько книг, если всё равно никто ничего не понимает.

Саша: Ты думаешь?

Оля: А как? Мы читаем, смотрим, а делаем всё не так. Сколько всего написали: стихи, книги, романы. Если бы знать, если бы знать...

Саша: Чехов.

Оля: Да, Чехов. А ничего мы не знаем. Люди сами во всем виноваты.

Саша: Согласен.

Оля: Они придумывают то, что потом нельзя исправить, решить. Или не придумывают, а просто не делают, как ты.

Саша: Я?

Оля: Да.

Саша: Не понимаю. Ты про что? О чём ты?

Оля: Помнишь «Три сестры», тот вечер. Я хотела уже ехать к Васе, а ты на выходе из офиса поймал меня и предложил пойти в театр.

Саша: Да, помню, я слышал. Ты отошла подальше и звонила ему. Ты сказала ему, что с подругой идёшь в театр, что у неё день рождения.

Оля: Ты слышал?

Саша: Слышал.

Оля: Я думала, что ты это не слышал.

Саша: Я хотел убежать.

Оля: От меня?

Саша: Да, было обидно.

Оля: Так бывает.

Саша: Мне было больно.

Оля читает слова Ольги из четвёртого действия «Трёх сестер» А.П. Чехова

Оля: Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдёт время, и мы уйдём навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живёт теперь. Если бы знать, если бы знать...

Саша: Это из «Трёх сестер». Ты хорошо помнишь.

Оля: В школе я ходила в драмкружок. Мечтала стать артисткой.

Саша: Ещё не поздно ею стать.

Оля: А для меня этот вечер был отдушиной. Так было хорошо с тобой! Честно.

Саша: Я не заметил.

Оля: А Чехов не прав. Ни счастья, ни мира, только страдания.

Саша: Наверное.

Оля: Вася не любил театр. Он любил деньги, рестораны, машины. Я так хотела сходить с тобой ещё... А ты не приглашал.

Саша: Не хотел. Больше не хотел. А ты не любила рестораны?

Оля: Какие мы глупые были. Что? Рестораны? Я была такой маленькой девочкой, которой так хотелось быть красивой, богатой, успешной.

Саша: Была?

Оля: А успех казался именно этим — рестораны, машины, что-то дорогое и вещественное. Мы часто понимаем слишком поздно, что любовь - это другое.

Саша: Что же?

Оля: Не знаю. Это как-то само приходит.

Саша: Вася отстранился, и надо найти кого-то ещё?

Оля: Нет же! Нет! Я про другое! Что ты понимаешь, что то, что ты считала любовью — это лишь увлечение. А настоящая любовь совсем другая! И ты любишь тех же, и так же, всегда любишь, несмотря на разлуку, несмотря на годы, несмотря на то, что любимого нет рядом!

Оля подходит к окну и смотрит в него.

Оля: А помнишь, как мы стояли там, в Ивантеевке, на этой заснеженной платформе. Нас послали туда, помнишь? Был вечер. Темно. Мы возвращались с объекта, электрички долго не было. Холодно. Мы замерзли. А ты что-то говорил. Был конец декабря, перед Новым годом, как сейчас, шёл снег, он падал на твои ресницы, шапку. Ты говорил...

Саша: Не помню. 

Оля: Ты что-то говорил, а я смотрела на тебя и не слушала. Нет, я не слушала, я смотрела на тебя и любовалась тобой. Было, как в сказке.

Саша: Давно было.

Оля: А потом, как в тумане, я услышала эти строчки. Ты читал стихи.

Оля задумчиво читает стихи. Очень прозаично, буднично, как будто это её обычные слова.

Оля: 

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут...

Оля останавливается. Смотрит на Сашу.

Оля: Забыла. А помнила. Помнишь? Молчишь?

Оля отходит от окна и рассматривает коробки, вещи. Через некоторое время Саша продолжает читать.

Саша: 

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной... 

Оля: Да, и опять кольнут доныне не отпущенной виной.

Саша: И окно по крестовине сдавит голод дровяной.

Оля: Стихи как пророчество.

Саша продолжает. Оля достаёт откуда-то гитару.

Саша: 

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Оля: Ты ещё играешь? Раньше играл.

Саша: Давно не играл.

Оля: Сыграй.

Оля протягивает гитару Саше.

Саша: Сейчас?

Оля: Да.

Саша: Что?

Оля: Ну ту, ту песню, помнишь? Ты пел её у Дашки, на её дне рождении. А потом чего-то испугался и ушёл. А я выбежала за тобой на лестницу и...

Саша: И сказала, что тебе она очень понравилась. Мне было приятно.

Оля:  Ты хорошо пел. Спой сейчас. Я так мечтала ещё раз услышать.

Саша: Сейчас? Спеть?

Саша наигрывает на гитаре и тихо, вдумчиво, лирично поёт.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное,
Земля. Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может, у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Может, у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.

У Оли во время песни появляются слезы. Она отворачивается в сторону, подходит к окну, смотрит в него.

Саша: Оля? Что с тобой?

Оля: На улице снег. Как тогда, в Ивантеевке. Жизнь проходит. А снег идёт.

Саша: Что?

Оля: Да так. А иногда мне становится страшно.

Саша: Почему? О чём ты?

Оля: Тебе не понять. Помнишь Таньку?

Саша: Да. Помню.

Оля: А я думаю, а что если и со мной так же. Однажды.

Саша: Страшная авария. Если бы она на несколько минут позже или раньше выехала.

Оля: Она могла бы ещё жить. И такая глупая авария.

Саша: Ну не со всеми аварии бывают. Это случайность.

Оля: А вдруг. У неё остались двое детей.

Саша: Да.

Оля: А если я умру, то мне не на кого оставить мою Машку.

Саша: Ты что! Родители есть, Вася.

Оля: Они уже на пенсии.

Саша: Всё равно. Отец у неё есть.

Оля: Какой он ей отец. Не нужна она ему. Испугается он.

Саша: Оля, ну почему ты умрёшь. Перестань!

Оля: Иногда бывает. Как задумаюсь.

Саша: А ты не думай.

Оля: Сегодня последнее воскресенье этого года. Вот и год прошёл. Ещё один год.

Саша: Будет новый.

Оля: Они все одинаковые. Ты песню помнишь?

Саша: Какую песню?

Оля: Про снег. Помнишь?

Саша: Зачем?

Оля: Наиграй мелодию.

Саша наигрывает мелодию. Оля начинает тихо и грустно петь.

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,
Bсё пускается в полёт,
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрестка поворот.

Оба молчат. Саша смотрит вниз, понурив голову. Оля - в окно.

Оля: Тебе не кажется, что мы как две звёздочки в буране. Нас уносит, крутит по жизни, бросает. Дай телефон. Где он?

Саша кладёт гитару, находит и даёт Ольге телефон.

Саша: Что ты хочешь?

Оля: Сейчас. Подожди. Ты лучше скажи мне…

Саша: Что сказать?

Оля: Почему ты такой?

Ольга ищет что-то в телефоне.

Оля: Сейчас. Я найду. Я хочу тебе показать фотографию. Сейчас. Скажи, вот ты знаешь, что такое счастье?

Саша: В каком смысле?

Оля: Ну, я вот думаю, что рождаются дети, маленькие такие, что они растут, взрослеют. А для чего? Вот ищут они счастье своё. Долго ищут - и не находят. И все люди вокруг такие несчастные! Может, ты знаешь? Пишешь романы, может, знаешь ответ? Как мне быть счастливой? Как ошибки свои исправить?

Саша: Я не знаю.

Оля: Всегда ты был таким.

Саша: Если бы я знал.

Оля: Вот так и все. Сегодня тебе кажется, что ты прав, что ты всё делаешь правильно. А потом - всё не так. Всё не так. Смотри - это она.

Ольга показывает Саше что-то на телефоне.

Саша: Кто это? Твоя дочка?

Оля: Да, Маша. Хорошая. Скоро в школу пойдёт. Вот смотри – ещё, мама с ней занимается. Каждый день. Они её и воспитывают — бабушка и дедушка.

Саша: На Васю похожа.

Ольга отбирает телефон.

Оля: Не похожа! Вообще не похожа! У неё мой характер, моё лицо, мои глаза. Смотри! Видишь! Смотри!

Ольга протягивает телефон.

Оля: Она моя! Моя!

Саша: Твоя.

Оля: А ты любишь детей?

Саша: Пишу сказки иногда, а о детях не задумывался.

Оля: А о чём ты задумывался? Ладно. Какой-то абсурд.

Саша: Ты о чём?

Оля: Оказаться здесь. Зачем? Почему? Как!? Ты явно не годишься на роль похитителя. Не понимаю. Такое впечатление, что абсурд нашей жизни, отношений, стремлений... и ничего удивительного. Тебе понравилась моя Маша?

Саша: Симпатичная.

Оля: Если бы не она, я бы повесилась или напилась таблеток.

Саша: Тебе тяжело.

Оля: Тоска. Скажи, а помнишь, ты меня возил в Кусково?

Саша: Помню.

Оля: Была осень. Этот длинный канал, парк, усадьба. Всё такое тихое. Шуршат листья, и не хочется ничего больше.

Саша: Больше.

Оля: Кроме любви.

Саша: Ты о чём?

Оля: Дурак ты, Котов. А я тогда запуталась. И хотелось, чтобы хоть кто-то понял, кто-то протянул руку. А сказать было некому. Может, ты бы понял тогда, а может, и не понял бы, как и сейчас ничего не понимаешь. Дурак ты, Котов.

Саша: Было холодно. И усадьба оказалась закрытой.

Оля: И пусть закрыта. А главного ты не запомнил.

Саша: Главного?

Оля: А как ты жил все эти годы? Говоришь, восемь лет. Целых восемь лет.

Саша: Работал, жил. Как-то жил.

Оля: А вспомнить нам и нечего. Про знакомых я тебе уже рассказала: кто умер, кто женился, кто развёлся. Всё обычно.

Саша: Книг сейчас не читают и не покупают. Издательство, может, закроется. Никому это уже не нужно.

Оля: Останешься без работы?

Саша: Останусь.

Оля: А куда ты тогда делся?

Саша: Когда?

Оля: Ну, из нашей фирмы, где мы работали. Телефон поменял. Никто с тобой не мог связаться.

Саша: Ушёл. Решил всё поменять.

Оля: Из-за меня?

Саша: Нет.

Оля: Из-за меня.

Саша: Думай как хочешь.

Оля: Тогда было всё иначе. О многом я не догадывалась. Даже не думала. Точнее, нет, думала. Только казалось, что важнее другое.

Саша: А письмо? Ты написала мне смс с одним словом.

Оля: Дурак?

Саша: Да.

Оля: Ты написал мне письмо за два дня до того, как ты уехал. А я уже всё решила. И это письмо только подтолкнуло меня. Мне тогда было смешно его читать. Ты думал, что твоё письмо что-то могло изменить. Ты был откровенен. А не надо было быть таким. Это мною воспринималось как слабость. А сейчас я понимаю, что это была...

Саша: Что?

Оля: Это была сила. Я тебя искала. Что ты делал потом?

Саша: Потом? Потом я уехал в Питер. Жил там.

Оля: Как интересно.

Саша: Ничего хорошего. Непривычно зимой. А потом вернулся. Устроился в одно издательство, затем в другое.

Оля: Потом в третье.

Саша: Ну да.

Оля: А после ты кого-то любил?

Саша: Что?

Оля: Кроме меня.

Саша: Что? Много кого. Да, много.

Оля: А так, что родители? Где?

Саша: На родине, в Твери.

Оля: А, да, ты же из Твери. А эта квартира? Съёмная?

Саша: От дяди осталась.

Оля: Ясно. Ничего нового.

Саша: А счастье...

Оля: Счастье?

Саша: Ты спрашивала, что такое счастье.

Оля: Нет его, счастья нет. Любви нет. Жизни нет. Ничего нет.

Саша: Счастье - это когда ты живёшь мечтой.

Оля: Это как?

Саша: Когда у тебя всё впереди, когда есть надежда, когда ты не разучился мечтать и надеяться.

Оля: Возможно. А я, наверное, всё это уже разучилась делать. И не верю, и не мечтаю, и не надеюсь.

Саша: Счастье - это когда у тебя всё получается, у тебя всё складывается, когда ты нужен.

Оля: Ну, мы все кому-то нужны.

Саша: Нет, я имею в виду что-то ментальное, неуловимое - не деньги, не потребности. Другое. Счастье - это ещё, наверное, когда ты можешь кому-то всё сказать так, как оно есть, когда ты чист перед кем-то и тебе не надо, не знаю, изображать что ли кого-то из себя. Тебя принимают таким, какой ты есть. А вообще, не знаю, что я говорю. Чепуха это всё, глупости. Кто его знает.

Оля: В этом свитере могут двое поместиться или трое... Но хотя бы тепло. Как ты одеваешься!? А я думаю о своей Маше. Кем она вырастет, кем станет? Что я ей дам?

Саша: В каком смысле?

Оля: Какой пример она увидит - ложь, вранье? У меня внутри пустота, ты понимаешь!? А кто я на самом деле? Была я такой или стала? Где я настоящая? А ты - тюфяк, Котов. Тюфяк! Какой же ты тюфяк! Ладно, пойду я. Где куртка? А, помню - вон она. Помоги.

Саша помогает Ольге одеться.

Оля: И шапка. Я верну тебе деньги. И с 23-м февраля поздравлю. А через год - с Новым годом. А ты меня с 8-м марта. А день рождения у меня в ноябре. А у тебя, кажется, в мае. Ну, вот так. Давай.

Ольга собирается выйти.

Саша: Ты куда? Надо такси заказать.

Оля: А, точно. Закажи. Только быстрее.

Саша: Сейчас.

Саша по телефону заказывает такси.

Саша: Адрес? Тот же?

Оля: Да, тот же.

Саша: Сейчас.

Оля: Скажи, Саша, а ты в ангелов веришь?

Саша: Что, в ангелов?

Оля: Веришь?

Саша: Нет. Бесов знаю. Черта, там. Не верю.

Оля: А я верю. У каждого есть ангел.

Саша: И у тебя?

Оля: И у меня. Только мы, дураки, в них не верим. В хорошее не верим, а в плохое верим. Хорошее не видим, а плохое видим. Вот так. Вчера под креслом я нашла перышко.

Саша: Ну и что.

Оля: Это ангела. Так говорят.

Саша: Ты какая-то другая стала. Совсем другая.

Оля: Заказал?

Саша: Да, через пять минут.

Оля: Я пойду, на улице подожду.

Саша: Я провожу.

Оля: Не надо. Я не хочу. И не пиши мне. Не звони. Я сама. Сама. Стой здесь.

Ольга выходит из комнаты. Саша окликает её.

Саша: Оля!?

Ольга оборачивается стремительно и смотрит в глаза Саше.

Оля: Что?

Саша: Я? Ничего. Я тут сказки пишу. Для детей. Для твоей дочки подойдёт. Она может сама читать? Или ты ей почитаешь. Сейчас, подожди, Найду.

Саша отодвигает какие-то коробки и достаёт книжку.

рафаэль певец испания

Саша: А рисунки мой друг нарисовал. Держи.

Саша протягивает книгу. Ольга берёт её, листает.

Оля: Сказка о доброй принцессе и злом волшебнике. Как в жизни. Хотя и принцессы сейчас не добрые... Пишешь сказки... Сказки... сказки... Пока. Я пойду.

Саша: Пока.

Ольга уходит. Саша садится на кровать, ложится на неё. На кровати лежит красный шарф. Он его не замечает. Закрывает голову подушкой.

Свет гаснет. 

Продолжение следует...

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы:

К белым звездочкам в буране 
(романтический абсурд или сказка для взрослых)
Часть I

Часть II
Часть III

 Дорогой мой Рафаэль. 2019

Ноябрь
(Простая история 
о любви и дружбе)

 
 
 
 
 
 

 




Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.