Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой

Raphael cada día

11.08.2024

Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой


Феномен
(Книга о современнике)
Содержание. Некоторые положения
вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (1) 

Заметка нулевая: «Предисловие»

Стефан Кириллыч любил утверждать, что он ко всему "подходит аналитически". Так вот, начитавшись книг и переварив информацию, которую он вычерпал из этого источника, его пытливый "аналитический" ум выдал нечто совершенно отличное от традиций и такое, о чем не подозревала не то что заслуженная артистка нашего захолустья Антонина Петровна Тишинская, которая преподавала в местном училище вокал и сажала некоторым студентам узлы на голосовые связки, а даже Умберто Мазетти (1869–1919), педагог певицы Антонины Неждановой (1873–1950), поставивший ей голос за год.

рафаэль певец испания

Первооткрыватель новых глубин, о которых до сей поры никто не имел понятия, "великий реформатор" итальянской школы постановки голоса, которую он тоже считал несколько устаревшей, Стефан Кириллыч Вонапец неоднократно ссылался к Мазетти, утверждая, что многое взял от него. Бедный Умберто Августович, наверное, до сих пор переворачивается в могиле, ибо его светлая память не в силах вынести оскорблений, дерзко нанесенных ей самозванцем из российской глубинки со странной фамилией Вонапец и поправших ее святую неприкосновенность.

Сей самозванец настолько верил в практическую ценность и истинность своих "открытий", что любому, кто посмел бы ему возражать, он готов был самолично выцарапать глаза и вырвать волосы с корнями. Он страшно, страстно ненавидел всех, кто, по его мнению, плохо и неправильно пел. В их число входили Лемешев, Атлантов, Образцова, Вишневская, Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, Зураб Соткилава, Марио Ланца, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго и даже Лучано Паваротти, которого он любил по настроению: сегодня любит - завтра смертельно презирает.

Любимых у него было мало. Один из них - знаменитый российский тенор Иван Козловский. Надо сказать, соперников у него не было и не могло быть на протяжении всей творческой деятельности, и даже Лемешев не годился ему в подметки, ибо, по мнению Вонапеца, последний кричал и "пускал петухов", а Иван Семеныч пел именно так, как это необходимо, и полностью удовлетворял требованиям нашего "Мудрейшего из Мудрейших".

(Замечу, что Стефан Кириллыч имел претензии не только к вышеупомянутым ненавистным ему певцам, но и к самому Шаляпину. Например, он очень часто говорил, что у Федора Иваныча были незначительные вокальные данные. "Так, обычный тенор" (!!!), - как-то раз отметил синьор Вонапец, хотя всем известно, что Шаляпин обладал потрясающим басом.)

К большой беде и досаде нашего героя, никто из его коллег-педагогов не признавал его методики и не верил в ее итальянские корни. Они все презирали его и обходили десятой дорогой, а он-то, наивный человек, считал, что это профессиональная зависть!!! Он смотрел на всех свысока, считая себя "Президентом Российского Парнаса" (об этом мы с вами уже говорили на страницах «Зеркала»), а всех остальных - ничтожными плебеями, недостойными даже такой жалкой чести, как чесание его пяток перед сном. Он до слез гордился участью изгоя, будучи отчаянно уверен в том, что она ниспослана ему свыше. Наверняка в кромешных недрах своей темной, бездонной души он называл себя Спасителем, призванным умереть за грехи педагогов, портящих детские голоса, на кресте всеобщего презрения и наставить свою паству на путь истинный. Подобно истинному пророку, он остервенело проповедовал постулаты своего учения голубоглазым подросткам, восторженно взирающим на его пылающий лик, осиянный неподдельной, пламенной верой, и их измученным родителям, ничего не смыслящим в вокале. Перед тем, как начать заниматься с учеником, он целый урок посвящал развернутой вступительной лекции о том, как устроен человеческий организм и какую функцию играют в нем голосовые связки, о том, зачем человеку нужна диафрагма, и какую роль в пении могут играть коленные суставы. Еще он по-черному поносил всех живущих и почивших оперных певцов, ибо они все до единого, по мнению Вонапеца, поют неправильно. А самое главное, к чему он апеллировал каждые пятнадцать секунд разговора, - это то, что именно он, а никто другой, научит вас правильно петь, и именно благодаря ему вы посвятите карьере певца всю свою жизнь до гробовой доски, в отличие от других, которые теряют голос сразу же после окончания Московской консерватории.

Верным и единственным апостолом Стефана-Спасителя была его обожаемая супруга Зоя Евстафьевна Боянова. Такая женщина, друзья мои, - настоящий подарок для человека по имени Стефан Вонапец. Слышали бы вы, какую шикарную рекламу она создавала своему несравненному другу, каким гением и самородком, каким пророком и мессией она выставляла его перед заблудшими братьями и сестрами, как отчаянно и страстно вела пропаганду его "учения" и агитировала всех вступить в секту под названием ВКСКВ (Вокальный Класс Стефана Кириллыча Вонапеца). Причем, она была щедра на слова не только для мужа, но и для будущих кандидатов в "последние жертвы". На первых порах она отчаянно, самозабвенно, с упоением и восторгом нахваливала их необыкновенные вокальные данные, потрясающую внешность, дюжий ум, безграничное богатство духовного мира!!! Впрочем, об этом вы уже имеете представление из моего рассказа о Диане: ее пример как нельзя точно иллюстрирует стиль поведения Бояновой, - так что отправимся дальше.

Заметка первая: «Методика»

Итак, пытливый аналитический ум Стефана Кириллыча, переварив полученную информацию, извлек из нее лишь "вершки", а "корешки" так и остались нетронутыми в темных недрах земли. Взяв за основу несколько опорных тезисов итальянской вокальной школы, как-то:

  • итальянцы поют, как бы продолжая вдох;
  • итальянцы поют "со стоном";
  • дыхание итальянцев настолько незаметно, что его не слышно совсем;
  • итальянцы держат голос "в маске",

и еще кое-что (всего не перечислишь), а также окружив себя со всех сторон непроницаемой броней мудреной терминологии (микст, фантом, вольтаж, апперцепция, суфле, трансцедентный (именно так произносит его Вонапец, а то, что выходит из его уст, правке и критике не подлежит), желваки, зеркало зубов, гиперболика, люфт), он придумал свою собственную вокальную методику и проводил эксперименты на учениках, в число которых попала и всем вам известная Диана Оболенская.

Исходя из тезисов "Итальянцы поют, как бы продолжая вдох" и "Дыхание итальянцев настолько незаметно, что его не слышно совсем", Стефан Кириллыч глубокомысленно вывел, что дышать при пении вообще не нужно! наоборот, прежде, чем взять какой-либо звук - высокий ли, низкий ли, средний ли - надо сначала выдохнуть, подтянув диафрагму как можно выше и втянув живот как можно глубже в себя, и только тогда - петь! большое значение в пении имеют зубы: их надо насыщать. Как это делается, не поняла даже умная Диана. Вдохнуть воздух зубами (на чем с остервенением фанатика настаивал Вонапец) и заполнить их таким образом физически просто невозможно, стало быть, это делается мысленно, посредством фантазии. Благо тому, кто наделен даром грезить наяву, принимая желаемое за действительное! К сожалению, таким гением может быть лишь помешанный, а так как ученики Вонапеца - вполне нормальные и здравомыслящие студенты, они никогда не научатся дышать зубами, хоть кол им на голове теши.

Итак, зубное дыхание, или дыхание верхней челюстью - одно из основных положений вонапецкой "реформы" постановки голоса. Второе положение, не менее важное - насыщение микста. Микст, как утверждал Вонапец, - это та часть лица, которую учитель Шаляпина Усатов называл маской, а именно место, где находится нос. Там, по мнению Вонапеца, есть некий резонатор, в который необходимо посылать звуки, дабы заставить голос ярко звучать. Дыхание микстом - то, на чем наш профессор-самоучка сделал самый большой и сильный акцент. Насыщение (любимый термин Вонапеца) микста происходит тем же способом, что и насыщение зубов, причем одновременно с последним. Категорически запрещено дышать носом или ртом! "Вдох-вздох - упаси Бог!" - эту фразу Вонапец особенно любил повторять на уроках.

Кроме зубов и микста, необходимо таким же образом насыщать десны и корень языка. При этом надо открывать уши, чувствовать лоб, делать импульсы коленными суставами, икроножными мышцами, копчиком, поясницей, грудиной и диафрагмой. Импульсы - отдельная история. Их посыл составляет "первый рабочий уровень". Делается это примерно так: ты встаешь у рояля, ставишь ноги вместе, тесно прижав их друг к другу, напрягаешь мышцы голеней и бедер до такой степени, что ноги превращаются в два полена, прогибаешься в пояснице и что есть мочи втягиваешь живот. При этом глаза у тебя непременно выскакивают из орбит, ибо иначе и быть не может. Попробуйте, и вы ощутите незабываемое чувство приговоренного к смертной казни: вам покажется, будто вас приставили к стенке и вот-вот прогремит неизбежное роковое "пли!!!"

Приняв подобное положение, трансцедентно подпрыгивайте до потолка, и как можно выше: старайтесь мысленно пробить его головой. Не советую делать это физически: Вонапецу не нравится, когда его методику воспринимают буквально. Главное - искренне поверить в то, что вы действительно прыгаете до потолка и ваша голова трещит от звука, который выталкивает импульсы, посылаемые напряжением икроножных мышц, и который рвется из темени кометой, раскаленным ядром пробивая крышу музыкального училища. 

Хм! Что же еще добавить к описанию данного процесса, чтобы вы могли лучше понять, попробовать и убедиться в том, как иногда бывает здорово мысленно пробить головой потолок?.. ну, например, вы можете в ритме вашей арии или романса периодически втягивать в себя коленки, сжимать ягодицы, как можно плотнее прижимать к костям бедренные мышцы, ритмически подтягивая при этом диафрагму... одновременно с этим хорошенько прогнитесь в пояснице, сделайте мостик. Вы обязательно ощутите точку, где ваш позвоночник переломится пополам. Запомните ощущение. И когда будете петь, постарайтесь толкать эту точку вверх, тянитесь за ней всем своим телом, всем своим существом - духовным и физическим. Когда будете делать это, не забудьте о грудине. Ее вы тоже должны толкать, выпячивая как можно дальше вперед. Тянитесь одновременно вперед и назад, вверх и вниз, ногами врастайте в пол, а головой пробивайте потолок, грудью подпирайте небесный купол, а поясницей чувствуйте притяжение земли, и все время - импульсы, импульсы... импульсы, импульсы... прыг-скок… прыг-скок…

"Второй рабочий уровень" заключается в насыщении всех вышеописанных частей лица. Возможно, чтобы понять, как это делается, вам следует пойти к стоматологу и сделать обезболивающие уколы в обе щеки. После таких уколов создается впечатление, будто ваше лицо превратилось в пузырь и вот-вот лопнет. Сходите к стоматологу, пусть даже ваши зубы не требуют удаления, если вам вдруг вздумается заниматься вокалом у Вонапеца, иначе вы будете мучиться, выжимая из себя жалкие попытки понять, как это - дышать верхней челюстью?!..

Кроме первых двух, существует еще и третий рабочий уровень - тот, который находится над головой и называется фантом. Правда, Вонапец никогда не называл его третьим и упоминал о нем лишь на первых порах, после чего начисто о нем забывал и не вспоминал. Фантом, как утверждал Стефан Кириллыч, имеет обыкновение вращаться по часовой стрелке, и чем быстрее вращается фантом, тем активнее звук вылетает из темени, устремляясь в космос. Поэтому надо мысленно заставить фантом вращаться, иначе все, что делается на первом и втором "рабочих уровнях", не будет иметь абсолютно никакого смысла.

Замечу еще кое-какие мелочи. Это корень языка и желваки, которым тоже необходимо насыщение. Стало быть, вы должны одновременно вполне физически вдыхать воздух в зубы, микст, десны, язык и так называемые желваки, не делая при этом вообще никакого вдоха, т.е. никак не заполняя воздухом легкие. ("Легкие дышат сами", - как любил говорить Стефан Кириллыч). Корень языка, насытившись, опускается в ямочку между ключицами, а странные вещи под названием желваки, находящиеся в местах крепления нижней челюсти, каким-то образом выходят наружу, оказывая должное влияние на звук.

Зеркало зубов - еще один важный инструмент звукоизвлечения. Зеркальной поверхностью обладает внутренняя сторона передних резцов. Прежде чем начать петь, вы должны мысленно распахнуть передние зубы верхней челюсти - да так, чтобы они непременно разошлись веером. При этом они развернутся острием вверх и встанут вертикально. Звук, который вы издадите следом за данной процедурой, отразится от зеркальной поверхности, молниеносно полетит в пространство зала или стадиона и мощной волной электрического тока ударит по барабанным перепонкам ваших слушателей. Таким звуком вы приведете их в экстаз, клянусь вам. Только держитесь подальше от края сцены: когда публика в подобном состоянии, от нее всего можно ожидать...

Следующий момент - гиперболика. О ней вы имеете представление из главы "Роксана" - помните, Вонапец вырвал Диану из-под душа, решив поведать ей об открытии, сделанном намедни? Так вот, гиперболика - очень важное средство, без которого певцу, тем более оперному, никак не обойтись. Гиперболизировать можно все: зубы, десны, челюсти, череп, глаза, нос, щеки, грудь, ноги, руки, внутренние органы... за исключением живота, конечно. Перед пением вы обязаны выдохнуть из него весь воздух - не забывайте об этом никогда. Большинство оперных певцов, и особенно певиц, страдает излишним весом. Знаете, что по этому поводу думает Вонапец? он полагает, что при вдохе легкими и животом воздухом заполняются не только альвеолы и брюшная полость, но и органы пищеварения - желудок, кишечник... Они расширяются и начинают "требовать пищи". Аппетит певца разгорается, и он активно начинает пичкать утробу всем, чем можно и нельзя. В результате форма тумбы обеспечена всем без исключения. Бездыханное пение - единственное верное средство избавления от лишнего веса. Так что, если у вас имеется такая проблема и вам лень заниматься фитнесом или йогой, смело берите уроки вокала у Вонапеца! К концу занятий талия в сорок сантиметров будет вам полностью обеспечена!

Еще в пении большое значение имеет нёбо. И его необходимо насыщать вместе с зубами, деснами, микстом, желваками и корнем языка! При этом вы должны еще сделать зевок и представить, как нервные пучки, находящиеся на обратной стороне ваших глазных яблок, опускаются вниз, и ваши глаза тоже насыщаются и тоже дышат. Обязательно улыбайтесь: это непременное условие, которое вы всегда должны соблюдать, иначе люди в зале испугаются вас, когда вы таким образом запоете на сцене. Раздувайте ноздри! И при пении ни в коем случае не открывайте рта: это категорически запрещено. Вместо рта у вас должна быть едва заметная узенькая щель, сквозь которую еле-еле, тихо-тихо, плоско-плоско, жидко-жидко польется то-о-о-о-оненький козлиный голосок, петляя и блуждая вокруг да около - словом, мимо нот, которые написал композитор. При этом у вас могут получиться гениальнейшие вариации на темы Моцарта, Верди, Глинки, Чайковского и Рахманинова! Дерзайте, но предупреждаю: остерегайтесь совать нос в консерваторию или в оперный театр; с такой постановкой голоса вас погонят оттуда палками в тридцать три шеи. Пойте лучше дома на кухне, а еще лучше - во дворе с котами по ночам: у вас получится потрясающий ансамбль...

Продолжение следует...

Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)

Дополнительные материалы:

Феномен
(Книга о современнике) 
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III

Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или
 вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы ОболенскойРаздвоение личности. II. Часть 
1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
 
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
  Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2) 
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
 
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (
2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3Слезы на нитке (1) 
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)
 Концерт второй: Художественный музей (1)
Концерт второй: Художественный музей (2)
Концерт второй: Художественный музей (3)
Концерт третий: Дворец Книги
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Рука и сердце 
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (1) 
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (2) 
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (3) 
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (1)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (2) 
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Вместо эпилога




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.