Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

24.09.2023

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Феномен
(Книга о современнике)
Зеркало, или

Вокальные мытарства
Дианы Оболенской.
Роксана. II (1)

...Диана была дома одна, когда раздался звонок в дверь.

рафаэль певец испания

- Диана, ты не представляешь, что нам сегодня сказали! - едва переступив порог, воскликнула Роксана. Она вся сияла от счастья. - Слушай, милая, ты будешь в восторге, когда узнаешь! Сегодня на уроке истории нам сообщили потрясающую новость. Я еле выдержала весь этот долгий день, мне так хотелось поскорее тебе рассказать! Слава богу, ты дома, я так боялась, что ты куда-нибудь уйдешь!

Роксана прошла в комнату и усадила подругу перед собой.

- Слушай, Дианочка, Мария Михайловна нам сегодня сказала вот что: в конце этого семестра, прямо перед экзаменами, к нам в училище приедут гости из Московской консерватории, представляешь? Они будут прослушивать наших лучших студентов - вокалистов, пианистов, скрипачей и так далее - именно тех, кто в этом году поедет поступать. Они ищут талантливых ребят - так нам и сказали... ну и, конечно, хотят проверить уровень нашего училища!.. Диана, у нас есть шанс! Надо, чтобы они обязательно нас прослушали! Представляешь, если мы им понравимся, они могут пригласить нас поступать! Диана, я так счастлива, ты даже не можешь себе представить!.. я сегодня весь день не знала, куда себя деть от радости, мне так хотелось поскорее сообщить тебе эту новость!..

Диана ушам своим не поверила, когда услышала это от подруги. О, да она пришла в неописуемый восторг! В ее жизни появился реальный стимул! Судьба поворачивается к ней лицом... Москва простирает к ней огромные пламенные длани... о, не чудо ли это?

- Знаешь что, Диана, - с горящими от восторга глазами, шепотом, будто это была некая заветная тайна, проговорила Роксана, беря руки Дианы в свои и крепко сжимая их. - Я скажу тебе по секрету... только не говори никому. Стефану Кириллычу и Зое Евстафьевне не говори, хорошо? Им пока нельзя об этом знать, я только тебе говорю об этом... Я хочу в Московскую консерваторию. В этом году, вместе с тобой. У меня идея: как следует заниматься, приложить все-все силы, какие есть, чтобы за год подготовиться и поехать в Москву...

- Так это же здорово, Роксана! - подхватила Диана восторг подруги: ей очень понравилась идея поступать в Московскую консерваторию вместе. В данный момент ее осуществление казалось ей реальным, ведь впереди - столько месяцев!

Подруги решили заниматься вместе. С этого момента они каждый день ходили в училище, брали свободный класс и пели - пели без остановки, до умопомрачения, пели весь репертуар Дианы от начала до конца. Они поставили цель непременно достичь успеха. Вонапец и Боянова еще ничего не знали о приезде московской комиссии, а Диана и Роксана уже вовсю к нему готовились!

Подруги всем сердцем отдались занятиям. С таким усердием и любовью не занимался, пожалуй, больше никто из вонапецких чад. Подобное рвение и горение впору бы оценить по достоинству, однако Вонапец, узнав о совместных занятиях учениц, остался ими весьма недоволен. Поначалу он, правда не выказывал явных претензий - уроки продолжались как обычно, однако Диана кожей чуяла его враждебные эманации. От урока к уроку он становился агрессивнее. Пары желчи, которые он периодически испускал, отравляюще действовали на Диану. Его претензии к пению Дианы были безосновательными - они слишком походили на мелочные придирки. Возможно, он снова испытывал энергетический голод и нуждался в подпитке, а быть может, тут виной голод финансовый?..

Да, Оболенские слегка задолжали Вонапецу - с сентября он не получил от них ни копейки. Все эти месяцы им едва хватало на пропитание, так что ему приходилось покорно и терпеливо ждать. Однако, как показывала ситуация, он не обладал ангельским терпением - откуда ему взяться у вампира? Время от времени его острые длинные клыки давали о себе знать. Улыбка его все более напоминала акулий оскал, а глаза норовили вылететь из орбит двумя раскаленными пулями.

Диана намекнула маме на то, что обстановочка накаляется. На днях должен был явиться заказчик, чтобы отдать Оболенской долгожданные деньги за работу. Едва он выложил необходимую суму, она схватила деньги в охапку и помчалась к Вонапецу и Бояновой домой. Там-то и состоялась первая задушевная беседа Оболенской и Вонапеца, полная намеков, символов, назиданий, нравоучений, заботы и опеки... что это были за намеки, кого Вонапец снова надумал опекать, вы узнаете чуть позже, а сейчас - о главном. Как только Вонапец увидел денежки, кровь его взыграла от радости и счастья. Глаза вылезали из орбит - но уже не от злости, а от удовольствия. Энергично замахав руками, он пригласил Оболенскую войти в дом, а Бояновой велел поскорее ставить чай, чтобы отметить сие великое событие. Елейно улыбаясь и мяукая, двусмысленно сверкая глазами и едва ли не растекаясь воском под ногами у Надежды Аркадьевны, он расточал ей любезности, болтал милую нелепицу. После данной прелюдии завязался длинный разговор, а точнее - бесконечно нудный вонапецкий монолог, один из его репертуара. Теперь он действительно был в своем амплуа, которое так обожал. Оболенская слушала его весьма внимательно, ибо монолог касался ее дочери, так что он получил отличную возможность и пофилософствовать, и почитать мораль, и блеснуть эрудицией.

Вонапец тонко намекал Оболенской на то, что его не устраивают совместные занятия Дианы и Роксаны: они якобы отрицательно влияют на качество пения Дианы и снижают ее профессиональный уровень. 

- Диана, - многозначительным полушепотом говорил он, впечатывая слова в податливую мякоть мозга Надежды Аркадьевны, - ушла от Роксаны очень далеко, за ее спиной - целый год занятий, тогда как Роксана только начинает, она еще не достигла Дианиного уровня, поэтому им ни в коем случае нельзя заниматься вместе... Они ведь поют вещи Дианы, да? Это исключено! Это нельзя! Это противопоказано! Роксана сейчас ни в коей мере не должна прикасаться к таким вещам, они ей навредят, вы что! Ни-ни-ни-ни!.. вот если бы она вместе с Дианой пела свои собственные вещи - вот это другое дело, это еще куда ни шло, но - тоже нежелательно. Диане сейчас нужно готовиться в консерваторию, вы понимаете? Она не должна тратить свои силы на Роксану, ей надо заниматься дома самой - дома, а не в училище. Так, Надежда Аркадьевна, и передайте ей. Если бы эти занятия в лучшую сторону влияли на уровень Роксаны - на уровень Роксаны, вы понимаете? - тогда другое дело, тогда я был бы не против, а наоборот, приветствовал бы такие занятия, но в данном случае не могу. Диана сейчас большие успехи делает, она, можно сказать, поднимается на новый качественный уровень, ей ни в коем случае ничего не должно мешать! А она взялась заниматься с Роксаной, да разве так можно?

По намекам Вонапеца можно было определить, что совместные занятия Дианы и Роксаны не устраивают его не только из-за того, что якобы пагубно влияют на профессиональный уровень обеих. Он был явно против их общения, только пока не выказывал сие открыто. У Дианы появилась подруга - этот факт медленно выводил его из себя. Раньше он ревновал ее к теории музыки, забиравшей у него половину Дианы, теперь появился живой человек, претендующий на ту же часть. Вонапецу хотелось, чтобы Диана полностью принадлежала вокалу. Никто и ничто извне не имеет права посягать на нее. 

- Я понимаю, у вашей дочери очень богатый духовный и эмоциональный мир, - тем же напыщенно-мистическим полушепотом продолжал Вонапец. - Она хочет заниматься и тем, и тем, но вы поймите, сейчас она должна заниматься только вокалом! У нее сложнейшая программа, а времени очень мало - вы понимаете? Что такое эти семь или восемь месяцев - да это же ничто! Она все силы сейчас должна направить на эту цель, а не общение. Нельзя ей сейчас общаться, все друзья у нее будут там, а здесь ей надо работать! Вы понимаете, Надежда Аркадьевна?..

Напичканная назиданиями, наставлениями и отеческими речами, исполненными ревностной опеки, Оболенская покинула гостеприимный дом вонапеце-бояновской четы. У себя дома она слово в слово повторила дочери то, что впечатал ей в голову заботливый учитель. Диана, естественно, не согласилась с позицией Вонапеца: слишком уж категоричной она ей показалась, слишком уж остро попахивало здесь инстинктом собственника. Встретив Роксану, она поделилась с ней услышанным от мамы. Подруги сообща решили, что не бросят совместных занятий, и на следующий день опять пошли в училище.

Отмечу один интересный момент. Мимо него нельзя пройти, ибо он играет огромную роль в характеристике нашего с вами главного героя. Когда Оболенская была в гостях у Вонапеца, он дал ей одну книгу. Это были мемуары французского скульптора Родена.

 - Обратите внимание на его высказывания о творчестве, - многозначительно заметил Вонапец. - Я в одном месте там даже подчеркнул карандашом, будете читать - увидите. И дайте обязательно Диане, пусть тоже прочитает и запомнит на всю оставшуюся жизнь, это архиважнейшая вещь...

Суть "архиважнейшей вещи" заключалась в том, что вдохновение - не главное для художника. Так, по крайней мере, понял роденовскую мысль Вонапец. Главное для художника, считал он, - наработка мастерства, а вдохновение, как и аппетит, приходит "во время еды"...

Итак, совместные занятия Дианы и Роксаны продолжались. Преследуя цель непременно понравиться московской комиссии, Диана еще не знала тайны, которая вызвала столь бурный восторг Роксаны по поводу ее приезда. Боясь, как бы что-нибудь невзначай не обломилось, Роксана не выдала секрета сразу. Она ждала подходящего момента. И вот, наконец, таковой настал.

Подруги сидели в классе после одного из уроков. Был не очень удачный день, и на сердце у обеих было грустно. Девочки разговаривали о своей учебе, о том, что ждет их впереди, о Вонапеце и Бояновой, о Московской консерватории...

- Ты знаешь, Диана, - вдруг сказала Роксана, - это иголочка сказала, что приедут гости из Москвы...

- Как?!

- Да. Она мне сказала об этом, а потом я пришла в училище - через несколько дней, - и Мария Михайловна сообщила нам эту новость.

- Боже мой... мистика какая-то... неужели правда? Но мы же решили, что это бесполезное гадание, как же у тебя получилось?!

- Ты знаешь, случайно. Помнишь тот день, когда мы с Вонапецем поссорились? По поводу Джильды, помнишь? Я пришла после урока домой, и мне стало так плохо... так плохо и грустно, что просто жуть. Такая пустота вдруг образовалась на душе. И тогда мне словно кто-то сказал: "Возьми иголку и спроси". Я начертила круг, все, как положено... взяла иголку... я не надеялась, что она мне что-нибудь ответит... я даже не знала, какой вопрос задать... я просто спросила: "Что будет?!" Что будет у меня в девяносто седьмом году? - и ты знаешь, стали получаться слова! Сначала я ничего не поняла, а потом смотрю - она говорит: "Приедут гости..." Я удивилась: какие гости, откуда гости, что еще за ерунда? А она мне дальше говорит: "... из Московской консерватории..." Я обалдела! Я подумала, что это просто шутка какая-то, ну, мало ли... стала спрашивать дальше: когда. Она отвечает: в январе. Потом она сказала, что нас прослушают, мы с тобой им понравимся и нас с тобой пригласят поступать в Московскую консерваторию... Я спросила, мы с Дианой поступим? Она сказала: "Да, поступите". "А когда?" - "В девяносто седьмом году". Ну, я в это, конечно, не поверила, сразу же забыла об этом, а потом... потом прихожу в училище на урок истории, сижу как ни в чем не бывало, слушаю лекцию... и вдруг в конце урока Мария Михайловна говорит: "В конце семестра к нам приедут гости из Московской консерватории!" Представляешь, Диана?! Я же об этом не знала, когда спрашивала! Откуда же я могла знать! Что это такое? Скажи, ведь это потрясающе!

Диану обуял мистический восторг. Она вновь поверила пресловутой иголке!

Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)

Дополнительные материалы:

Феномен
(Книга о современнике) 
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III

Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или
 вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы ОболенскойРаздвоение личности. II. Часть 
1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
 
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
  Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)  




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.