Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Дабы убедиться в превосходстве методики Вонапеца над методиками других педагогов училища, дабы укрепить уверенность в правильности избранного пути, Диана решила посетить экзамен вокалистов, который состоялся в училище 21 июня 1996 года. Кроме того, ей захотелось послушать, как поют ученики Вонапеца Ира Карачкина и Максим Беляков, и сравнить их пение с пением остальных.
Идя на экзамен, Диана не сомневалась в том, что вонапецкие "чада" поют несравненно лучше других. Только вот воспримут ли их училищные крысы, чьи животы до отказа набиты рисом и манкой? В этом Диана отнюдь не была уверена. Ей становилось даже страшно при мысли о том, что они могут быть подвержены нападению со стороны вонапецкой "оппозиции".
Ученики Вонапеца пели первыми, причем сначала на сцену вышел Максим, а за ним - Ира.
Максим держался испуганно и робко. Всем своим видом он демонстрировал неуверенность и панический страх перед публикой, которая сидела в зале. А публики набралось довольно много: это были и студенты, и родители, и педагоги, и директор. Взгляд его был устремлен не прямо в зал, а куда-то вбок. Голос звучал ровно, но пение во многом оставляло желать лучшего. Было видно, что молодой человек не до конца раскрыл возможности голоса, красивого и богатого от природы. Он пел тихо, робко и плохо произносил текст. Как потом выяснится, комиссия придерется именно к последнему.
Однако, как заметила Диана, беззаветно верившая в Вонапеца и его вокальную школу, Максим пел намного лучше, чем ученики Тишинской и Никудышниковой. Его голос лился свободно, без напряжения, наблюдавшегося у последних, звук не создавал ощущения сдавленности. Словом, слушать Максима Диане было приятнее, чем остальных вокалистов, которые кричали, вопили, сипели, пищали и выли. Одним из достоинств пения Максима была ровность голоса во всех регистрах, и она решила, что это одна из заслуг методики Вонапеца.
Что касается программы Максима, то она была довольно невзрачная, тогда как ученики Тишинской и Никудышниковой пели куда более объемную, эффектную и весомую программу. Три произведения, которые исполнил Максим, сработали явно против него. Будь его программа ярче, он, возможно, и выиграл бы. Однако Вонапец кое-что не рассчитал, заставив Максима петь то, что он пел.
Вслед за Максимом на сцену вышла Ира. Ее внешний вид, как и вид Максима, тоже оставлял желать лучшего. Она чувствовала себя скованно и неуверенно. Мимика выдавала напряжение, с которым она извлекала звуки. Голос звучал весьма неровно, и у Дианы создалось впечатление, что весь его звук концентрируется где-то в области носа и вытекает оттуда узкой и тонкой прямолинейной струйкой. Большинство звуков, особенно низких, было откровенно тусклым и сиплым.
За Максимом и Ирой последовала длинная вереница учеников, щедро откормленных рисом и манкой. В зале стоял откровенный вой, крик и визг. По окончании экзамена Диана вышла оттуда с больной головой и сдавленным горлом. Дышать ей было тяжело, а тело сковала такая страшная усталость, какой не наблюдается, пожалуй, даже после самой тяжелой физической работы. Она не стала дожидаться результатов и пошла домой, а на следующий день случайно встретила на улице одну из своих знакомых, ученицу Никудышниковой, которая поведала ей печальную историю о жалкой участи вонапецких отпрысков.
Оказывается, Максим Беляков получил "пару", а Иру вокальная комиссия щедро наградила "троечкой". Диана обомлела... из глубины ее души, шипя, поднимался холодный пар... такого она никак не могла ожидать! Она искренне надеялась, что ученикам Вонапеца поставят по четверке, но чтобы двойка... двойка - у Максима! За что? Ведь Максим, как показалось Диане, пел лучше Иры! За что же ему двойка!
Раздосадованная, охваченная волнением и негодованием, Диана со всех ног помчалась звонить Вонапецу. В эти минуты она искренне ему сочувствовала. Она догадывалась, что вокальная братия музыкального училища решила таким образом отомстить Вонапецу, оскорбить и выжить из коллектива. "Двойка" была необходима им как веский для этого предлог. Не поставь они "двойку" одному из вонапецких учеников, у них бы не было надлежащего оружия против него, а теперь они им обладали. Проклятые интриганы! Они играют судьбами учеников, действуя в своих мелочных и гнусных интересах! О, пришло ли им на ум, соображает ли хоть один из них, что они сделали? Они сломали человеку судьбу, обрубили ему крылья, лишили его земли под ногами, повергли в отчаяние - и все из-за своих пошлых и низменных распрей, из-за личной неприязни и зависти друг к другу! Какой же гнилой, оказывается, в музыкальном училище педагогический коллектив! Это музыканты- люди высокой духовной культуры! До сей поры Диана видела все в розовом свете и не знала, что творится в педагогических коллективах. Ей казалось, что педагогический коллектив музыкального училища - замечательный (а уж теоретики вообще идеальные люди!)!!! Однако не тут-то было: в данный момент пелена упала с ее глаз, и она увидела все в истинном свете. Потом она услышит от Вонапеца, что не только вокалисты, но и теоретики далеко не идеальны. А сейчас, охваченная обидой за Вонапеца и злостью на его врагов, она летела к телефонной будке. Схватив трубку и набрав номер, она вскоре услышала грустный, усталый голос учителя.
От него она узнала о произошедшем более подробно. Он без устали говорил, говорил и говорил, изливая душу сердобольной ученице, которая теперь стала ему последней щепкой в бездонной пучине отчаяния. А Диана слушала и сочувствовала ему молча, так как иного способа выразить свои чувства у нее не было: речь Вонапеца была такой бесконечной и неиссякаемой, что ей некуда было вставить свое слово. За спиной Дианы у автомата выстроилась целая очередь, все томительно ждали, пока она закончит "разговор" и нервничали от ожидания, а голос Вонапеца все лился и лился в телефонную трубку, не давая пощады бедным ушам Дианы.
Наконец, монолог иссяк, и Диана отправилась домой. Экзамен и его последствия для Вонапеца и его учеников оставили в ее душе неизгладимый след. Отныне она поклялась себе не здороваться ни с Тишинской, ни с Никудышниковой, ни тем более с Поварихиной, которая затеяла всю эту стряпню. Этим она надеялась выразить им свое искреннее презрение. Глубокое проникновение в несчастье учителя, сочувствие и сострадание ему укрепили ее верность Вонапецу. Исчезли все сомнения, которые доселе заманивали ее в предательские ловушки, растаяла неуверенность, а чувство скованности и страха, которое раньше Диана так часто испытывала в присутствии своего педагога, на время куда-то отошло и притаилось в тени. Диана прониклась к Вонапецу огромной преданностью. Ее уважение к нему, почитание его как необыкновенного человека, уникальной и неординарной личности намного возросло. Она прекрасно понимала ситуацию, в которой тогда находился Вонапец: это было одиночество, атмосфера холодного и злобного отчуждения со стороны окружающих, чувство глубокой боли от оскорбления, нанесенного самолюбию. Вонапец был жестоко унижен, унижен хамски и несправедливо, оскорблен и отвержен из-за ничтожной, мелочной зависти. Его просто решили убрать. В эти тяжелые для него минуты - минуты парения над бездонной пропастью, в глубинах которой - смерть, - с ним был только один верный друг - Зоя Евстафьевна Боянова. Больше никто не поддерживал его, он был один в многолюдной пустыне. И поэтому Диана как никогда понимала, что должна быть рядом, поддерживать и верить, верить безгранично. Только ее искренняя вера, только преданность и упование на учителя станут ему хорошей опорой и помогут одолеть удар.
С огромным воодушевлением посещала она его уроки. Наконец-то она почувствовала себя по-настоящему свободной: госэкзамены сданы, сброшен тяжелый груз долгов и обязательств перед музыкальным училищем, и теперь можно полностью посвятить себя любимому вокалу.
- Ты теперь моя последняя надежда, - сказал ей однажды Вонапец. - Ни Карачкины, ни Беляковы мне теперь не помогут...
В душе Диана гордилась своим положением. Она чувствовала себя избранницей судьбы. И особенно сильно ее радовало то обстоятельство, что она теоретик, а не вокалист: сама судьба уберегла ее от жалкой участи последних. Учись она на вокальном отделении, она никогда не попала бы к Вонапецу, даже не узнала бы о нем, а если бы узнала, то самое плохое. А специальность теоретика позволяет не только заниматься вокалом столько, сколько душе угодно, но и подарила ей такого замечательного педагога! Поистине, Вонапец был тогда очень счастлив, ибо всем существом ощущал преданность и верность своей "последней надежды". (Клянусь вам, сейчас он бы дорого дал, чтобы вернуть сие незабываемое время.)
Вонапец от всей души уповал на то, что в этом году Диана непременно поедет поступать. Мало того, он был безоговорочно уверен в ее успехе. В мыслях его не было даже предположения о том, что его методика постановки голоса в Саратовской консерватории потерпит неудачу. Ах, как хотелось ему доказать своим многочисленным врагам, на что он на самом деле способен! Его буквально распирало от нетерпения взять долгожданный реванш! Возможно, в Диане Оболенской он увидел наконец орудие, посредством которого ненавистный Рисов-Манкин и все его бесчисленные прихвостни и лакеи будут повержены в адову бездну! Он мечтал об этом день и ночь, во сне и наяву, вслух и про себя, готовя себе обетованный пьедестал и воображая себя стоящим на нем с гордо поднятой головой. "Неужели скоро настанет момент, - думал он, - когда я смогу, наконец, посмотреть на мир свысока? О Диана, помоги же мне, не подведи же меня! Ты не зря дана мне судьбой: именно ты подаришь мне величие и славу, которых я жаждал так давно!" Но...
Бедный, бедный Стефан Кириллыч! Что за странная судьба ведет его по жизни! Она всегда дразнит его, издевается и смеется над ним! Со всех сторон, из-за каждого угла слышен этот едкий, саркастический и жестокий смех, сардонический смех, гомерический смех, неистощимый жуткий безумный хохот!!! На каждом шагу, как неисчислимые подножки и зазубрины, возникают эти многочисленные насмешливые "но", которые заставляют его постоянно спотыкаться и разбивать нос о каменистую землю!
Вот и сейчас очередная кочка неожиданно выросла из-под земли, заставив его снова споткнуться и упасть: Диана не поехала в консерваторию. Она и не собиралась ехать туда, так как, несмотря на свою преданность Вонапецу и безграничную веру в идеальность его уникальной школы, не была окончательно уверена в высокой степени своей подготовки. Появись она в Саратове, подай она заявление и покажи себя на экзамене, она ни за что не поступила бы туда и вдобавок опозорилась и провалилась бы с треском. Это мог подтвердить любой человек со стороны, не отравленный сладким зельем вонапецкого гипноза. И Диана это очень хорошо почувствовала. Она объясняла свою неуверенность недостаточной подготовкой, хотя потом она поймет, что дело не в подготовке вовсе, а в тупиковости вонапецкой методики. А пока она жила сладкими голубыми иллюзиями. Ей было хорошо под их ласковой чарующей сенью.
После известия об отмене Дианой поездки в Саратов, которое он получил от Бояновой, Вонапец изъявил желание встретиться и поговорить с Оболенскими. Сей разговор состоялся в парке напротив училища. Он получился весьма задушевным. Прощаясь с Оболенскими, Вонапец и Боянова повелели Диане усиленно "работать над собой".
- Когда в сентябре ко мне придешь, - сказал Вонапец, - я увижу, работала ты над собой или нет.
На том и расстались.
О, в момент расставания Вонапец не подозревал, что за ближайшим поворотом его поджидает подлая Судьба с секирой! Не успел он завернуть за угол, как секира тут же опустилась на его непокрытую голову, сразив наповал. Сей день окажется весьма критическим и для него, и для Бояновой: в училище их ожидает большой скандал, следствием которого станет увольнение Вонапеца из стен заведения.
Продолжение следует...
Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют