Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Поговорим о современной драматургии. Новаторство или тупик
Итак, я продолжаю рассказ о моей полемике с Павлом Рудневым и снова оговорюсь, что в данном контексте лично он фигурирует исключительно как пример, как один из множества театральных деятелей, а выбор пал именно на него по той причине, что именно с ним довольно случайно завязалась невольная переписка.
Так вот, следуя списку, им составленном, с моей стороны прозвучали обвинения, что к театру не допускаются люди, иначе мыслящие нежели эта руководящая ныне категория. И я не отрицаю, что это так и есть.
Вспоминается, как один режиссер традиционного театра однажды сказал мне прямо, что сформировалась своего рода "мафия" (возьмем это слово в кавычки на всякий случай), которая подчинила себе все: театры, средства массовой информации, вузы и даже чиновничьи структуры. Полагаю, что это действительно так, только я бы, скорее, определил это категорию еще как-то, что по смыслу приблизилось бы к понятию «секта».
Если взглянуть на театральную "карту" современной России, то можно заметить вполне отчетливую тенденцию, что год от года в театрах разных городов системно меняется руководство и на смену приходят режиссеры и директора, чье видение художественного развития театра кардинально разнится и с их предшественниками, и с подавляющей массой реальных зрителей.
После прихода таких новаторов резко меняется репертуар, в котором начинают доминировать шокирующие спектакли, где «оголяется» или «обнуляется» текст авторов пьесы. Нет-нет, эта терминология не мной изобретена: так творцы, заявляя вполне откровенно, говорят, что в постановке они «обнулили» текст, например, Достоевского. Впрочем, их энтузиазм исправлений на этом не исчерпывается. Они наращивают сюжет и порождают новых персонажей в уже известных произведениях, порою перенося действие в современное время и иную "географию".
На подмогу таким режиссерам сразу подключаются критики и ангажированные СМИ, которые хором бросаются величать продукцию, произведенную по этим канонам, уникальными и значимыми художественными явлениями. Ну а если же туда, на подобные спектакли в театры, особенно если они областные, перестает ходить реальный зритель — то это проблема самого зрителя, которые духовно не дорос до настоящего искусства...
В случае, когда кто-либо, особенно из мира театра, вдруг отважится сказать, как в сказке про голого короля, что смотреть это нельзя, что такие спектакли не имеют ничего общего с традициями русского театра, то беда настигнет смельчака. Мгновенно, как по указке, его начинают жестоко и нещадно клевать и уничтожать, обвиняя во всех мыслимых грехах, причем этой травлей занимаются мастера своего дела. И потому получается, что для собственной безопасности лучше промолчать, махнув рукой, по принципу: Да пусть ставят, да пусть делают, что хотят...
А из этого следует, что "группа товарищей" все интенсивнее толкает наш отечественный театр к гибели. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, что сейчас идет на сценах. Фрагменты видео и многочисленные фотографии, которые легко найти, свидетельствуют, что репертуар становиться все более "специфическим". А потому перед походом на спектакль целесообразно как минимум познакомиться с отзывами. Иначе можно угодить на такой спектакль, от которого в прямом смысле можно почувствовать себя дурно и морально и физически...
Год от года все меньше есть возможность увидеть хорошую комедию или лиричный спектакль, где герои будут близки аудитории, а коллизии созвучны тому, чем живет современный человек. Вместо этого будут продемонстрированы страдания какого-нибудь неведомого существа, которое мечется по сцене со странными воплями, а зритель в зале не будет понимать, зачем, собственно, все это ему предъявлено, зачем лично его подвергли таким откровенно напрасным мучениям...
Продолжение следует...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет
Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Поговорим о современной драматургии. О цензуре