Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Феномен
(Книга о современнике).
Содержание. Провинциальная поэзия
третьего разряда как достойный
изучения предмет (критический анализ) ч.1
Все мы знаем, а если не знаем, то догадываемся, насколько велики сокровища, залегающие в недрах пусть маленького стихотворения, но стихотворения, принадлежащего гению. Причем, это относится не только к поэзии, но и другим видам искусства. На первый взгляд такие произведения кажутся нам простыми, но стоит заглянуть в глубину, как мы находим там несметные богатства.
Простой романс о любви заключает в себе размышление о жизни и смерти, незатейливая лирическая мелодия вдруг обнаруживает иные грани, недоступные поверхностному взгляду, картина, изображающая некие абстрактные фигуры, несет в себе идею мироздания, стихотворение, в котором вы, как бы ни старались, не найдете личностного начала, расскажет вам о внутреннем мире его автора...
И сколько бы вы ни черпали из этого источника, он всегда останется бездонным, как огромная необъятная Вселенная. Такова суть всего гениального, ибо гений - явление божественное. Изучение гениальных произведений - не просто сухое копание в мелочах и разбор на гаечки и винтики, а творческий процесс, позволяющий вникнуть в суть жизни. Это еще раз доказывает, что искусство всегда так или иначе связано с жизнью, даже если иногда кажется ареалистичным. Оно реалистично по сути, а это и есть истинный, высший реализм. Не стоит путать его с обыденным понятием реализма, который скорее пародия на реализм, нежели он самый.
Отсюда следует вывод, что искусство, непосредственно вытекающее из жизни, гораздо реальнее, чем жизнь: это ее душа и голос. Оно заставляет нас увидеть жизнь изнутри, являясь индикатором духовного развития человечества.
Искусство позволяет нам не только узреть корень жизни общества в целом, но и отдельных его категорий, а также вникнуть в психологию конкретных индивидов. Творчество человека неразрывно связано с состоянием его психики, и как бы ни пытался человек маскироваться в обыденной жизни, в его творчестве непременно зазвучат все тайные душевные струны, ибо творчество - универсальное средство самораскрытия и самореализации. Оно не существует отдельно от личности. Являясь его неотъемлемой частью, оно раскрывает такие грани характера, которые порой неподвластны поверхностному взору.
Преследуемая автором цель - познакомить публику с конкретным явлением конца XX века и на его примере показать, насколько упал уровень духовного развития общества в целом. Вонапец - не вымышленный образ, не портрет, составленный из общественных пороков. Это реальный человек, живущий рядом с нами и ступающий по той же земле, по которой ходим мы. Как явление он представляет собой интересный объект для изучения, ибо сама жизнь, а не творческая фантазия художника, поэта или музыканта, отлила в этой форме всю свою суть или, по крайней мере, какую-то ее часть. Чтобы раскрыть его образ полнее, необходимо не только описать его внешность, характер и познакомить вас с обстоятельствами его жизни, послужившими предпосылками сего "явления", но и отобразить один из аспектов деятельности, а именно поэтическое творчество. Методика постановки голоса, с которой вы только что познакомились, все же не дает нам такого глубокого раскрытия его психологии, какое могла бы дать поэзия, ибо стихи (в большинстве случаев, а у провинциальных рифмоплетов, каким является Вонапец, - всегда) - высказывание сугубо личного, наболевшего, сознательное или бессознательное "выворачивание себя наизнанку". Вы убедитесь в этом, когда прочтете "Рождественское посвящение Стефану Миланчеву", приведенное ниже.
Если гений - явление божественное, то посредственность - до мозга костей земное, следовательно, кругозор посредственности ограничен сугубо земными рамками. Не стоит игнорировать посредственность как объект изучения, потому что именно в ней мы найдем все те пороки и пороги, тормозящие движение общества вперед. Дюжая часть посредственности пишет стихи. Одни занимаются этим ради удовольствия, другие делают вид гениев, мечтая прославится. Провинциальная поэзия третьего разряда - уникальная кладовая любопытных явлений мышления посредственности, и для того, чтобы понять, на что она способна и чего от нее ждать, вам следует обратиться к "творениям" типа "Рождественского посвящения Стефану Миланчеву", которое мы и приводим здесь:
Рождественское посвящение на 1997 год
1. Коллега, друг, 2. Учили, помнишь, |
3. Испьем до дна 4. Заслужим, тезка - |
(В этом и последующих примерах сохраняются орфография и пунктуация автора – примечание автора)
Как вам известно из главы "Тернистый путь", Стефан Семеныч Миланчев одно время был педагогом Вонапеца; как видно из стихотворения, он пользовался большим уважением ученика и, видимо, заслужил его, если такой педант, как Вонапец, удосужился посвятить ему гимн.
Поведаем кое-что о роли поэзии в жизни автора сего "гимна".
Мне неизвестно, когда именно Вонапец начал писать стихи. По словам его жены Зои Евстафьевны Бояновой, эта мания у него началась в 1996 и внесла в их мирную и счастливую до этого жизнь конфликты, приведшие впоследствии к разрыву. Диана Оболенская, которая посетила Вонапеца в июле 1996 года, чтобы подарить ему свои стихи, напечатанные в газете "Нашинская правда", говорит, что к моменту визита у него имелось несколько стихотворных тетрадей, одна из которых полностью посвящена Бояновой.
По всей видимости, на первых порах Вонапец не придавал поэзии большого значения. Он писал для себя, для жены и немногочисленных друзей и вовсе не думал прославляться в качестве поэта. Но постепенно увлечение сочинением стихов переросло в чудовищную манию, которая захватила Вонапеца целиком и не отпускает, наверное, по сей день.
Как настоящий гений, он сочинял стихи ежесекундно и повсеместно: днем - в автобусах или по дороге домой, ночью - в постели сквозь сон, в перерывах между занятиями - в... туалете. При этом он утверждал, что пишет их вовсе не сам: его рукой водит не кто иной, как Бог! Эту навязчивую мысль он ежедневно внушал Бояновой, и она начала подозревать, что тут что-то нечисто. Посоветовавшись с экстрасенсом, она убедилась, что "божественная" природа таких стихов исходит от самого Сатаны; и была права, потому что в "поэзии" Вонапеца не было ничего божественного. Этим там даже и не пахло. Сия стряпня скорее напоминала пустые и пресные щи: в ней плавали тривиальные словечки, обозначающие вещи, описание которых не стоит бумаги; Вонапец и сам это понимал, поэтому ставил вместо них загадочное многоточие; таким образом, все стихотворение представляло собой монументальное многоточие, в котором лишь изредка мелькали одинокие неприкаянные слова.
Были и стихи иного рода: в них автор любовно восхвалял собственную персону. Одно из них называется "Я - Президент Российского Парнаса".
Стихи о любви не представляют собой ничего особенного. Они состоят из обрубков мыслей, никак логически не связанных друг с другом, и не содержат ни страсти, ни излияний, ни сентиментальных вздохов - словом, ничего, что выражает или изображает любовь. В них нет ни изысканной метафоры, ни откровенного реализма. Они воспринимаются как серовато-желтоватая пленка плесени на полированной поверхности вкуса, воспитанного в лучших традициях. И это, поверьте, не личное мнение автора данной статьи. Так утверждают многие, кто знаком с "любовной" поэзией Вонапеца. Большинство таких стихов Стефан Кириллыч посвятил обожаемой жене Зое. "Моя амазонка ночная" - называется одно из них.
До появления в числе вонапецких учеников Дианы Оболенской никого не интересовала его "поэзия". Он и привычки не имел демонстрировать кому-то свои способности в этой области. Но как только Диана принесла ему свои стихи, душа его запела: он начал активно внедрять в головы окружающих сознание своей несусветной поэтической "одаренности". В первом варианте "Рождественского Посвящения Стефану Миланчеву" он даже назвал себя "поэтом воли Всевышнего". В шутку или всерьез, однако факт остается фактом.
Продолжение следует...
Дополнительные материалы:
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2)
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (1)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)
Концерт второй: Художественный музей (1)
Концерт второй: Художественный музей (2)
Концерт второй: Художественный музей (3)
Концерт третий: Дворец Книги
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Рука и сердце
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (3)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (1)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (2)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Вместо эпилога
Содержание. Некоторые положения вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (1)
Содержание. Некоторые положения вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (2)