Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
В двадцатых числах ноября 1996 года в училище огласили трагическую весть - умерла Варвара Шишкина, известная в Нашем Городе певица и вокальный педагог, меццо-сопрано. Помните, в начале своего повествования о Диане я упоминала о ней? По совету педагога по сольфеджио Суровцевой, которая решила проявить о ней заботу, Диана пожелала брать у Шишкиной уроки вокала, но судьба отвела ее от этой певицы, безжалостно толкнув к Вонапецу.
Так вот, волею той же самой судьбы, Варвара Шишкина умерла в ноябре 1996, когда занятия Дианы у Вонапеца стремительно набирали силу. С нею случился сердечный приступ. Врачи отказались делать ей операцию из-за отсутствия нужной суммы денег, спокойно предоставив бедное тело, которое еще можно было спасти, всепоглощающему дыханию смерти...
Шишкину любило все музыкальное училище. Ее пением восхищались педагоги и студенты, о ней с любовью и благодарностью отзывались ученики. Некоторые пианисты проработали с нею полжизни в качестве концертмейстеров. Ей было около шестидесяти, когда сердце ее навсегда остановилось.
Музыкальное училище искренне скорбело по ней. На панихиду явилось довольно много народу. Диана, Роксана, Ира Карачкина, ученики Поварихиной, Тишинской и Никудышниковой тоже пришли почтить ее память и проводить в последний путь.
Панихида являла собой торжественно-скорбное зрелище. Возвышенно-отрешенное пение хора церковных певчих парило над телом отошедшей Варвары и толпой собравшихся, напоминая всем о бренности человеческой жизни и о мире вечности, куда каждый из нас в конце концов уйдет, оставив на земле все, что было дорого и любимо. Длинное пламя свечей тихо колыхалось. Собравшиеся время от времени крестились и кланялись. Кто-то плакал, кто-то беззвучно читал молитву, кто-то просто стоял, отрешенно глядя в никуда и отдавшись печальным мыслям о тщете существования.
- Господу помо - о - о - олимся! - время от времени раздавался монотонный голос батюшки.
- Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, - отвечали ему прозрачные высокие голоса хористов, напоминавшие пение ангелов.
- ...в месте злачне, в месте покойне всяко согрешение словом, делом, помышлением прости... О приснопамятной рабе твоея, новопреставленной Варваре, Господу помо - о - о - олимся - а - а...
- Господи помилуй...
- Милости Божией, Царствию небесному и прощению грехо - о - ов... Христу Богу предади - и - им... Яко ты еси воскресение, живот и покой усопшей рабы Твоея, новопреставленной Варвары... Христе Боже наш, Тебе славу воссылаем, со Отцем и Духом ныне, присно и во веки веко - о - о - ов...
- А - а - а - ами - и - инь...
Диана и Роксана заметили, что на панихиде отсутствуют Боянова и Вонапец... где же они? неужели их так и не будет?.. им, наверное, не сообщили... странно!
Шишкину отпели. Гроб с телом погрузили в машину и отвезли на кладбище. Толпа постепенно разошлась, и в училище воцарилась тишина. Мало кто сегодня занимался. Многие педагоги отменили уроки.
Роксана и Диана после панихиды долго гуляли в парке напротив училища. На душе у обеих было грустно и тяжело - скорбная церемония отпевания сильно на них подействовала. Они не могли остаться равнодушными - слишком неожиданной была эта смерть.
Они разговаривали о смысле жизни, о Боге и религии, о тайне судьбы и благодати, ниспосланной им, - их необыкновенной дружбе. Сегодня они как никогда чувствовали свое единство. Казалось, так будет всегда...
Приближалось урочное время. Сил идти петь ни у той, ни у другой не было. Идти петь и "ловить" от пения "кайф" как-то совестно после панихиды... в такой день мало кто работает. Может быть, Вонапец и Боянова сжалятся и отпустят их сегодня?
Девочки решили отпроситься. Они вошли в класс, когда вовсю шел урок у Иры Карачкиной. Вонапец и Боянова, активные, бодрые, свежие, работали в поте лица. Казалось, они пребывали в ином измерении. Ни панихида, ни всеобщая скорбь не коснулись их. Вонапец размахивал руками и топырил пальцы вдвое больше обычного. Его микст и голова трещали от "гиперболики". Подпевая Карачкиной, он готов был выпрыгнуть из тела и кометой устремиться в черные объятия Космоса. А Боянова... о, Боянова была невозмутима! Пальцы ее плясали по клавишам резвее прежнего... Одержимые, они творили свою бесконечную мистерию-медитацию. Ничто извне не могло поколебать сих двух шаманов в их неистощимой жажде экстаза!
Вонапец, казалось, не успел ничего понять, когда Диана изъявила ему свою просьбу об "увольнении" на этот день и час.
- Стефан Кириллыч, отпустите меня, пожалуйста, я не могу сегодня заниматься, - сказала она, почти не надеясь на его согласие.
- Пожалуйста, - отозвался он. - Отпускаю, ради Бога... А ты что, красавица? - обратился он к Роксане. - Ты сегодня думаешь приходить?
- Нет, я тоже не иду, - ответила та.
- Как?! - вмешалась Боянова. - Что это с вами? Это что, из-за панихиды, что ли?
- Да, из-за панихиды, - ответил кто-то из девочек.
- Э-э-э, вы давайте, мои хорошие, бросайте эти глупости. Вы чего? Что это еще за капризы такие - из-за панихиды? Ничего подобного, это не причина, Диана, ты даже и не думай!.. быстро домой за нотами, мигом, живо, одна нога здесь, другая там! Ничего не желаю слушать!!! Ишь ты, причину придумали, из-за панихиды они уроки пропускать будут!
- Да вам вообще запрещено ходить на такие мероприятия! - подхватил Вонапец. - Если вы знаете, что за вами водится такой грех, если вы так на все реагируете, вы должны дома сидеть и не соваться, куда вам не следует! Почтить память и дома можно!
- Девочки, разве так делают? Диана! Роксана! И не стыдно вам? Это вы по поводу панихиды так расстроились, а что с вами дальше будет? Вы знаете, какая жизнь тяжелая, сколько в вашей жизни еще такого будет? Жизнь - это вам не шуточки, она вся из горя состоит, в ней горя больше, чем радости, - вот так вот, милые мои. И не надейтесь на сладкую жизнь. Если вы на все так реагировать будете, во что вы превратитесь-то под конец?
- Чувствами жить нельзя, как вы до сих пор этого не поняли! - возопил Вонапец.
- Это все не главное, девочки. В жизни важна работа! Мало ли что у вас происходит, мало ли что вы чувствуете - всякие бывают переживания! - но вы всегда должны работать! Работа не терпит такого халатного отношения. Смерть - это естественно, все мы смертны, все в конце концов там будем - так уж Бог велел, но что ж теперь? Жизнь продолжается, жизнь идет, а жизнь - это работа. Я, между прочим, с Шишкиной тридцать лет проработала, я ее прекрасно знаю! - и то я туда не пошла, я пришла сюда, к вам, на свое рабочее место, потому что это мой долг!
- Нельзя жить эмоциями. Надо все анализировать, надо размышлять, надо все делать от головы! Голова на плечах - ваше главное богатство, голова вас людьми делает, а не чувства. Если вы чувствами жить будете, вы долго не протянете, вам ведь, знаете, и до инфаркта в таком случае рукой подать!
- Не понимаю, как так можно - вообще без эмоций! - не выдержала Роксана. Она долго крепилась.
- Нет, я об этом не говорю! - спохватился Вонапец.
- Нет, совсем без эмоций нельзя, об этом и речи нет, - в такт ему подхватила Боянова. - Но эмоции надо пропускать через разум! Если вы все будете пускать на волю чувств, из вас никогда ничего не выйдет!
- Не знаю, я так не могу, - сказала Роксана. - Я другой человек, у меня все другое! Я не понимаю, как можно жить разумом и пропускать чувства через разум... я что, машина, что ли? Нет, нет, это не для меня...
- Роксана, ты еще ничего не понимаешь в жизни! - в один голос возопили Вонапец и Боянова. - Ты еще жизни не видела и ничего о ней не знаешь, у тебя нет никакого жизненного опыта! Вот скажи, ты страдала в жизни столько, сколько мы?
- Да!
- Не надо! - отмахнулся Вонапец. - Что ты мне говоришь, что ты мне голову тут морочишь!..
- Да, я страдала! Я вы... вы ничего не знаете о моей прошлой жизни! Вы о моей жизни вообще ничего не знаете!.. почему вы так уверенно говорите о моей жизни, о моем жизненном опыте, когда вы совсем ничего не знаете!..
У Роксаны действительно была тяжелая жизнь, о перипетиях которой ни Вонапец, ни Боянова, "умудренные" горьким опытом, не могли и подозревать. Их слова о том, что ей не хватает "жизненного опыта", сильно оскорбили ее. С их стороны этичнее было бы не продолжать этого спора и не разжигать конфликта, однако они словно жаждали его. Невольно они оказались на поводу у ситуации, и ни у кого из них не хватило сил остановить катящийся снежный ком, который с угрожающей силой увеличивался. Обстановочка накалялась. Маленькая ссора вырастала в жуткий скандал. Постепенно разговор с личной жизни, эмоций и разума перешел на Вонапеца и его методику.
- Можно задать вам вопрос? - обратилась Роксана к Вонапецу. Трудно было сказать, контролировала ли она свои чувства в данный момент, но то, что она отдавала себе полный отчет в своих словах, не вызывало сомнений.
- Отчего же нельзя? Естественно, можно, задавай, я слушаю...
Дорогие читатели, предупреждаю вас: сейчас мне будет очень трудно удержаться от субъективной оценки событий. Зная Вонапеца как личность и досконально изучив его методику постановки голоса, я склоняюсь на сторону Роксаны. Однако вам решать, кто в этой ситуации прав. Мое мнение ни в коем случае не должно влиять на ваше. Итак, Роксана задала Вонапецу вопрос:
- Стефан Кириллыч, скажите, пожалуйста, вот Вы на каждом уроке даете нам новое, новое, новое... мы не успеваем усваивать старое, мы его совсем не закрепляем... я ничего не помню из того, что Вы мне говорили на первых уроках... так много всего, что в этом легко запутаться... у меня иногда возникает впечатление, что нет системы, понимаете?.. что Вы на нас все это проверяете ... ради интереса!.. Не знаю, конечно, но мне так кажется!
- Ш-што? - медленно прошипел Вонапец. Его глаза наливались нефтью. Свинцовые шары Бояновой, вылетев из орбит, застыли в неподвижности. Кратер вулкана угрожающе дымился. Раскаленная лава гулко клокотала в недрах земли, грозя вырваться на поверхность. Первая сейсмическая волна стремительно пронеслась по земной коре, и стены слегка дрогнули. Грохот усиливался.
- Что ты сказала?! А ну-ка повтори, ты... ты... ты с ума сошла! Моя методика, да я, ... я на вас проверяю! Я на вас экспериментирую! - да ты что!!! Ты соображаешь, что ты говоришь, а, непутевая твоя голова! Да я давно все это на себе тыщу раз проверил!!! Я сам на себе все миллион раз проэкспериментировал, прежде чем вам разжевать и в рот засунуть! "Кажется" ей, видите ли, что в моей методике "системы нет", несовершенной она ей "показалась"!!!
- Я не говорила "несовершенная", я не произносила этого слова!..
- Замолчи!!! Прекрати!!! Проглоти язык и не смей больше!.. да, ты не сказала "несовершенная"... ты вслух не сказала "несовершенная"!!! Но ты подразумевала - думаешь, я не понял? Я что, дурак тут перед тобой, шут гороховый, да? Ты за такого меня приняла? Да ты знаешь, да я... я творчески подхожу к работе! У меня нет и не может быть никакой строгой системы, понимаешь ты или нет? Я в ней не нуждаюсь!
- Ладно, все, хватит вам, прекратите, - отрезала Боянова. - У нас время идет, Стефан Кириллыч. Хватит отношения выяснять, давайте работать.
- Время идет! - вопил Вонапец. - Она мне урок сорвала, она у меня отнимает время! Да как тебе не стыдно!!! На моем веку, сколько работаю, никогда ничего подобного не встречал! "Методика несовершенная"!.. черт-те что!
- Все, все, все, все! - отчеканила Боянова. - Все, хватит, идите домой! Иди, Роксана, иди и подумай как следует над тем, что говоришь. Тебе должно быть стыдно! Ты врываешься в класс, срываешь урок, предъявляешь какие-то нелепые претензии собственному педагогу - где субординация? Тебя когда-нибудь этому учили? А ты, Диана, живо домой за нотами. Чтобы в свое время была здесь, и больше чтоб такого не было. У тебя цель - Москва, поступление, ты не должна сейчас думать о посторонних вещах, иди немедленно домой и возвращайся с нотами. Немедленно!
Диана и Роксана покинули класс.
- Я должна была ему это сказать, - не мигая глядя в абстрактную точку на стене, проговорила Роксана. - Я больше не могла, я больше не выдерживала! Его методика действительно несовершенна, и он сам об этом прекрасно знает... поэтому так отреагировал. Я ждала такой реакции. Я что, не имею права задать вопрос? усомниться, я не имею такого права, да? Я что, должна молчать? Кто-то должен был ему об этом сказать... он страшный человек, страшный, Диана, страшный! Я его боюсь... Они черные люди!..
Роксана высказала то, что давно зрело в недрах души Дианы. То, что Диана носила в себе в виде предчувствий и тайных подозрений, Роксана оформила в ясные слова. И вовсе не важно, правильно ли она поступила, выпалив сие Вонапецу именно в этот день, - то, что произошло, должно было произойти. Никто не имел возможности контролировать ситуацию, никто вовремя не вмешался в ход событий. Здесь имел место Гордиев узел, разрубить который было под силу лишь Секире Судьбы, и она исполнила это с огромным успехом. Лопнула незримая липкая нить паутины, которой Вонапец исподволь оплетал своих жертв. Это было прозрение - пе-ре-лом. Начинался кризис. Прозреет ли Вонапец, еще неизвестно. Однако с глаз одной из учениц уже упала белесая пелена, и она смело возвела на него свой карающий взор. Теперь уже не она его жертва. Роли поменялись. Жаль, он еще слеп и не видит этого.
Подруги отправились домой к Диане. У них было еще время, чтобы поговорить с иголкой, и они максимально использовали его.
- Они живут сердцем или разумом? - спросила Роксана о Вонапеце и Бояновой.
- Разумом, - ответила иголка.
- А как надо правильно жить? - в свою очередь спросила Диана.
- Сердцем.
- А как мы живем?
- Вы живете сердцем.
- Методика Вонапеца несовершенна?
- Да.
- В ней нет системы?
- Да.
- Этот человек уверен в себе?
- Нет.
- А в нас?
- Как он может быть уверен в вас, если не верит в себя? - вопросом на вопрос ответила иголка.
- Роксана была права, когда сказала ему о несовершенстве методики?
- Права.
- Что с нами будет? - спросила Роксана.
- Ты уйдешь...
- Как... куда уйду, что такое?..
- ... от Вонапеца.
- Когда?
- Сегодня.
- Сегодня?! Правда?! Не может быть... я не верю... неужели правда?
- П-р-а-в-д-а.
- А Диана? Что будет с ней?
- Она пока останется. Но скоро уйдет. Вы уйдете от Вонапеца.
- А комиссия из Москвы? Она приедет?
- Возможно, нет.
- Ты видишь, Диана? Комиссия не приедет, мы уйдем от Вонапеца. Все меняется! Как быстро все изменилось, ты только посмотри!!!
Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)