Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

29.10.2023

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Феномен
(Книга о современнике)
Вокальные мытарства
Дианы Оболенской.
Открытый урок. Вещие сны.

В то время Диана отчаянно верила снам. Каждое мгновение жизни ее было проникнуто мистицизмом: она везде видела тайные знаки, символы, намеки на перемены в жизни. Весь 1997 год был исполнен таинственного ожидания чего-то очень хорошего, каких-то особых чудес, какой-то награды за что-то, ведь летом ей предстояло поехать в консерваторию!.. она изо дня в день уповала на событие, которое бы с ног на голову перевернуло ее жизнь, и вот, казалось ей, оно скоро наступит. 

рафаэль певец испания

Это был Открытый Урок, от которого не только она, но и Вонапец ожидал перелома. В Диане были все его надежды. В эти пред-урочные минуты он, пожалуй, верил в нее, как никогда до сих пор. Не случайно именно ее он выбрал, ибо только она, как он полагал, могла оправдать наконец его многочисленные упования и спасти его несчастную репутацию от нескончаемых нападок и клеветы!

Урок, как мечталось Диане Оболенской, обещал сенсацию. Она воображала себя стоящей на сцене в зале училища, у рояля, перед огромной аудиторией, которая соберется специально, чтобы посмотреть на ее учителя. Там будут и теоретики, и пианисты, и дирижеры, и народники... будет уйма знакомых, которые придут в восторг от пения Дианы! Но главное - на уроке появятся училищные крысы, до сих пор не переварившие рис и манку. То-то у них начнутся колики и несварение желудка!

Диана чувствовала огромную ответственность. Она была одержима желанием укрепить репутацию Вонапеца и восстановить его педагогические права в глазах Сонма Крыс, во главе которого стояла Степанида Григорьевна Поварихина. Это желание овладело ею полностью. Даже собственная участь не волновала ее. Главное - Вонапец и его уникальная школа пения, которую она - она! - будет демонстрировать. О, какая высокая честь! В эти минуты Диана как никогда уважала себя и в какой-то мере гордилась своим привилегированным положением.

На сон грядущий она молила Бога послать ей какое-нибудь видение, которое расскажет ей хотя бы в намеках и символах, как пройдет открытый урок, столь желанный и вызвавший столько упований. И вот, наконец, молитвы ее были услышаны. Недели за две до события она увидела удивительный и странный сон.

Урок проходил в большом помещении - подобном кабинету химии в школе, где училась Диана, и одновременно актовому залу музыкального училища. Там были такие же огромные окна, как в зале, из которых лился ослепительно-белый свет, и парты с ящиками, как в кабинете химии. Где-то в углу, у самого входа, располагалось маленькое пианино. На пюпитре стояли раскрытые ноты каватины Розины. Вонапец, Боянова и Диана томительно ожидали посетителей, но до поры до времени никто упорно не появлялся. Диана отчаялась: неужели никто не придет? ведь обещали много народу? где же все?

Наконец, в зал (или кабинет химии?) вошла группа каких-то иностранцев. Они бурно изъяснялись на непонятном языке. Переступив порог, они прошли за столы, а Боянова уселась за инструмент. Диана приготовилась петь. Зоя Евстафьевна взяла несколько аккордов, и - полилась каватина Розины из "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини. Голос Дианы был немного сдавленным, но все же она допела произведение до конца. По окончании пения иностранцы, повскакивали со своих мест, набросились на Вонапеца и стали что-то энергично ему доказывать на своем странном наречии, близком немецкому. Вонапец возражал им... по-русски! Естественно, спор ни к чему не привел: стороны не поняли друг друга, и каждый остался при своем мнении.

На этом первый сон закончился.

Был и второй сон, который показался Диане еще более странным и привел ее в замешательство, ибо слишком уж был он похож на правду.

Пресловутый урок на этот раз проводили не в зале, и не в кабинете химии, а... в 11-м классе музыкального училища! Если бы вы когда-нибудь увидели этот класс, вы бы сразу поняли, почему любое упоминание о нем, пусть даже во сне, повергает Диану в леденящий ужас. Это был самый маленький, самый тесный класс училища, и петь в нем было крайне неудобно. Сами стены его, казалось, наступали на вас и грозили раздавить. При виде этих стен у вас начиналась клаустрофобия, независимо от того, страдали вы ею до сих пор или нет. Все пространство этой каморки заключалось в узенький прямоугольник, где еле умещалось невзрачное пианино и древний письменный стол. Свободного места там было так много, что его хватало, пожалуй, лишь на одного человека, если не меньше. В этой клетушке становилось тесно уже вдвоем, а уж втроем - тем более!

Об этом классе у Дианы сохранились самые скверные воспоминания. За неимением более достойного помещения Вонапецу много раз приходилось давать там уроки. Чтобы петь, Диане надо было пристроиться в уголочке, справа от пианино, под самой дверью, которая в любую минуту могла открыться и придавить ее. Вдобавок Вонапец и Боянова, панически боясь сквозняков, никогда не открывали там форточку, и воздух в классе был жутко спертый, влажный и густой. А если учесть, что и Боянова, и Вонапец - особенно Вонапец! - обожали перед уроком полакомиться чесноком, то можете себе представить, какой там царил запах...

Вот в этом-то классе и решили провести открытый урок. Естественно, гостей никаких не было и быть не могло: какие, скажите, пожалуйста, гости могут уместиться в 11-м классе? куда они залезут - на подоконник? на крышку пианино? а может быть, кто-нибудь из них отважится, как мартышка, забраться на лампочку или повиснуть на вешалке для одежды? Как видим, сие совершенно нереально, и стало быть, всякие гости исключаются. За древним письменным столом, который почему-то подвинули от пианино в левый угол каморки, чинно восседали лишь Поварихина и Тишинская. Диана, как обычно, стояла в углу у двери, будто наказанная, а аккомпанировала ей... нет, не Боянова! та сидела за столом, в компании своих и вонапецких "врагинь". Каким-то нелепым образом получилось так, что аккомпанировать Диане стало некому и ее попросили самостоятельно себе аккомпанировать. Могла ли бедная Диана представить себе подобный ужас! В груди у нее три раза перевернулось огромное колесо, сплошь утыканное гвоздями, когда она услышала об этом. Естественно, она отказалась, и на место концертмейстера посадили... Боянову? Отнюдь. Туда села ее однокурсница, теоретик Марина Акимова. С горем пополам, сдавленным сиплым голосом Диана выжала из себя романс Рахманинова "Здесь хорошо" и опрометью выбежала из класса, сгорая со стыда и отчаяния. Вне себя от ужаса, она бродила по коридорам училища, тычась из угла в угол в ожидании оценки: что-то скажут о ее пении училищные вокальные матроны? ах, она жестоко опозорила своего учителя! простит ли он ее теперь?!..

Замечу, что самого Вонапеца и след простыл: его никто не видел ни на уроке, ни после урока... о нем даже и не вспоминали! А несчастная Диана страдала за его пресловутую вокальную репутацию, обливаясь неиссякаемыми слезами стыда, которые делали последнюю еще мокрее и пуще прежнего разъедали до дыр...

Да, сны Дианы не обещали ничего хорошего. Какая там сенсация, какой триумф!.. один стыд, позор и трагедия...

Однако Диана, оптимистичный по натуре человек, не стала вешать носа: она решила, что они сбудутся, только наоборот. Об "иностранцах" она и вовсе не беспокоилась, ведь "иностранцы" - это банда уплетающих рис и манку крыс. Естественно, они ни за что и никогда не поймут Вонапеца: он ведь питается иной пищей! Когда-то от риса и манки у него здорово вздулся живот, и теперь он ни за какие деньги не попробует их. А вот училищные матроны, в отличие от него, в сем питании изрядно поднаторели: сила привычки! 

Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)

Дополнительные материалы:

Феномен
(Книга о современнике) 
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III

Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или
 вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы ОболенскойРаздвоение личности. II. Часть 
1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
 
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
  Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2) 
Роксана. IV




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.