Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

05.05.2024

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Феномен
(Книга о современнике)
Вокальные мытарства
Дианы Оболенской.
Три концерта. Концерт второй: Художественный музей (1)

Он состоялся по настоятельной просьбе искусствоведа Анны Матвеевны Шатриной. Эта великолепная блондинка в локонах, с утонченными манерами дворянки, солидная, степенная, изысканная светская дама, обожала Оболенских. Всегда, едва завидев Надежду Аркадьевну на пороге своего дома, дачи, музейного кабинета, на улице, в Художественном Фонде либо где-нибудь еще, она распахивала ей жаркие объятия и, казалось, была готова целый век не выпускать ее из них.

рафаэль певец испания 

Она была первым человеком, кто в этом городе по достоинству оценил талант Оболенской. "Привыкай!" - сказала она Надежде Аркадьевне, вручив ей большой букет цветов на одной из выставок. Это "Привыкай!" означало многое в жизни Оболенской: сколько тайного смысла было вложено в это маленькое слово! С тех пор ее мастерская была до отказа завалена цветами с дачи Шатриной; бедная Надежда Аркадьевна едва успевала их рисовать и писать! А Анна Матвеевна щедро устраивала ей выставки в художественном музее: она преклонялась перед ее талантом.

Эта женщина обожала Диану, которая росла буквально у нее на глазах. Очень часто, бывая в гостях у Оболенских, она имела счастье слышать ее прекрасный голос, от которого приходила всегда в умопомрачительный восторг. Увидеть Диану в музее, услышать, как она поет там оперные арии, устроить ей концерт в выставочном зале было самой заветной и пламенной мечтой Анны Матвеевны. Долго пришлось ей зазывать Диану в музей, пока, наконец, не случился подходящий момент. А момент действительно был самый замечательный: в музее состоялась конференция, посвященная художнику Остроградскому, украсить которую музыкой не помешало бы.

Зал в музее был бесподобный: большой и просторный, с великолепной акустикой. Со стеклянного потолка лился дневной свет. Пол был выложен паркетом, а стены увешаны картинами. Золотое пространство зала дышало возвышенной атмосферой искусства.

Событие, которое планировал музей, занимало важное место в культурной жизни города. Чтобы его зафиксировать, на конференцию прибыли представители мира прессы. Так что Диана, Вонапец, Боянова и Костя Зинкин рисковали попасть на экраны телевизоров и страницы газет. Выступать на конференции, таким образом, было для них большой честью.  

Они явились в музей за час до начала мероприятия. За это время Диана успела переодеться, распеться и морально подготовиться к выступлению. Настроение в тот день было у нее неважное, и распевалась она неважно: чувство неприязни к Вонапецу, вызванное его странным подарком, одолевало ее весь вечер. Естественно, она явилась на концерт без бус, чем раздосадовала его: он был уверен, что она непременно их наденет.

- Почему, где у тебя это самое, почему не надела? - скрипучим голосом возмутился он, бросив нечаянный взгляд на шею Дианы, когда она стояла у рояля и распевалась, - и, не дожидаясь ответа, продолжил распевку.

Голос Дианы в тот вечер звучал из рук вон плохо: тускло, сипло, вяло. Ей почему-то совершенно не хотелось выступать, не было давешнего вдохновенного полета, когда голос готов был сам вырваться из макушки и стрелою мчаться навстречу звездам. Диану одолевала странная сонливость. Некая сила тянула ее вниз, к земле, увлекала в непонятный омут, как гигантский камень на шее. Веки смежались, руки опускались, микст герметически закупорился и диафрагма никак не хотела подняться выше пупка... Что за оказия... Чувство гадливости, какого-то сонно-тошнотворного отвращения не прекращало преследовать ее и волнами подкатывало к груди, когда она бросала на Вонапеца краткие взоры. В эти минуты она уже начинала понимать, что рядом с ним ее удерживает лишь обязанность. Раньше была необходимость, а теперь - одна обязанность, которая так тяготит ее! Ведь она, Диана, уже получила от Вонапеца все, что нужно было, и он больше ничего не в состоянии ей дать! что же еще не отпускает Диану? А, наверное, чувство независимости, которое она так и не обрела... проклятье! А ведь на прошлом концерте ей показалось, что она свободна, как птица! Хм... да! вот именно - показалось. Опять показалось.

Конференция началась. Боянова и Диана, ожидая своего выхода, сидели "за кулисами" - в кабинете сотрудников музея. Они говорили о разном - о Вонапеце, о его увлечении стихотворчеством, о том, как пишет стихи Диана, о ее характере, к которому Боянова, как обычно, имела кучу претензий, о Роксане Рокассовской, об Ире Колобок, которая в этом году поступила в Гнесинку на вокал (Ира Колобок - ученица Тишинской; она закончила музыкальное училище с двумя красными дипломами - вокальным и дирижерско-хоровым; в Гнесинку она поступила с первого раза: по словам Бояновой, там у Тишинской имелся некий "канал"...) и о многом другом, о чем - Диана сейчас и не припомнит. Вонапец в это время где-то отсутствовал. Когда настало время Диане выходить, он вернулся "за кулисы", чтобы слушать ее оттуда. Костя Зинкин, который немного опоздал, сидел в зале. Боянова вышла и уселась за пианино, где на пюпитре стояли раскрытые ноты. Диана встала рядом и приготовилась петь.  

Публика в зале была исключительно пожилая. Чопорные дамы и господа, солидно спустив очки на кончики носов, чинно восседали на стульях и банкетках. Их пытливые взоры, все, как один, устремились на Диану. Неподвижные лица ничего не выражали. Выйдя к публике, Диана забыла о своем дурном настроении - по крайней мере, она попыталась его прогнать, и вот у нее, кажется, получилось. "Буду петь так, как пою", - решила она про себя и обратила взоры в точку на стене напротив, у которой на постаменте возвышалась античная статуя. Глядя статуе прямо в глаза и обращаясь к ней как к Линдору, Диана запела каватину Розины... правда, Диана сейчас уже не помнит, что она пела сначала - "Розину" или песню Элизы из мюзикла Лоу "Моя прекрасная леди", - но это и не важно. Главное не то, в каком порядке шли произведения, а то, как исполняла их Диана и какое впечатление она произвела на публику и Вонапеца - на Вонапеца в особенности.

Каватина Розины прозвучала неплохо. Публика издала сдержанные, но густые аплодисменты. Некоторые пожилые леди даже заулыбались, и в глазах у них замерцали слезинки умиления, но Диана осталась недовольна своим пением: голос ее сегодня звучал тускловато, она сама чувствовала себя напряженно и скованно, и ей показалось, что в другом конце зала ее не слышат: звук шел не вперед, а назад, и казался плоским и горизонтальным. Ни одного "верха" не прозвучало так, как хотелось Диане: на прошлом концерте эти ноты выглядели намного лучше. Она все время думала о Вонапеце, который стоял "за кулисами" и напряженно, прислонившись ухом к двери кабинета, слушал издаваемые ею звуки. Ах, он, наверное, кряхтит от возмущения!..

Но Боянова уже взяла новые аккорды: понеслась живая, стремительная, восторженная ария Элизы.

- Спать! Спать!
Не хочется мне спать! Не спится мне,
Кружится голова!..

Диана запела, и тут ею овладело некое подобие вдохновения. Она забыла обо всем на свете, даже о статуе напротив, молчаливо озиравшей зал неподвижным каменным взором. Она прониклась радостью и восторгом влюбленной Элизы, и в душе ее забушевала ослепительная стихия чувств. Стремительная музыка влекла ее к движению, к танцу.

- Нет! Нет!
Не хочется мне спать!
Слышит сердце милые слова! 

И ноги сами понесли ее по залу, а руки, как крылья, готовы были объять небо:

- Я танцева-а-а-ать хочу!
Я танцева-а-а-ать могу
до са-ама-ава-а у-ут-ра-а-а!
Как будто два-а-а крыла-а-а
природа мне-э-э дала-а-а,
пришла-а-а моя-а-а пора-а-а!
Не знаю я-а-а, что вдруг со мно-о-ою-у-у стало:
тревоги все-э-э умча-а-али-и-ись про-о-очь!
Ка-а-агда-а-а о-о-он зде-э-эсь со мно-о-ой,
весь мир цвете-о-от весно-о-ой,
могу я пе-э-эть, пе-э-эть, пе-э-эть
всю но-о-о-о-о-очь!

Грациозно поклонившись публике, которой наверняка понравилась ария Элизы, Диана удалилась "за кулисы". Следом за нею "сцену" покинула Боянова, и вскоре они обе уже стояли за дверью кабинета сотрудников и вопросительно взирали на лик "судии" - Вонапеца.  

Диана надеялась по крайней мере увидеть физиономию с брезгливой, недовольной миной, выдающей желание поскорей наброситься на жертву с убийственной критикой, или нечто пришибленно-потерянное, исполненное желчного укора, обиды и безысходности... если честно, то Диана вообще ни на что не надеялась. Войдя в кабинет и возведя на Вонапеца ожидающий приговора взор, она не успела даже оформить в уме того, что ожидала увидеть. Она была готова ко всем возможным и невозможным пыткам, какие только в состоянии выдумать изощренный ум Вонапеца, ведь ее пение на этом концерте во многом, если не во всем, оставляло бесконечно и безнадежно желать лучших результатов; но к тому, что она увидела... нет, к этому она даже не предполагала готовиться ни физически, ни морально!!! Поистине, Вонапец непредсказуем до мозга костей: вот вам еще один факт, подтверждающий это!..

Диана Оболенская увидела залитое слезами лицо Вонапеца. Раскаленное, красно- коричневое, оно расплывалось от слез, и продолговатые глаза превратились в два огромных и бездонных коричневых озера. Сначала Вонапец ничего не сказал. Секунду-другую он смотрел на нее - смотрел и плакал, неслышно всхлипывая и смахивая слезы со щек.

- Боже мой... что с Вами?! - ужас ледяными дланями схватил Диану за горло: она так отвратительно пела, что довела Вонапеца до истерики! О проклятье!.. он даже не в силах ничего сказать! он так устал, что все слова иссякли и остались одни слезы - горькие, немые, бесконечные, откровенные!.. О, что я наделала, что я снова наделала, мне нет прощения...

- Прекрасно! - захлебываясь слезами, умиленно воскликнул Вонапец. - Чудесно... ты пела чудесно! Это было восхитительно... так восхитительно, что я даже не в силах передать!.. о, я счастлив, Диана, счастлив, ты не представляешь даже, каким счастливым ты меня сделала!.. 

Диана обомлела. Сердце бесследно кануло в пятки.

- Что... правда?! это действительно правда?!... неужели... вот это да...

- Правда, правда, - слезы продолжали течь из его глаз. Их источник был бездонен. - Видишь, я даже не выдержал и заплакал!.. Чудесно, чудесно, Диана, чудесно!

- О... Зоя Евстафьевна! - Диана в восторге обняла и поцеловала Боянову, которая стояла рядом и молча наблюдала сцену.

Боянова тоже была счастлива до слез.

- Поздравляю, - сказала она Диане, и все сомнения в успехе исчезли из сердца ученицы.

Далее была какая-то суматоха... Диана уже и не припомнит, в какой последовательности происходили тогда остальные события. Кажется, вслед за нею "на сцену" прямо из зала вышел Зинкин - он исполнил несколько вещей и вернулся в зал, после чего объявили перерыв. В это время "за кулисами" Диана и Боянова вели какой-то разговор, из которого Диана запомнила лишь одну фразу: - Пришло время тебя показывать!

Продолжение следует...

Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)

Дополнительные материалы:

Феномен
(Книга о современнике) 
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III

Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или
 вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы ОболенскойРаздвоение личности. II. Часть 
1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
 
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
  Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2) 
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (
2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3Слезы на нитке (1) 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.