Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Феномен
(Книга о современнике)
Содержание. Некоторые положения
вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (2)
Заметка вторая: «Терминология»
Объясняю значение некоторых слов из Словаря Терминов вокальной школы С. К. Вонапеца.
Аппарат - комплекс органов и частей тела, участвующих в возникновении звука. Помимо голосовых связок, туда входит гортань, язык, верхняя челюсть, десны, твердое и мягкое нёбо, наднёбная камера, носовые и лобные пазухи, затылочная часть головы, грудная кость, лопатки, позвоночник, поясница, копчик, икроножные мышцы, мышцы бедер, коленные и голеностопные суставы, мозговое вещество, места крепления нижней челюсти, глазные яблоки, нервные волокна, брюшная полость, диафрагма.
Апперцепция - осознанное восприятие.
Вольтаж – так называемая концентрация глоточных мышц посредством аутотренинга. Процесс заключается в мысленном помещении в горло яблока, горячей картошки или футбольного мяча и повороте этих предметов сверху вниз относительно задней стенки гортани. При этом создается ощущение расширения глотки в диаметре, что позволяет звуку свободно проходить через нее.
Гиперболика - мысленное увеличение какой-либо части тела до заданных размеров с целью повышения мощности звука. Эти размеры могут быть любыми: от 1 кубометра до объема стадиона.
Желваки - шишки, якобы находящиеся в местах крепления нижней челюсти.
Зеркало зубов - внутренняя сторона передних резцов.
Импульсы - ритмическое сжимание мышц в темпе произведения, предназначенное для усиления звука.
Люфты - паузы между мелодическими фразами, отдельными нотами или малыми разделами музыкального произведения, предназначенные для взятия дыхания.
Микст - отверстие в черепе, куда вставляется нос.
Насыщение - мысленное заполнение воздухом или эфиром полостей зубов, кровеносных сосудов, десен, корня языка, наднёбной камеры, твердого нёба, носовых и лобных пазух, затылочной части головы и других частей тела, вплоть до внутренних органов.
Суфле - "суфлерская будка", в которую при пении должна превратиться верхняя часть черепа.
Трансцедентный - находящийся за пределами физического восприятия. Трансцедентный вдох - вдох, взятый посредством мысленного представления. Слово следует произносить так, как оно написано: без буквы «н» между первым «е» и последующим «д» (именно так произносит его Вонапец, а то, что выходит из его уст, правке и критике не подлежит).
Фантом - эфирное поле, находящееся над головой человека; вращается по часовой стрелке; служит усилению контакта организма с Космосом.
Заметка третья: «Работа над собой»
Вонапец постоянно внушал ученикам, что им необходимо работать над собой, причем день и ночь, не зная ни сна, ни отдыха, ни перерыва на обед. Для большей наглядности он воздействовал на паству личным примером: он, видите ли, как никто другой, денно и нощно "работает над собой", не покладая микста, твердого нёба, глазных яблок, коленных суставов, диафрагмы - диафрагмы особенно. Эта последняя всегда у него поднята, и не как-нибудь, а в полную силу, до самых ключиц. А что касается зубов и их полостей, заполненных воздухом, то не бывает даже мгновения, чтобы он их не "насыщал". Затылок у него всегда напряжен, лоб он постоянно "чувствует", в висках его бьется сумасшедший пульс, намного превышающий норму даже тогда, когда он спит, а нервные пучки позади глазных яблок опущены и натянуты до предела. В таком состоянии он ходит по училищу. Недаром же глаза его выскакивают из орбит, когда он видит ненавистного Шарипо, или теоретиков, которые путаются у него под ногами и застревают в зубах, или Поварихину с Тишинской... А шепот его подчеркнуто патетичен и весом - об этом уже не раз говорилось. Это оттого, что он "гиперболизирует" свой череп до размеров планеты Земля! А "импульсы"? о, разве можно о них забыть! Лишь только утром он открывает глаза и готовится сладко зевнуть и потянуться, как его коленные суставы начинают конвульсивно дергаться: у них уже рефлекс - так они напоминают ему о своей готовности к деланию "импульсов"! вот что значит "работа над собой"! кто так не работает, тот последний тупица и лентяй!
Ученик обязан был "работать над собой" так же. По мнению Стефана Кириллыча, подобная "работа" может повлиять на его характер и изменить его в лучшую сторону. Однако толку от такой "работы" было немного - и вовсе не оттого, что паства над собой не "работала". Как она потом поймет, это совершенно никчемная, бестолковая работа, не приводящая абсолютно ни к каким результатам, разве что заставляющая чувствовать себя более напряженно и скованно. Эта "работа" скорее направлена на то, чтобы погубить всякую творческую свободу, столь необходимую актеру. При коленных суставах, которые все время втянуты, при выпученных глазах и полузакрытом рте, из которого еле сочится сдавленное подобие хиленького звучка, вряд ли создашь монументальные образы оперных героинь. Представьте себе Татьяну с губами-щелью и ногами-протезами, на которых она передвигается на сцене, как инвалид. Скажите, пожалуйста, найдется ли Онегин, который отважится в нее влюбиться? Или Кармен, глаза у которой летят из орбит и неизвестно, куда смотрят: то ли на Хозе, то ли в стену за его спиной. Да это же не Кармен, а какой-то разъяренный бык! Какая тут любовь - тут лишь одна сумасшедшая страсть: поскорее посадить кого-нибудь на рога, Тореадора в частности. Он - очередная жертва, ибо Хозе уже готов... Такая Кармен, пожалуй, с ног на голову перевернет весь оперный сюжет! Бедный Бизе! Бедный Мериме! Они явно не предполагали, что их любимую героиню когда-нибудь воплотит эдакий Терминатор!
Да! Вот так "работа над собой"!
В заключение скажу несколько слов об апперцепции. Все, о чем было сказано выше, вы должны не только правильно делать, но и осознавать. Такое понятие, как "автоматизм", чуждо вашему вокальному наставнику. Техника - цель, а не средство, поэтому о чем бы вы ни пели, какие бы чувства вас не обуревали при этом, голова ваша все время должна быть начеку. Постоянно контролируйте звукоизвлечение! Всегда держите в поле зрения весь арсенал средств! Стоит вам упустить хоть одно из них, все ваши усилия полетят прахом! Думайте, думайте, думайте. Думайте только о звуке!... днем и ночью, на работе и дома, наяву и во сне, в печали и радости, в богатстве и бедности, в здоровье и болезни, до тех пор, пока...
... пока ваш добрый Ангел-Хранитель не явится вам на помощь и не избавит от коварных демонических чар...
Заметка последняя: «Совместное пение»
Интересно, приходило ли Вам когда-нибудь на ум задаваться вопросом: "Почему Стефан Кириллыч со мной поет?" Нет? Вам это нравилось, правда? Вы чувствовали себя, как за каменной стеной, когда он с вами пел, не так ли? И в то же время Вы боялись петь в одиночку, раз и навсегда оказавшись в зависимости от Стефана Кириллыча, - верно? Когда он вдруг ни с того ни с сего прекращал с Вами петь, Вы волей неволей начинали сдавать позиции и забывали о его наставлениях и указаниях. В эти редкие моменты из Вашей глотки отчаянно вырывался природный материал, претендуя на право звучать и быть услышанным. Однако Стефан Кириллыч моментально взрывался бомбой, пресекая сии дерзкие попытки, а Вы начинали дрожать под прессом его огненного взора, мечущего стальные молнии.
- Вот скажи мне, что ты сейчас не сделала? - с педагогическим видом вопрошал Вонапец, сверля ваши глаза черными копьями зрачков. Вы молчали: когда из страха, а когда сознательно назло Вонапецу, не опуская широко раскрытых детских глаз, а он продолжал пристально взирать на Вас минут этак пять, задавая все тот же вопрос.
- Наверное, микст не открыла, - Вы тычете в небо пальцем, надеясь поймать журавля, но тщетно: Ваш палец попадает в воздушную ямку.
- Нет! - гневно отвечает учитель, едва сдерживая ярость. - Что ты не сделала, можешь ты сказать или нет?
Естественно, Вы не знаете, что именно Вы не сделали: Вы так запутались в мелочах и закружились в вихре вертящихся над Вами эфирных частиц фантома, что не уловили причины звука, вылетевшего изо рта, а не из темени.
- Не насытила язык... - возводя на него робкий вопросительный взор, пролепечете Вы в ответ и на сей раз окажетесь правы (?!!!).
- А почему-у-у? - въедливо взирая на Вас, снова спросит Вонапец, однако на этот вопрос Вы ему наверняка не ответите. Кто вас знает, почему: забыла - вот и все. Разве упомнишь все Ваши псевдоитальянские прибамбасы!!!
Ваше молчание ни в коем случае не удовлетворит Вонапеца. Он еще долго будет Вас буравить вопросом "почему?!", настырно и совершенно безнадежно вопия в пустоту вашей головы, пока Ваш бедный череп не треснет от нескончаемых ударов. И только убедившись в том, что ему удалось расколоть Вашу черепную коробку и увидеть, что там давно ничего нет, он ответит на собственный вопрос, объяснив причину Вашей неудачи. Потом он снова запоет вместе с Вами и после этого Вас похвалит.
Похвалит! Если эта похвала Вам польстит, Вы сваляете самого большого дурака в мире. Если Вы не задались вопросом, почему он Вас похвалил и Вас ли он похвалил, Вы безнадежный и пропащий человек! Подумайте: когда он поет с Вами, слышит ли он кого-нибудь, кроме себя? Разве он может услышать ваш писклявый голосок, да еще если у Вас нечто вроде сопрано, загнанного в нос по его собственной методе! Как он может похвалить Вас, если слышит только свой собственный голос и упивается лишь его звучанием! Вполне вероятно, - и в этом не может быть абсолютно никаких сомнений, - что под видом похвалы в Ваш адрес он хвалит самого себя, блаженствуя в лучах собственной "гениальности".
Пение вместе с учеником - это отличный, восхитительный способ продемонстрировать мнимое совершенство собственного голоса и его постановки, а также показать, какой ты заботливый учитель: ты поешь с учеником, чтобы ему помочь, понять его ошибки, проанализировать их и сделать соответствующие выводы. Вокальных дел мастер Стефан Кириллыч Вонапец не в состоянии иной раз обнаружить Вашу ошибку на слух: ему необходимо обязательно петь вместе с Вами, чтобы понять, почему Вы ошиблись! И где еще, как не в классе, перед восторженными лопоухими детьми демонстрировать свой "потрясающий" голос и его необыкновенное, филигранное техническое "мастерство"? к несчастью, у него нет иной возможности раскрыться подобным образом перед другими, ибо все вокруг - заклятые враги, постоянно подрезающие ему крылья. Это одна из причин, по которой Вонапец поет вместе с учеником, это единственное средство самореализации (в конце концов, каждый испытывает подобную потребность, даже алкоголик, соревнуясь с собратьями по количеству выпитых бутылок), ибо других у него нет: звездой мировой оперы он, увы, так и не стал, педагога в нем никто не признает, да и слесарь-сантехник из него не получился...
Продолжение следует...
Дополнительные материалы:
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2)
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (1)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)
Концерт второй: Художественный музей (1)
Концерт второй: Художественный музей (2)
Концерт второй: Художественный музей (3)
Концерт третий: Дворец Книги
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Рука и сердце
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (3)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (1)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (2)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Вместо эпилога
Содержание. Некоторые положения вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (1)