Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Россия и мир по вторникам с Дмитрием Ластовым

Raphael cada día

28.06.2022

Россия и мир по вторникам с Дмитрием Ластовым


Алексей Султанов - музыкант из будущего

Сегодня мне начать хочется с Александра Сергеевича Пушкина. Он, наш великий писатель, о многом успел сказать. И в его маленьких трагедиях, рассказывая об истории Моцарта и Сальери, задался вопросом о том, являются ли гениальность и злодейство совместимыми вещами.

рафаэль певец испания

А также сказал еще и о том, что часто, очень часто на обочине могут оказаться именно талантливые, выдающиеся люди, оттесненные гораздо более формально успешной серостью. 

Но что такое, собственно, талант? Может ли он своей силой разрушить любые препятствия, противостоять завистливым, но значительно менее одаренным врагам?

Думаю, вряд ли. Тут нужны союзники, помощники. У кого-то это жены, родители, способные взять на себя бремя забот и бытовых хлопот.

А сами талантливые люди часто бывают и беззащитны, и слишком наивны, и им намного тяжелее в жизни, чем посредственностям, которые готовы прошибать стены, всегда находясь во всеоружии.

А уж если у них есть серьезные союзники, то пути им открыты все. Только вот таланты часто для них являются помехой, которую следует удалить с дороги. И часто это вполне удается... 

Наш сегодняшний герой Алексей Султанов — гениальный пианист, гордость нашей страны, получивший мировую известность... Вот только в нашей стране его мало кто знает, и складывается впечатление, что его забвение здесь совсем не случайно.  

VIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. 1986
А
лексей Султанов. Л.В.Бетховен. Саната №23.

Он стал известен в музыкальных кругах СССР ещё в 1970-е годы. О мальчике из Ташкента снимали репортажи и прочили ему великолепное музыкальное будущее. Не знаю, можно ли его назвать вундеркиндом, но талантливым и трудолюбивым мальчиком точно. Алексей рос в артистической и музыкальной семье. Его родители — музыканты, музыкантом стал и младший брат, а бабушка известная в Узбекистане актриса. С молоком матери, с первых своих дней Алексей впитал в себя музыку и уже в три года начал сам наигрывать мелодии на пианино, что всех поразило.

Позже Алексей попал в руки к замечательным педагогам, среди которых была и известная в Ташкенте педагог Тамара Попович. И его музыкальный алмаз начал становиться бриллиантом. Но не всё так просто и мало только таланта. Были еще и изнурительные репетиции, занятия по девять часов в день, а после были обязательные занятия спортом для укрепления рук. Алексей занимался спортом профессионально, в том числе восточными единоборствами, хотя сложно себе представить сочетание такого вида спорта с игрой на пианино. Но именно эти тренировки придали очень большую силу его музыкальным рукам.

 Алексей Султанов в телепрограмме
«До 16-ти и старше...». 1985. С 13-й минуты.

После окончания школы в Ташкенте встал вопрос о дальнейшей учебе. Алексея приняли в ЦМШ при Московской консерватории, и семья  из Ташкента перебралась в Москву. В 1986 году у Алексея первое значительное событие в его музыкальной карьере — VIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, на котором Султанов представлял свой родной Узбекистан.

И тут впервые включается в действие то, что мы можем назвать невезением или даже злым роком, который с этого момента будет сопутствовать Алексею всю жизнь. По мнению многих коллег Алексея, он играл очень эмоционально, экспрессивно, полностью отдаваясь музыке. Его исполнение не было пресным при виртуозной технике, а наоборот, очень живым и темпераментным. Но и не стоит думать, что он мог играть не точно, импровизируя. Совсем нет. Как раз в нём совмещался большой перфекционизм и стремление к совершенству, недопущению даже малейших ошибок в игре, и выразительность игры и отчетливо выраженная индивидуальность. 

Фрагмент документального фильма
«Революционный этюд» об Алексее Султанове

И это все было при том, что Алексей играл со сломанным пальцем, получив на репетиции травму. Стоял вопрос о том, что он может сняться с конкурса. Но руководство Узбекистана было против, да и сам Алексей хотел участвовать. А чтобы рука не болела во время выступления, ему «замораживали» палец. Правда, действия укола хватало всего на три минуты, и поэтому Алексей, отыграв фрагмент, удалялся за кулисы, где ему вновь и вновь повторяли процедуру. Это был подвиг очень юного человека — ему было только 16 лет. Публика аплодировала Алексею, но перед третьим туром жюри решило, что "больше не стоит мучить мальчика", и в финал его не пропустили...  

Вообще, Алексей Султанов был исключительно яркой личностью. Чего стоила его прогулка по крышам, чтобы «зайцем» попасть на выступление Владимира Горовица. Да, именно так. На дворе были 1980-е годы, особую охрану не выставляли, и на какие-то концерты в Консерватории можно было попасть через чердак и крышу. Так студенты проникали в здание, и заводилой оказывался как раз Алексей. Кстати, пробираясь именно на концерт Горовица, одна из девушек оступилась и чуть не скатилась с откоса вниз. Алексей ее спас, вовремя схватив своей очень сильной рукой. Позже именно эта девушка, Даце Абеле, стала его женой.. 

VIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. 1986
А
лексей Султанов. Фрагмент

Следующий, 1989 год принес Алексею Султанову великолепную победу. Среди поражений, которые уже были и еще будут, это был счастливый год его двадцатилетия, когда он был приглашен для участия в международном конкурсе имени Вэна Клайберна в Техасе. Там он исполнял Второй концерт Сергея Рахманинова.

Публика вызывала его множество раз на поклоны. Это был настоящий триумф. Алексей получил гран-при конкурса из рук самого Вэн Клайберна. Так началась мировая слава Алексея Султанова.

Международный конкурс им. Вэна Клайберна.
Алексей Султанов.  С.Рахманинов. II Концерт для фортепиано с оркестром.

Он сразу стал известен более за рубежом, и фантастическая востребованность именно в других странах, а не на родине, заставила его переехать за океан. Вместе с ним уехала и Даце Абеле. С этого момента Алексей стал давать сотни концертов в год по всему миру: от США до Японии...  

Но впереди предстояли еще самые резкие повороты судьбы...

Продолжение следует...

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы: 

О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних 
Новый театр открыл сезон
 О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов 
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев 
Художник и современное общество 
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II

Об одной песне Майи Кристалинской 
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube

Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни 

Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке 
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет

Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Поговорим о современной драматургии. О цензуре
Поговорим о современной драматургии. Новаторство или тупик
Поговорим о современной драматургии. О финансах

Дача как образ жизни: размышления в конце лета...
Государство и его граждане
Заметки о современном театре и не только
Немного из эпохи 1950-х... 
Мэтт Монро, неизвестный певец
О современном кино, театре и немного о патриотизме
Виниловые пластинки: их изменчивая судьба 
О судьбе книг в сегодняшнем мире
Об опыте одной проигранной страны. Часть I
Об опыте одной проигранной войны. Часть II

О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть I
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть II

О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть III
Разбирая старые открытки
О молодом поколении, которое идет на смену 
Об истории дипломатических отношений России и Испании
К 90-летию Майи Кристалинской

Песни, которые были всегда с нами
В чем виноват интернет...
Я родом из Советского Союза
О музыке и духе народном

О классике и современности
Еще о русской литературе
Еще к итогам конкурса Евровидения 2022

Немного о братьях наших меньших




Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.