Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Субботний вечер с Дмитрием Седовым

Raphael cada día

08.10.2022

Субботний вечер с Дмитрием Седовым


Сказки и легенды Северного берега
(волшебные сказки в жанре этно-фэнтези)
Часть I. Легенды Северного берега
Сáгге великодушный. Ч.4

Подошёл Сагге к одному зеркалу - видит только себя и Быстрошмыга. Подошёл к другому - опять то же самое. Подошёл к третьему - всё то же… Лишь в девятом зеркале увидел кузнец то, чего и многим духам никогда не видать! Залитый солнечным светом Тронный зал Янтарного замка, небесного жилища богов!

рафаэль певец испания

Увидел кузнец и четыре величественных янтарных трона, стоящие вкруг огромного янтарного стола, увидел цветные витражи в стрельчатых янтарных рамах и янтарные резные стены, с которых смотрели на него янтарными глазами янтарные боги и герои, совершавшие свои бессмертные деяния, увековеченные в янтаре…

- Какая красота… - восхищённо пробормотал кузнец.

- Всё! Отпусти же! - умоляюще пискнул крыс. - Видишь: никого из всемогущих нет на месте? Я тебе не врал! Матушка Эйесинде скоро будет здесь!

- Нет, не опущу, - Сагге крепче сжал в кулаке свою добычу. - Пока не закончу, не отпущу! Ты мне ещё пригодишься…

Крыс жалобно всхлипнул, а кузнец начал быстро отсчитывать короба, карабкаясь по «сундучной горе» слева от зеркала Эйесинде. Тринадцатый сундук оказался на самом верху и не был заперт. Сагге с волнением откинул крышку. На виду, прямо перед ним, лежала позеленевшая от времени, небольшая медная шкатулка без узоров и украшений…

- Неужто, она?! - обрадованно воскликнул кузнец, но на всякий случай пошуровал внутри сундука, до самого дна: нет, ничего похожего!

Вдруг послышался отдалённый, медленно приближающийся издалека гул; своды и стены сокровищницы угрожающе задрожали. Сундуки и зеркала покачнулись, печально зазвенели. Изумрудный свет сменился тусклым, болотным…

- Матушка Эейсинде!!! - испуганно завопил Быстрошмыг. - Нам - конец!!!

- Так уж и конец, - усмехнулся Сагге, хорошенько встряхнув крыса. - А ну, рассказывай, как ты сюда попал? Почему-то мне кажется, что я могу уйти отсюда тем же путём, каким ты попал сюда, облезлый хвост!

- Верно, верно, дорогой Сагге! Ты же отпустишь меня, когда я покажу тебе выход?! Ведь неспроста же тебя великий подземный народ назвал Великодушным?!

- Ага, вот ты как заговорил, когда припекло! Показывай дорогу, там поглядим!

Подземный гул приближался неотвратимо. Свет почти погас. Дрожание стен и сводов усилилось. Зеркала и сундуки уже не звенели, а словно выли погребальную песню. Уже хорошо были слышны тяжёлые шаги мощнотелой дочери Заката. Что она сделает с теми, кто проник в её сокровищницу без спроса?! Пощады не будет…

- Быстрей, вон за то треугольное зеркало!!! - умоляюще вскрикнул крыс, извиваясь всем телом: показывая нужное направление.

Они успели вовремя. Едва беглецы оказались за зеркалом, в почти такой же норе, по которой Сагге пробирался с Унле-Пронырой, и едва кузнец захлопнул и запер за собой почти такую же железную дверцу, как услышали оба жуткий грохот и рёв: это богиня обнаружила, что кто-то вскрыл волшебные двери её сокровищницы, и наверняка что-то выкрал! Земля задрожала от воплей и стонов дочери Заката. Сагге подумалось, что ещё немного и подземный ход обрушится от громоподобного крика и тряски.

- Отпусти же теперь, - захныкал крыс.

- Ага, - согласился Сагге, чувствуя, как мелкие камешки с трясущегося потолка ручейком сыплются ему за шиворот. - Только сначала скажи, что это за ход, и куда он ведёт?

- Это один из многочисленных ходов, прорытых эри с незапамятных времён, - начал торопливо объяснять крыс. - Ушастые карлики уже давно сами не помнят, откуда и куда что прорыли. И я не знаю, где другой конец этой подземной галереи. Я попал в неё по нашему, крысиному ходу. Мы часто приходим в сокровищницу матушки Эйесинде, чтобы в её отсутствие попрыгать по сундукам и поглазеть на собрания богов в Янтарном замке. Мои сородичи все ушли, а я вот, на свою беду, остался… Отпусти же меня теперь, кузнец! Меня детки малые заждались!..

- Ну, ступай к своим деткам, если не врёшь, и если тебе нечего добавить, - сказал Сагге и выпустил крыса.

Красные глазки сверкнули в темноте; убегая, Быстрошмыг пропищал:

- Добавлю только одно: не верь этим ушастым карликам, кузнец! А особенно их бесхвостым рыжемордым слугам! Прощай!..

 Так Сагге остался один на один с темнотой. Его успокаивало лишь то, что хотя подземный ход и продолжал сотрясаться, осыпаться не спешил. Кузнеца не надо было подгонять. Он как можно быстрее двинулся вперёд, обшаривая свободной рукой перед собою дорогу, да прижав покрепче к груди заветную шкатулку. Больше всего боялся Сагге провалиться в какую-нибудь яму или ловушку… Вот он наткнулся на небольшое отверстие в стене: наверняка крысиный ход, о котором говорил Быстрошмыг… Вот какие-то корни и мшаные плети стали беспрестанно трепать его по лицу, завалы из камней и земли осложняли дорогу; кое-где кузнецу даже пришлось ползти на животе… Дышалось с трудом, воздух был сырым и затхлым. Видно, и правда, давно никто не ходил этим путём, не следил за ним, не чистил… Осторожность не подвела Сагге: несколько раз он едва не провалился в какие-то ямы - быть может, в осыпавшиеся переходы, а может, и западни… Вот кто-то неведомый засопел впереди, в темноте, и нехотя отполз прочь… Вот какие-то странные камни всё чаще стали попадаться под руку: большие и лёгкие, круглые да гладкие… Потрогал кузнец один такой камень получше и вскрикнул, нащупав на нём дырки и… зубы! Череп! Костяная голова какого-то бедолаги - вот что это! Отбросил страшную находку Сагге и опять - вперёд…

Долго-долго пробирался так кузнец, время от времени останавливаясь, чтобы слегка передохнуть. Наконец, рука его ударилась обо что-то твёрдое, гулкое и знакомое. «Ага! - сообразил Сагге. - Дверца!..» Тихонько нащупал, потянул за ручку - не заперто! Видно, эри действительно давно забыли про этот подземный ход, раз никто из них не позаботился о том, чтобы накрепко запереть его или замуровать! Хотел Сагге запеть от счастья, да что-то его удержало. И не зря: вдруг услыхал он голос, да не чей-нибудь, а самого Эри-Йенса Девятьсот девяносто девятого!

- …ужасный переполох! - весело говорил кому-то король. - Ужасный! Но теперь я могу прийти с высоко поднятой головой во дворец дочери Заката и с вызовом… нет, с вызовом - это чересчур… с достоинством сказать: «Милая матушка Эйесинде, теперь вы видите, как жестоко вы заблуждались в отношении моих сыновей, моего бедного, но честного народа и меня лично? После того, как вы узнали, кто посмел посягнуть на ваше имущество, да ещё от моего честного королевского имени, как это нелепо - обвинять всех нас, ваших верных детей и слуг, бедных маленьких эри, в краже драгоценных камней из вашей сокровищницы!..» И, сказав так, смиренно застыть в ожидании прощения и неизбежных подарков, заглаживающих несправедливый гнев великой богини…

- Прекрасно сказано, ваше величество! - восхищённо воскликнул королевский собеседник и Сагге узнал голос Старшего распорядителя. - Такого мудрого короля ещё не знал наш бедный, но честный народ!

- Мой друг, я не забуду и вашего участия в этом деле!

- О, вы так добры, ваше величество, так добры… Такого доброго короля ещё не знал наш бедный, но честный народ!

- Да, а что кузнец? - поинтересовался Эри-Йенс Девятьсот девяносто девятый. - Как вы думаете? Ему действительно удалось спастись и… так сказать, кое-что прихватить на память?

- Из Крысиного королевства поступили точные сведения, что кузнец спасся. Но, как сообщается, - радостно хихикнул Старший распорядитель, - его заманили в один из подземных ходов, заброшенных во время нашей стародавней войны с кротами. Оттуда ему никогда не выбраться! Что же ему удалось, как вы выразились, прихватить на память, доподлинно неизвестно, ибо сделал он это наугад…

- А если точнее?

- Младший исполнитель доложил, что выполняя наши, скажем так, шутливые указания, предложил кузнецу для поисков одну из шкатулок Подстели-Соломы…

- Вот как? Интересно… И что же, кузнец нашёл её?

- Судя по описаниям, нечто похожее оказалось в руках нашего э… гостя.

- Вы с ума сошли! А ваш бесхвостый помощник - так тот и вовсе болван!

- Совершенно согласен с вами, ваше величество. Младший исполнитель оказался полным болваном! И я боюсь, что кузнец сумеет воспользоваться шкатулкой. Он не только силён и удачлив, он очень хитёр и умён, этот кузнец. Он очень опасен, ваше величество!

- А вы сделали его ещё опаснее! Теперь я понимаю, почему его не схватили слуги матушки Эйесинде! Шкатулка Подстели-Соломы! Да кузнец теперь может всё наше царство перевернуть вверх тормашками!

- Но кто мог предположить, что он проникнет в сокровищницу матушки Эйесинде, как к себе домой?! А не так, как ваши сыновья, через…

- Тссс! Вы что, хотите всё погубить?! - зашипел король. - Перестаньте болтать, болван! Не исключаю, что сейчас нас кто-нибудь подслушивает!..

Тут кузнец не выдержал, и со скрежетом рванул на себя дверцу.

- Что такое?! - испуганно хором воскликнули Эри-Йенс Девятьсот девяносто девятый и Старший распорядитель.

- Это всего лишь я, - усмехнулся кузнец, вылезая из норы на свет и отряхиваясь. - Так-то вы исполняете своё слово, ваше величество? Не стыдно? Выходит, ваши сыночки повадились в сокровищницу дочери Заката за камушками-самоцветами, а вы на меня всё решили свалить? Ну-ну… Только не вышло у вас ничего…

Сагге сделал вид, что хочет открыть шкатулку.

- Не надо! - отчаянно взвизгнул Старший распорядитель и упал в обморок.

Светляки испуганно зажужжали, сбившись под самым потолком в ослепительную, дрожащую тучу.

- Не надо, умоляю! - упав перед кузнецом на колени, зарыдал повелитель эри. - Ведь ты же Великодушный, о кузнец Сагге из земли Пурпурных кряжей! Ведь ты - спаситель всего нашего королевского рода! Не открывай, прошу тебя, шкатулку проклятого колдуна!

Усмехнулся Сагге: кто не знает знаменитого волшебника Подстели-Солому! Про него легенд не меньше, чем про Хальгера-кузнеца. Тот самый Ю́ннар Подстели-Солома, который всегда помогал мастерам, потому что сам был мастером! Тот самый Подстели-Солома, который всю жизнь трудился на богов, а однажды бросил им вызов, создав собственный летающий замок, и погиб в неравном бою…

- А чего вы так перепугались-то? - искренне удивился кузнец и… открыл шкатулку!

Сначала ничего не было. И шкатулка поначалу казалась пустой. Но вдруг со дна её стал подниматься лёгкий дымок, который вскоре превратился в белое облачко.

- Чего ты хочешь, кузнец Сагге из земли Пурпурных кряжей? - ласково спросило облачко.

- Хочу очутиться дома, вместе с моими детками и любимой женой айе-Ингувис!

- А больше ты ничего не хочешь? - облачко подлетело к самому носу Эри-Йенса Девятьсот девяносто девятого и угрожающе заискрилось, словно собираясь метнуть молнию ему прямёхонько между глаз.

Повелитель эри обречённо вжал голову в плечи и зажмурился…

- Нет, ничего я больше не хочу! - твёрдо сказал Сагге.

- Хорошо, - облачко перестало искриться. - Надеюсь, ваше величество, вы сдержите своё слово и отблагодарите кузнеца? Вы ведь знаете, как?

- Знаю, конечно, знаю! Я отблагодарю, непременно отблагодарю, клянусь короной! - обрадованно залепетал повелитель эри.

- Вот и хорошо. А теперь закрой глаза, Сагге, - сказало облачко и стало быстро расти, обволакивая густым туманом кузнеца, который уже через мгновение ничего не слышал, не видел и не чувствовал - даже себя самого; словно осталась от него только она мысль - поскорее вернуться домой…

Сагге открыл глаза, когда вдруг ощутил твёрдую землю под ногами.

Вечерело. Прохладный ветер принёс свежий, смолистый запах соснового леса. А потом дальний лай пса, чью-то удалую песню… Кузнец стоял во дворе своего дома, у колодца. Шагнул Сагге вперёд, к светящимся родным окнам, да споткнулся: путь ему преградило колодезное ведро, полное драгоценных камней.

- А, вот она, обещанная королевская награда, - усмехнулся Сагге, играючи поднял ведро могучими руками и высыпал всё, до последнего камушка-самоцвета, в колодезный зев, прокричав во след: - Последний привет от Сагге Великодушного! Не надо мне ваших подарков, ваше величество! Чихал я на них!..

И зашагал кузнец к дому. А там, за накрытым столом, ждали его любимая айе-Ингувис и ребятишки. И тотчас радостно повисли на нём спелыми яблоками. И никто из них не спросил, где же так долго пропадал Сагге.

- Садись ужинать, милый, - только и сказала жена, пододвигая ему миску с едой.

- Видать, удачно ты съездила в Меняй-город, жена? - спросил кузнец, отрезая большой кусок мяса. - Много ли народу было на торжище?

- О чём ты, муженёк?! - удивилась айе-Ингувис. - Здоров ли ты? Ведь до Зелёного торжища ещё целый месяц! Говорила я тебе: нельзя так много времени в кузнице проводить…

Сидит Сагге, уплетает за обе щёки, а сам между тем размышляет: «Айе-Ингувис словно подменили, дом - полная чаша, а Зелёного торжища ещё и в помине не было! Выходит, шкатулка Подстели-Соломы меня на целый месяц назад вернула, дела поправила, и жену от скупости излечила?! Вот чудеса…»

С тех пор жил кузнец Сагге со своей женой душа в душу, и отбоя у него от заказчиков не было. А если, ходя по воду, случайно находил кузнец в ведре драгоценный камушек, с улыбкой выбрасывал его обратно, в колодец. Ну, а кроме него те камушки и не попадались никому.

Продолжение следует...

Дмитрий Седов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы: 

Сказки и легенды Северного берега
(волшебные сказки в жанре этно-фэнтези)
Часть I. Легенды Северного берега
Э́на-Пустая-Корзина. 1
Э́на-Пустая-Корзина. 2
Э́на-Пустая-Корзина. 3
Э́на-Пустая-Корзина. 4
Сáгге великодушный. 1
Сáгге великодушный. 2
Сáгге великодушный. 3

Месть доньи Инес или мадридский плут

Приключения отважного шевалье Антуана де Фаланкура
Африканские сны
Тайна черной мантильи 
Волшебный гранат
Полуночные сказки
Ветер Сарагосы
Ведьмин колодец
Инсектиада




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.