Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Долгожданная поездка в Москву, положившая конец вокальным мытарствам Дианы, состоялась в мае 1997 года. В сердце мамы и дочки она оставила самое приятное, самое восторженное впечатление, несмотря на результаты прослушивания, которые, как вы уже поняли, оказались плачевными. Погода в Москве в эти дни стояла чудесная. Москва радовалась весне и первым листьям. Она преобразилась в предчувствии юбилея - 850-летия.
Дух праздника, несмотря на то, что он состоится только осенью, уже вовсю витал в атмосфере. Так что разочарования Дианы по поводу печального исхода ее вокальных мытарств, если они действительно имели место в уме и сердце, бесследно растаяли в лучах московского солнца.
Первым делом, едва успев отдышаться после поезда, мама с дочкой отправились в Гнесинку. О консерватории они решили пока не думать: Гнесинка покажет, стоит ли совать туда нос. К сожалению, они попали в академию в неподходящее время: все педагоги из тех, кто мог прослушать Диану, были на госэкзамене у вокалистов. С горем пополам Надежде Аркадьевне удалось отыскать некую Надежду Юрьеву (имя подлинное — прим.авт.), которая вела в Гнесинке не специальность, а камерное пение. Она не имела отношения к вступительным экзаменам и прослушивание у нее могло мало что дать Оболенским по части поступления. Однако они все же решили у нее прослушаться.
Надежда Юрьева приняла их радушно, без лишнего апломба и позы. Диану, которая спела два произведения - каватину Розины и романс Рахманинова "Здесь хорошо", она выслушала весьма внимательно, ни разу не остановив. После прослушивания она высказала Оболенским замечания по поводу пения Дианы.
- Ну, что я Вам могу сказать? скажу откровенно, юлить не буду, вам это не нужно, да и мне тоже выгоды в этом нет. Голос хороший, к нему я претензий не имею, данные есть, заниматься стоит. Но о ВУЗе вам думать рано. Произведения, которые Вы мне спели, Вам петь вообще противопоказано. Их поют мастера с опытом, причем с большим, а у Вас мало того что опыта нет - у Вас постановки голоса нет, Вы понимаете? С такой постановкой мы не берем, ваша постановка не для ВУЗа! Во-первых, Вы поете совершенно бездыханно. Я не почувствовала Вашего дыхания, я не слышала, как вы дышите. Где дыхание? У Вас постановки дыхания нет никакой, Вы же совсем не дышите! Как же Вы поете? да разве так поют? Во-вторых: звук у Вас чересчур открытый, он у Вас плоский, Вы поете откровенно белым звуком, почти народным! Звук надо округлять, он должен у Вас быть объемным, О-образным, а Вы как поете? академическое, оперное пение подобного звука не терпит. Вот у Вас какая любимая певица? Вишневская, прекрасно. Вы, наверное, слышали, как она поет: у нее мгновенное, точное взятие звука, - а что делаете Вы? У вас бесконечные подъезды к звукам, к каждой ноте подъезд. И потом: такие произведения Вам сейчас петь нельзя, Вам надо снова сесть на простые романсы и петь их до умопомрачения, пока Ваш голос не встанет на место. Голос у Вас хороший, заниматься Вы можете, но вам надо найти другого педагога, потому что такая постановка никуда не годится. Вы ведь музыкальное училище закончили?
- Да.
- Там Тишинская случайно не работает?
- Работает.
(Вот это да... она знает Тишинскую!!!)
- Дело в том, что мы с ней учились вместе, закадычными подругами были, да вот, судьба нас развела... у нее великолепный голос! И педагог она хороший! Почему Вы к ней не обратитесь? Попробуйте к ней - уж она-то Вас, я полагаю, не откажется взять!..
Надежда Юрьева изъявила желание написать Тишинской письмо, чтобы Диана, возвратившись из поездки, передала его ей. Оно содержит кое-что относительно Дианы, так что является превосходным документальным материалом, подтверждающим достоверность моей информации. Посему дословно привожу его вам:
Дорогая Тонечка!
Наконец-то судьба повелела мне черкнуть тебе пару строк. Во-первых, у меня нет твоего адреса и потому я пользуюсь случаем и посылаю сие "послание" с Оболенской Дианой, которой я мягко сказала, что, увы, по моему мнению, сейчас ей о ВУЗе думать рано, ни дыхания, ни диапазона, звук поперечный, почти народный, въезды в каждую ноту и т.д.
Тонечка, я надеюсь, что, несмотря на жуткие потери человеческие, ты все же сейчас живешь неплохо, как будто и муж у тебя есть, ты не одинока, преподаешь в уч-ще... а поешь? Наверное я почему-то уверена, т.к. уж в очень хорошей форме ты была, такой красоты голос и вообще все, что необходимо певице было сверх!
Я уже не пою (сколько можно?! тем более, что это никому не нужно...). Преподаю так же свое "камерное пение", наконец-то утвердили в профессуре, но, увы, денег так же мало, до смешного, на 40 тыс. больше прошлого, т.е. 540 тыс. ничего, да? Вот дожили... Противно и омерзительно.
Дочь (Наташа) замужем, обвенчались в прошлом году, но все равно ссорятся... Она у меня эстрадница (Н. Княжинская) по фамилии моего дедушки, т.к. Юрьева – это псевдоним отца (по революц. соображениям). Надеются на собственную "раскрутку", т.к. Наташа не "продается" спонсорам, однажды... обожглась и теперь не имеет с ними дела, пытаются профессионализмом чего-то добиться. Бывают передачи по радио, изредка ТВ, прошли конкурс на какой-то престижный фестиваль в Швейцарию, а ехать не на что. У меня сейчас проблема с продажей дома, потому что содержать его не на что, умерла тетушка, из-за которой я там жила и теперь бездна проблем, но пока мой адрес (...)
От всего сердца желаю тебе всяческих благ, будь здорова, тепла тебе и нежности от окружающих.
P.S. Позанимайся с этой девочкой, жаль ее, ведь загубят, голос-то у нее есть, и по-моему неплохой тембр, да еще плюс музыкант...
Целую тебя, всегда помню, Надя.
В знак благодарности за прослушивание Надежда Аркадьевна подарила Юрьевой собственный пейзаж, после чего они с Дианой отправились на поиски другого педагога: им необходимо было услышать несколько мнений. Юрьева посоветовала им обратиться к некоей Миглау (имя подлинное — прим.авт.).
- Госэкзамен закончился, и она наверняка свободна, - сказала она Оболенским вслед.
Прослушивание у Миглау закончилось так же невесело и безнадежно, как и у Юрьевой. Миглау почти дословно повторила Диане замечания последней относительно дыхания, диапазона, чистоты звука, его объемности. Вдобавок она сказала:
- Почему Вы поете такие сложные произведения? У нас даже выпускники на госах такие не поют! "Розина"... да Вы что! Ариозо Лизы из "Пиковой дамы" - ха-ха-ха! "Здесь хорошо"?! "День ли царит"?! Да Вы с ума сошли! Ни в коем случае вам сейчас нельзя петь такие произведения, вы же еще не готовы! Езжайте домой и садитесь на простенькие романсы Даргомыжского, Глинки, Алябьева, Варламова, Гурилева. А об оперных вещах и думать не смейте! Да у нас, - обратилась она к концертмейстеру, - если такую программу кто представит на вступительные, так его и слушать не станут, отправят подальше. Ни в коем случае! Ариозо Лизы у нас одна выпускница пела, еле-еле справилась, а Вы с такими вещами поступать решили. Да Вы что! и не думайте даже, так и передайте своему педагогу, пусть он Вас больше не мучает!
Подарив Миглау на память пейзаж и душевно попрощавшись с нею, Оболенские потихоньку отправились дальше. Особого расстройства ни Диана, ни ее мама не испытывали: они еще дома не питали иллюзий по поводу прослушивания в Москве. Любопытства ради они решили наведаться в музыкальное училище имени Гнесиных (обратите внимание: не в консерваторию, а в училище!!!): что-то им скажут там? Это же все-таки не ВУЗ, а среднее учебное заведение, в которое принимают, опираясь в основном на данные и не беря в расчет подготовку.
В училище работала Маргарита Иосифовна Ланда (имя подлинное — прим. авт.). Кажется, когда-то у нее, если я не ошибаюсь, имел честь заниматься Филипп Киркоров. Про нее говорили, что она из любого, даже самого безголосого и бездарного, сделает человека. К ней-то и решили наведаться Оболенские.
Искали они ее долго. Прежде чем они наконец набрели на класс, где она вела занятия, они раз пять оббегали все этажи училища - а этажей там много! Наконец им повезло: заветная дверь нашлась. У Маргариты Иосифовны вовсю шел урок: у рояля стояла ученица и пела какую-то эстрадную песню, лихо изображая из себя крутую леди. У нее здорово получалось. Рядом на стуле сидела еще одна ученица. Когда первая закончила петь и покинула класс, она встала к роялю и монотонно запела некую классическую арию.
Ланда была в высшей степени недовольна ее пением: она сказала, что так поют дома на кухне за чисткой картошки или варкой каши. Как следует отругав ее, она отправила ее домой, велев добросовестно работать над образом и прежде всего - над собой.
Диана, сидя у стены в ожидании, молча мотала все это на ус. Ланда не выбирала выражений в оценке своих учениц. И хвалила, и ругала она их предельно откровенно – не в бровь, а в глаз. Испугавшись не на шутку, Диана уже подумывала о том, чтобы под шумок быстренько покинуть класс. В глазах Надежды Аркадьевны тоже не светилось особой надежды. Что до нее, то ей не очень-то хотелось, чтобы Ланда подвергла ее дочь такому вот пушечному обстрелу.
Пока мама с дочкой раздумывали о своей жалкой участи, Ланда закончила отчитывать свою ученицу, так и не допевшую до конца классической арии, и пришел черед Диане идти к роялю.
Начали с "Розины". Концертмейстер взял первые аккорды. Диана что было мочи настроилась. Кажется, войти в образ ей более-менее удалось, и она запела.
Маргарита Иосифовна дослушала каватину до конца. Претензии к дыханию и качеству звука были те же, что у Юрьевой и Миглау.
- Подготовка не соответствует нашим требованиям, - сказала она. - К нам поступают абитуриенты более подготовленные и, конечно, не с "Розиной". "Розину" Вы мило поете - может быть, Вам попробовать в музыкальный театр? У вас опереточный голос – не оперный. Я дам Вам телефон одной дамы - она сейчас набирает труппу молодежного музыкального театра. Позвоните ей, договоритесь о прослушивании, возможно, она сумеет Вам помочь...
На том и расстались.
Продолжение следует...
Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)
Дополнительные материалы:
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2)
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (1)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)
Концерт второй: Художественный музей (1)
Концерт второй: Художественный музей (2)
Концерт второй: Художественный музей (3)
Концерт третий: Дворец Книги
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Рука и сердце
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (3)