Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Я все чаще слышу от своих знакомых, что они перестают ходить в драматический театр. Многих и силком туда не затащишь. Это вполне культурные и образованные люди, и есть среди них и актеры и журналисты. Объясняя мне, почему это так, они в один голос говорят, что не хотят видеть халтуру, когда вместо театрального действия, где должны быть и эмоции, и жизнь, и чувства, преподносится суррогат из эффектов и визуальных картинок. И полупустые театральные залы крупных театров свидетельствуют об этом вполне исчерпывающе.
Иногда начинается казаться, что перспектива складывается ужасная и выхода из тупика нет. Полагаю, это не так. Пока на сценах больших театров "экспериментируют", создавая так называемые "новые формы", а по сути, издеваясь над классикой в любых видах, подрастает и набирается опыта новое поколение и режиссеров и актеров. Им пока не получить больших площадок и средств, им не предоставят те возможности, которыми обладают государственные театры, и потому они вынуждены все делать своими собственными руками от начала и до конца.
Но то, что у них получается в итоге, вселяет надежду, что российский театр в будущем ждет не забвение, не деградация, а реальный взлет и подъем на новый уровень. А для этого надо сделать не так уж много: просто дать дорогу молодым и очень талантливым людям.
В начале апреля я был на премьере спектакля в одной из московских библиотек, где есть театральный зал. Я не готовился к тому, что я увижу шедевр. Я шел на студенческий спектакль, так как это и был в действительности дипломный спектакль выпускников ГИТИСа (мастерская Николая Евгеньевича Лазарева), которые вряд ли успели поднатореть в актерском мастерстве.
Спектакль "С любимыми не расставайтесь",
режиссер Наркас Искандарова,
фото - Анвар Галеев. 02.04.2021
Но с этим курсом активно работала талантливая режиссер Наркас Искандарова, которую я знал по Московскому Новому театру, где в ее режиссуре было поставлено несколько прекрасных спектаклей. Знал я Наркас Искандарову и как хорошего кинорежиссера, которая уже заявила о себе несколькими короткометражными фильмами, и потому я все же рассчитывал на то, что увижу что-то любопытное. И не ошибся.
Подкупало еще и то, что была поставлена советская пьеса замечательного драматурга Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», которую многие помнят по одноименному фильму с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях. Думаю, излишне говорить, что сегодня господствует дефицит искренности на театральной сцене, и мне было крайне интересно увидеть, как молодые актеры сейчас, в 2021-м году, сыграют пьесу, написанную в конце 1970-х, как они почувствуют, переживут то, что закладывал в свое произведение такой мастер полутонов, каким был Володин.
Тесный зал, маленькая сцена, что и не развернуться. Но когда погас свет и вышли актеры, вчерашние студенты, действие внезапно так захватило, что спектакль пролетел на одном дыхании. Все мелочи и неудобства ушли на второй план, и главенствовала исключительно радость от того, что я видел.
Спустя полтора часа я шел по вечерним московским переулкам и размышлял о том, как получилось, что уже через несколько минут после начала я забыл про все условности, про неудобный зал и видел только историю, которую рассказал Александр Володин в своей пьесе, а актеры и Наркас Искандарова воплотили на сцене.
Режиссер, у которой было крайне мало средств, а в небольшом сценическом пространстве почти полностью отсутствовали декорации, нашла столько ярких изюминок, которые воспринимались не как находки современного режиссера, а как естественные элементы сценического решения, органично вплетенные в полотно спектакля. Все, до самых мелких деталей в спектакле, было тщательно продумано, и даже одежда актеров придавала свои особые краски, работая на идею спектакля.
Режиссер спектакля Наркас Искандарова.
Но в этом театральном действе было и нечто более важное, чего так не хватает зрителям в современном театре, в котором, по многим высказываниям, царствует ремесленнический подход, когда результат творчества полностью лишен личностного, духовного начала. В спектакле, насыщенном музыкой и современными песнями, но с текстом Володина, присутствовало самое главное - душа и режиссера и актеров. Все они вложили в то, что я видел, себя полностью, свои подлинные эмоции, свои чувства.
Зритель поверил, что эти люди, переживающие семейные проблемы, — вполне реальны и живут где-то рядом, по соседству. И если честно, у меня вызвало удивление, как виртуозно это получилось. Ведь некоторые исполнители играли сразу несколько ролей, и перевоплощения происходили прямо на сцене. Вот перед тобой один человек, но актриса отходит в сторону, взмахивает головой, и появляется мгновенно совершенно другой персонаж. Я бы назвал это маленьким чудом.
После окончания у меня появилось еще и несколько странное, даже двойственное чувство. С одной стороны, это удовлетворение и радость от хорошего, только что увиденного яркого спектакля, где все смотрелось естественно, без малейшей фальши и излишней театральности. А с другой, я испытал грусть, так как, к сожалению, и режиссер и артисты вынуждены играть в таких убогих условиях, и добраться им до больших театров и серьезных сцен будет неимоверно трудно. По крайней мере, пока. Так что единственное, что остается, — играть в небольших залах.
Но все же, повторю, пока есть и такие молодые актеры, и такие режиссеры как Наркас Искандарова, у нашего театра есть реальное будущее. Их время, я убежден, обязательно наступит. Придет время нового театра, время настоящего искусства, где будет то, чего так не хватает сегодняшнему зрителю: талант, душа и искренность.
"С любимыми не расставайтесь". Александр Володин
Билеты
Впрочем, спектакль надо видеть собственными глазами. Это будет самое разумное. Он будет показан в мае дважды. И билеты можно приобрести. Приходите, не пожалеете. Я уверен.
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
Комментарии
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова О спектакле "С любимыми не расставайтесь" Наркас Искандаровой
Спасибо, Дмитрий! Это очень интересно. А в какие числа в мае будет спектакль?