Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Пушкин в нашей жизни
6-го июня в России отмечался Пушкинский день. Это день рождения нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Наверное, когда-нибудь в будущем этот день станет не только памятным днем, но и государственным праздником.
Хотя надо ли? Ведь у нас так любят придавать всему чрезмерную серьезность, подводя под утвержденные правила и регламент. Ведь именно этот официоз звучит отовсюду и отбивает любое желание и детей и взрослых проникаться хоть каким-то настоящим чувством к тому, что пропагандируют чиновники.
В школах детей пичкают Пушкиным, заставляя учить стихи. Воздвигаются памятники, проводятся какие-то вечера, выставки, всевозможные мероприятия и звучат утверждения, что Пушкин "это наше все". Но чаще всего это по указке, для галочки, и во всем этом нет искреннего чувства, и к Пушкину уже относятся как к чему-то обязательному, что "положено" любить...
Вот спроси любого человека о том, что для него Пушкин? Что услышишь в ответ? Что это великой поэт, что писал стихи, словом, общеизвестные вещи. Но есть же огромная притягательность самой личности Александра Сергеевича, и его влияние ощущается до сих пор.
Я много раз думал о том, что Пушкин - это не только его стихи, прозаические произведения, его биография, это еще и целый мир, который существует вокруг его имени и который продолжает жить и сейчас, подвигая многих и многих людей на свое собственное творчество.
Думаю, что многие экскурсанты проедутся по пушкинским местам, погуляют и спокойно отправятся восвояси. И ничего у них не колыхнется, для них это станет еще одним "культурным мероприятием". Но для других это совершенно иное.
А вот Белла Ахмадулина говорила, что для нее важны те места, которые непосредственно связаны с жизнью поэта: это Михайловское, это Царское село, которые продолжают обладать до сих пор особой, вдохновляющей силой.
Ираклий Андроников рассказывал о том, какие эмоции охватывают, когда находишься в зале, где еще лицеист Пушкин в 1815 году читал свое стихотворение Гавриилу Романовичу Державину. Если задержаться там, отстав от группы, побыть наедине.., а потом подойти к окну и посмотреть на соседнее здание царскосельского дворца, заглянуть в библиотеку лицея, то можно ощутить, какая удивительная атмосфера там витает, сколько там необыкновенно важного, что дарит подлинный душевный подъем.
Когда окончилась война, Псковщина лежала в руинах, потому что несколько лет область была оккупирована фашистами, которые в Пушкинских горах устроили что-то вроде дома отдыха, где в качестве культурной программы проводили экскурсии для своих. После их выдворения и тяжелых боев, Псков был разрушен на 90 процентов, а Михайловское и все пушкинские усадьбы фактически стерты с лица земли полностью!
У меня до сих пор перед глазами стоит клочок бумаги - самодельная карта усадьбы Михайловское, нарисованная сразу после войны. На ней отмечены окопы, блиндажи, и укрепления. Михайловское находится на возвышении, на косогоре, ниже течет река Сороть, а далее - равнина, и потому оно оказалось очень удобным местом для того, чтобы отражать натиск советских войск, наступавших с севера. В результате к освобождению от усадьбы и парка только и остались окопы и блиндажи.
Вот туда был направлен 42-летний Семен Степанович Гейченко, сотрудник ленинградского пушкинского дома, которому предстояло возродить музей, поднять его из небытия. Он приехал в разрушенный Псков с одним чемоданом, который держал в единственной уцелевшей после пройденной войны руке и который тут же и украли — такое было время. Гейченко прекрасно знал, что без оружия в этих глухих местах не обойтись. Так оно и оказалось, потому что по ночам приходилось отстреливаться от банд, которые шныряли тогда по тем местам, а днем - возрождать музей.
В тех тяжелых послевоенных условиях Гейченко, прежде всего, удалось создать надежную команду, с который он начал работать. Сначала был отстроен заново дом Арины Родионовны, потом - здание самого музея, ликвидированы окопы и блиндажи, вывезен мусор и остатки снарядов, посажены новые деревья и подлечены старые. Затем настала очередь Тригорского, где любил бывать Пушкин. А уже в 1970-е годы удалось возродить усадьбу прадеда поэта, Петровское.
Наверное, все это можно назвать подвигом. В 1980-х годах я успел застать и увидеть многолетнего директора Пушкиногорья Семена Степановича Гейченко, скромного человека, хранителя музея, который вместе со своими единомышленниками сумел возродить и сберечь эти места, сделав мир Пушкина осязаемым. Он отдал свою жизнь музею, нам и многим и многим будущим поколениям России...
Когда-то в этих местах было много волков. Вот идешь по тропкам вдоль озера, в котором плавают лебеди, а затем достигаешь длинной еловой аллеи. И чем дольше проходишь по ней, тем дальше и дальше отрываешься от повседневных дел и суеты, все больше приближаясь к истокам, к тем самым истокам, от которых так много получал Александр Сергеевич Пушкин. На лесной дороге среди елей появляется деревянная часовенка со стоящим рядом с ней крестом. Ниже спуск, который ведет уже к усадьбе поэта, которая выглядит маленькой, но очень уютной и доброй. Если обойти усадьбу, то окажешься на высоком берегу реки. Вдали - водная гладь озера, а за ним виднеется Петровское.
На первый взгляд, во всем этом нет ничего особенного, но в эти места хочется возвращаться, дышать этим воздухом. И для меня Пушкин - это не что-то окаменевшее, застывшее. Нет, это живое — это река Сороть, это Михайловское и озеро Кучане, это такие замечательные люди, как Семен Степанович Гейченко, у которого не было ни нормального финансирования ни строительных материалов. Но он сумел из развалин за десятилетия создать первоклассный музей, в котором работают сотни людей, и благодаря этому сейчас живет большая часть Пушкиногорского района! Да и не только этого района...
Сейчас бюджет музейного комплекса огромен. На днях я смотрел репортаж с одного из мероприятий из Михайловского, где один из чиновников с мутными глазами говорил о важности Пушкина. А что для него поэт? Наверное, прежде всего, деньги, возможность подняться по карьерной лестнице. Жаль, если так...
Посмотрите материалы о празднике поэзии 1987-го года (в это время я как раз и был в Михайловском). Именно Гейченко стал проводить эти замечательные праздники, приуроченные ко дню рождения Пушкина. И делались они от души, искренне, как и все, что делал Гейченко - на энтузиазме и любви к русской литературе и великому поэту. Кто только ни приезжал на эти праздники: весь свет нашей литературы и культуры. Горько думать, что это уходит...
Ведь для Гейченко, как и для многих из нас, имя Пушкина - это не материальные блага... Пушкин это — источник, кладезь и при этом живой, яркий. Тот источник, к которому стремишься. Тот источник, который исцеляет и направляет. И особенно это ощущаешь именно в пушкинских местах. Чувствуешь то, что Пушкин — это тот живой мир, который нас окружает.
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет