Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова

Raphael cada día

14.12.2021

Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова


О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть I

Каждую субботу на канале ТВЦ выходит достаточно популярная программа под названием «Постскриптум». Ее ведет сенатор Алексей Пушков, и для многих он является достаточно респектабельным политиком и человеком вызывающим доверие.. Иногда я натыкаюсь на выпуски «Постскриптума» и немного смотрю.

рафаэль певец испания

В программе часто рассказывается о культуре. Так, 20-го ноября был показан сюжет о Театральном центре имени Вс. Мейерхольда, который специализируется на экспериментальном театре. Там показывают то, что нельзя увидеть на традиционной сцене. Вот и на этот раз внимание: «Постскриптума» привлек гастрольный спектакль из Дании, показанный в рамках международного фестиваля в этом театре.

«Постскриптум» возмутило то, что спектакль слишком откровенный, что автор спектакля, датская хореограф Метте Ингвартсен, обнажается на сцене, издает всякие звуки и ведет себя, мягко говоря, непривычно для широкой театральной публики. Можно, конечно, так же возмутиться на этот счет, присоединившись к уважаемому Алексею Пушкову, и порассуждать о том, что театр скатывается к порнографии, откровенно деградируя, и всё в том же духе. 

Только дело-то в том, что г-н Пушков далеко не в первый раз обращается к такого рода постановкам и не в первый раз заостряет на них пристальное внимание. Фактически, в каждой программе, в самом конце, обязательно появится похожий сюжет, где публике предъявят что-то остренькое: как кто-то на сцене пописал, или оголился, или еще что-то совершил из этого ряда... И телезрители потом из самых светлых побуждений будут искренне возмущаться и сообщать друг-другу с негодованием, , что творится сейчас в театральной искусстве. Но все ли так однозначно? Тут стоит задуматься...

Сколько у нас в стране театров? Несколько сотен, а с любительскими - так еще больше. И в них идут тысячи спектаклей. А вот прозвучало ли что-то о премьерах подлинно ярких сценических постановок в программе «Постскриптуме» хоть раз? Думаю, что если завтра, например, поставят одну из моих пьес, то, я уверен, в программе Пушкова ничего об этом не скажут, потому что в этих выпусках говорят только о чем-то вычурном, экстраординарном, выпадающем из обычного понимания. За десять минут, которые отведены на рассказ о культуре, можно осветить как минимум десяток культурных событий в нашей стране за прошедшую неделю. Но вот этого в программе как раз и нет.

Рассказ о спектакле в программе А.Пушкова с 54-й минуты.

Немного отвлекаясь от темы, скажу, что занимаюсь советской историей, и одним из интересных источников считаю разнообразные справочники. У меня их много. Среди них — ежегодники, которые издавались советской энциклопедией. Стоит открыть любой из них, и вырисовывается очень выразительная картина от сравнения с сегодняшним днем. Так, например, в описании бывших советских республик — Эстонской ССР, Армянской ССР и так далее - половина информации отводится вопросам культуры: театральному искусству, кинематографу, музейному делу. И это рассказ о тех событиях, которые произошли всего лишь за год. По РСФСР эта часть занимает больше половины всей статьи. Иными словами, культура в самом широком смысле значила гораздо больше, чем сейчас, и внимания ей уделялось достаточно.

Но вернемся к постановке Метте Ингвартсен под названием «21». Кто-нибудь когда-нибудь слышал об этом хореографе до сюжета в «Постскриптуме»? Скорее всего, нет. И очень мало тех, кто пошел бы на такой спектакль, заплатив свои кровные 1-3 тысячи рублей. А тут выходит, что уважаемый г-н Пушков занимается банальной рекламой некоторого, так сказать, шокирующего контента, на чем, если выразиться современным языком, «ловит хайп», демонстрируя полураздетую тетку, валяющуюся на сцене и что-то там изображающую. Ну чем не традиционное порно, о котором мы еще побеседуем?.. Интересно, сколько зрителей в этот момент прильнуло к экранам и с большим вниманием все это просмотрели? Потом, конечно, будут возмущения. Но именно что потом! А в следующем выпуске вновь и вновь будут ждать финальной части программы, чтобы увидеть новую "клубничку" и снова выражать негодование по поводу состояния современного театра.  

Я часто пишу о театре, и моя позиция по многим вопросам искусства вполне известна. Но у меня нет возмущения из-за данной постановки по той простой причине, что театр нужен разный. И если есть такая Метте Ингвартсен, то пусть она будет, пусть привозит и показывает свои выкрутасы там, где это будут смотреть. Мало ли кто и где что показывает. На такой спектакль пойдет не так уж много людей. Да и зал в театральном центре, где шёл спектакль, невелик, а с учетом ограничений вмещает от силы человек 150-200. Ведь если зайти в любой более-менее известный ночной клуб, там еще и не такое можно увидеть. Но на такие мероприятия публика ходит соответствующая, которая понимает, что она будет смотреть, и ее это вполне устраивает. Вот и перформансом такой Метте Ингвартсен со всеми эскападами (не берусь их судить) насладится пара сотен "любителей", после чего укатит эта Ингвартсен обратно восвояси, и никто из миллионов телезрителей ни об этом спектакле, ни о чем-то подобном не узнает, если телепрограммы типа г-на Пушкова и подобных не прорекламируют зрелище с неугасаемым энтузиазмом. 

В цели г-на Пушкова не входит знакомство аудитории с подлинным искусством, оно его интересует крайне мало: это для программы было бы слишком пресно, чересчур обыденно и бесконечно скучно. Тут нужен скандальчик, чтобы зрители продолжали включить телевизор на соответствующем канале в нужный час. Ровно так, как льнут к экранам при просмотре какого-нибудь "остренького" ролика.  Но там, по крайней мере, честно заявлено, что видео не для детей, а для взрослых. Там нет обмана. 

В спектакле Метте Ингвартсен «21» все предельно честно — это спектакль для тех, кто хочет смотреть подобное. Она не интерпретировала по-своему ни Гоголя, ни Островского. Она просто делала свое и детей на свой спектакль не зазывала. А вот программу Пушкова как раз могли смотреть несовершеннолетние, так как выпуски идут в районе девяти часов вечера. И получается, что как раз несколько не на то ориентирована программа «Постскриптум». А потому возникает вопрос, кто же здесь хуже? Эта злосчастная Метте Ингвартсен, которая честно демонстрирует свое творчество для узкого круга лиц или Алексей Пушков, который вместо того, чтобы говорить о настоящем и великом искусстве по общегосударственному каналу с широким охватом аудитории раз за разом выдает в эфир то, что называется "для взрослых". Но подумал я еще и о другом...

Тот же Пушков в своей программе, наверное, никогда, не обсуждал то, что в принципе предъявляет зрителю телеканал ТВЦ, где выходит его "Постскриптум". А ведь там в большом количестве присутствует откровенно бульварная продукция, которая при внешней пристойности нашпигована желтизной, закамуфлированной под все, что угодно, но суть-то от этого не меняется.

За примерами ходить далеко не надо: от документального фильма о Романе Трахтенберге до историй про заказные убийства 1990-х.  А в 16.55, самое детское время, демонстрируется подробный рассказ об... эскортницах, которых сами авторы определили как «жриц любви эпохи интернета». И это программа за один день — 29-е ноября 2021 года. Вот только г-на Пушкова это не возмущает, потому что, вероятно, рекламные бюджеты, зарплаты, рейтинги несколько важнее, так что целью телевидения давно стало намерение потрясти и шокировать, чтобы заставить людей прильнуть к экрану и «кушать» всю эту мерзость, а потому страдания по нравственности, устоям, традициям, семейным ценностям начинают выглядеть откровенным и пошлым лицемерием. 

Когда же речь идет о реальной "клубничке", авторы и актеры не надевают на себя масок респектабельности и чопорной благопристойности, не прикрываются псевдо нравственностью, никто не заламывает руки в приступе экстаза пуританства, и все предельно откровенно, и зритель, которому это интересно, знает, что получит благодаря соответствующей маркировке. Так кто честнее, задаюсь я вопросом: те, кто производят соответствующую продукцию, или современные тележурналисты и ведущие, зарплата которых намного выше тружеников порноиндустрии?

Программа Мужское / Женское с 37-й минуты.

Я долго колебался, писать ли эту статью. И вот прошла неделя, наступила пятница. В районе пяти вечера я пошел на кухню готовить ужин и включил первый канал, где шло очередное шоу с какими-то девицами с надутыми губами, криками и скандалами. Это было не политическое шоу, а, так сказать, социальное. Эстетствующего вида ведущий, Александр Гордон, глубокомысленно рассуждал о проблемах... женских месячных. Наверное, эта тема должна присутствовать в специализированных программах, но в пять часов вечера, когда у экранов в большом числе сидят дети, такое мне представляется откровенным "перебором". Иногда складывается ощущение, что наше телевидение делает намного больше для так называемого сексуального просвещения подрастающего поколения, чем любая западная европейская школа, которую старательно критикуют за соответствующие уроки...

Но подождите, дальше будет еще увлекательней...

Продолжением следует...

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы:  

О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних 
Новый театр открыл сезон
 О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов 
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев 
Художник и современное общество 
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II

Об одной песне Майи Кристалинской 
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube

Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни 

Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке 
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет

Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Поговорим о современной драматургии. О цензуре
Поговорим о современной драматургии. Новаторство или тупик
Поговорим о современной драматургии. О финансах

Дача как образ жизни: размышления в конце лета...
Государство и его граждане
Заметки о современном театре и не только
Немного из эпохи 1950-х... 
Мэтт Монро, неизвестный певец
О современном кино, театре и немного о патриотизме
Виниловые пластинки: их изменчивая судьба 
О судьбе книг в сегодняшнем мире
Об опыте одной проигранной страны. Часть I
Об опыте одной проигранной войны. Часть II

 




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.