Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Феномен
(Книга о современнике)
Вокальные мытарства
Дианы Оболенской.
Три концерта. Концерт первый: музыкальная школа № 9. Слезы на нитке (3)
Диана отлично понимала сие. В ее вокальной практике ни разу не случилось момента, когда она могла бы сказать себе: "О, наконец-то эта фиоритура получилась у меня, как у настоящей оперной певицы!" Уж она-то знала, как настоящие примадонны исполняют подобные фиоритуры, и несмотря на то, что Вонапец почти никогда не обращал на это место особого внимания и не имел к нему особых претензий (они с Дианой обычно проскакивали его, не останавливаясь подолгу), Диана ни разу не была этим местом довольна до конца.
Именно поэтому вчера, на концерте, во время исполнения каватины, она решила выпустить фиоритуру, чтобы случайно не пустить на пресловутом ре "петуха" или не запищать. Причем, получилось это у нее великолепно: она так ловко перескочила на следующий такт, что ни Боянова, которая ей аккомпанировала, ни зрители в зале, которые и понятия не имели, что в этом месте должна быть какая-то фиоритура, ничего не заподозрили.
Обогнув таким образом подводный камень, Диана снова без боязни поплыла по чистой и прозрачной воде и благополучно добралась до конца. Благодарные зрители аплодировали ей от души. Их сияющие глаза выражали искреннюю радость и наивысший восторг. Никто и не вздумал упрекать Диану в отсутствии какой-то там фиоритуры, которая, быть может, и вовсе не нужна была в этом месте! Много вариантов исполнения каватины переслушала Диана, и среди этого множества не нашлось и двух, где бы фиоритуры пелись одинаково или точки их нахождения совпадали! "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет", - ни этой ли мудрой пословицей Диана воспользовалась, когда решила не петь коварную фиоритуру? Неужели капитан корабля, рискуя собственной жизнью и жизнями людей, вверенных ему, умышленно поведет судно на рифы и погибнет, вместо того, чтобы обойти их и спокойно плыть дальше?
А у Вонапеца в животе три раза проурчало, когда он вдруг понял, что фиоритура канула в небытие. Как она посмела!.. какое право она имела совершить подобное преступление! Так нагло проглотить фиоритуру, не предупредив Боянову (которая - ах, несчастная!!! - растерялась и в обморок упала от растерянности!), не оповестив предварительно его, Вонапеца, - какое кощунство! какое хамство! неподчинение! анархия! предательство! беспредел! Ну погодите, мамзель Оболенская, завтра вы у меня узнаете, почем фунт изюму!
По всей видимости, сегодня, когда Диана наконец подступила к фиоритуре и приготовилась ее петь, Вонапец опять почуял знакомое урчание в животе. Едва ощутив его, он вздернулся, как на электрическом стуле, и все части его тела конвульсивно задрожали в неистовом истерическом полиритме.
Первое, что он сделал, это резко остановил Боянову и Диану и начал орать - зычно, остервенело, страшно. Он обратился в неуправляемого робота, которого вдруг завели и забыли выключить. Огромные черные глаза, до отказа налитые гудроном, вылезали из орбит. Руки, как на шарнирах, неистово вращались во все четыре стороны, пальцы раздались пуще прежнего и превратились в упругие металлические штыри, ноги обрели вид массивных колонн, а гиперболизированная голова зазвенела огромным колоколом. Я не стану передавать его слов: они излишни, да и вся его тогдашняя речь, если можно так назвать неиссякаемый раскаленный поток слов, отчаянно хлеставший из отверстого теменного кратера, была напрочь лишена всякого смысла. Обвинения, упреки, оскорбления лились на голову Диане тропическим ливнем, растворяя под нею землю, вымывая из тела остатки души и увлекая в неизвестном направлении то, что осталось от тела. Едва грянул гром и ударил этот губительный поток, не жалевший на своем пути никого и ничего, в Диану вцепилась нервная лихорадка: ее одновременно бросало в жар и в холод, в дрожь и в оцепенение, она одновременно бледнела и краснела, синела и зеленела. Внутри у нее все ходило ходуном, выйдя из-под контроля мозга, и она крепилась, чтобы не упасть в обморок.
- Забирайте Ваши бусы и проваливайте - вернее, я проваливаю, потому что мне здесь делать нечего. О, я поняла это наконец! мне ничего от Вас не нужно, а Ваша удавка - тем более. Сами душитесь ею! Захотели отправить меня на тот свет, чтобы я и там Вас помнила? - о, конечно, для Вас это огромная честь, Вам мало славы в этом бренном мире - Вы хотите, чтобы и там Вас кто-нибудь помнил! как это я сразу не догадалась, а? А ведь умные люди столько раз говорили мне о том, какой Вы... впрочем, забирайте Ваши бусы и прощайте. Аля улю! - как захотелось Диане выкрикнуть эти слова, собрать в охапку ноты, шубу и шапку и выбежать из окаянного класса, громко хлопнув дверью, - так, чтобы стены задрожали и штукатурка с потолка посыпалась, чтобы стекла зазвенели и вылетели из оконных рам, разлетевшись вдребезги! С каким ненасытным желанием возжаждала она схватить со стола проклятые бусы и швырнуть их Вонапецу в лицо, чтобы он навсегда запомнил - и на тот свет унес воспоминание! - как дарить подарки ученикам и при этом унижать их! Это была единственная минута, единственный шанс, упустить который было преступлением! До сих пор Диана раскаивается, что не воспользовалась им тогда, до сих пор на сердце у нее скребут кошки, когда она вспоминает о том моменте.
О, ей нет никаких оправданий, и я не хочу оправдывать ее. Все слова о мечте, которой была в те минуты одержима Диана, - мечте поступить в московскую консерваторию, мечте посвятить пению всю жизнь, - о той цели, ради которой Диана готова была растоптать собственное достоинство, - все эти красивые слова не стоят той единственной минуты, когда она могла бы... а впрочем, этим она и руководствовалась, отвергая драгоценный шанс изменить мнение Вонапеца о себе, - мечтой, целью, надеждой. У нее была великая цель, по сравнению с которой все остальное мельчает и меркнет, - а надежда умирает последней! Что значит самолюбие, достоинство, гордость? На таком ослепительном фоне эти слова превращаются в бессмысленный набор звуков, в пустые жестяные банки, которые отвратительно бряцают, раня барабанные перепонки! Разве стоят они хотя бы одного мгновения восторга, который захватывает дух и воспламеняет сердце, когда ты стоишь на сцене и поешь, а восхищенные, благодарные сердца зрителей бьются в такт ударам твоего сердца? Да ни одно из них! Ради одного такого момента - момента реальности, когда источник жизни пульсирует в самой глубине твоей души, и ты всем существом ощущаешь это сумасшедшее радостное биение, - стоит вынести любую боль! Пусть это звучит напыщенно, но в этих словах заключается великая правда! Положите на одну чашу весов одно мгновение жизни, а на другую - тысячу моментов боли и страданий, и вы увидите, что боль никогда не перевесит жизнь! Стремление жить, стремление утвердиться, - а "петь" для Дианы было эквивалентом "жизни" и "утверждения", - вот что двигало сердцем ее в тот отчаянный момент! Вот и понимайте теперь, в чем она - истинная сила воли!
Итак, Диана не вняла крикам уязвленного сердца, вопиющего от невыносимой боли. Неким странным образом она скрутила эту боль, заколотила в деревянный ящик и похоронила в собственных недрах. О, каждое мгновение жизни своей она помнила, что выбора у нее нет, и никто, кроме Вонапеца не даст ей того, о чем она мечтает! Вернее, она до сих пор в это отчаянно верила, цепляясь за веру, как утопающий за щепку. Он, Вонапец, мог ей еще пригодиться, поэтому рвать с ним так легкомысленно, так безумно всего за несколько месяцев до экзаменов... нет, ни в коем случае нельзя! Как-нибудь, с горем пополам она дотянет эти последние месяцы, а там - будь что будет. Точки над "i" расставят экзамены, а в эти минуты она все еще надеялась обрести долгожданную независимость и уверенность в себе.
Однако кровавый цвет бус, лежавших на столе, больно ранил глаза. Она бросала на них исступленные взгляды, и жажда схватить и разорвать их тем сильнее мучила ее, чем дольше она на них глядела. У нее был еще шанс отказаться от них и вернуть дарителю! И она это сделает - конечно же, сделает. Сейчас, когда кончится урок, она выйдет вместе с Вонапецем и отдаст их ему - непременно, во что бы то ни стало.
Продолжение следует...
Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)
Дополнительные материалы:
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2)
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (1)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (2)