Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Феномен
(Книга о современнике).
Содержание. Провинциальная поэзия
третьего разряда как достойный
изучения предмет (критический анализ). (4)
Завершая публикацию книги Лилианы Черноваловой, мы должны отметить, что данный раздел носит достаточно специфический характер
По дотошности исследования текста, созданного господином Вонапецем, можно только догадываться о том, насколько сильно допек "любимый" учитель свою безответную подопечную.
Критический анализ является действительно очень критическим и скрупулезным, разборка стихотворного творчества учителя вокала проведена чрезвычайно тщательно и с огромной долей иронии.
Диана пристально рассматривает каждое слово и каждую запятую (или, чаще, отсутствие таковых), вникая в тончайшие нюансы, разглядывая под микроскопом все неправильности и странности использования слов и выразительных средств, примененных .этим доморощенным провинциальным поэтом "третьего разряда".
Так что мы решили ознакомить читателей еще с двумя исходными текстами, созданными Дианой и Вонпецем, но воздержаться от публикации подробного литературоведческого исследования, проведенного автором.
И раз уж мы взяли слово для небольшого отступления, то выразим надежду, что наши читатели уже поняли, кто скрывается под именем Дианы Оболенской.
А теперь мы снова предоставляем слово автору книги, Лилиане Черноваловой:
И, наконец, последний пример - миниатюра "Ты" и ее стихотворный вонапецкий вариант (замечу, что эту миниатюру Диана написала в четырнадцать лет).
ТЫ.
Ты - огонь, зажженный Богом на самой вершине горы.
Тает холодный лед от твоего жаркого пламени, и вода
быстрыми ручьями стекает вниз, питая бушующую реку.
Ты - звезда, горящая на небе во имя любви и счастья,
дарующая прекрасные мечты
и безжалостно отбирающая их незрелые плоды.
Ты - солнце, воцарившееся на безоблачном синем небе,
солнце, которое ласково греет и жестоко палит,
которое дарит жизнь и отнимает ее.
Ты - услада божественного напитка, приносящая блаженство
и долгий сон без сновидений.
Ты - море, чьи волны трепещут и манят к себе,
отражая сиреневый свет Огня, серебряное сияние Звезды,
золотой блеск Солнца, а вода твоя -
горькая услада для жаждущих ее...
Ты...
А я?
Я - бабочка, летящая на огонь, наслаждающаяся солнцем.
Мотылек, трепещущий перед звездой
и жадно пьющий горькую усладу.
Наивная бабочка стремилась к морю и погибла в его волнах.
А что будет со мной?
Вариант Вонапеца:
Ты - огонь, зажженный Богом,
Тает лед судьба
Ты - звезда моя и счастье
Жаркая мечта
Мое солнце в синем небе,
Что всегда со мной,
Ты божественный напиток,
Горький, но родной.
Океан мой беспредельный,
Островок же мал.
В бурю волны чувств покроют
Счастья идеал...
Изумительно, правда? (Я имею в виду стихотворный вариант.) Впрочем, вам решать.
...
Разобщенность, разрозненность кульминаций, рассеянность их по всему полю гимна, отсутствие объединяющего центра, алогичность и абсурдность развязки - все это многократно подчеркивает явную бесформенность, аморфность стихотворения, его дилетантскую суть и абсолютную нежизнеспособность, так как оно вдобавок, как по форме, так и по содержанию, идет наперекор основному закону, лежащему в основе всех процессов бытия и становления.Исходя из увиденного нами, мы можем заключить, что в основе его лежит распыление, расточение, бесполезная трата жизненных сил: об этом как нельзя более красноречиво говорят разрозненные кульминации. А это противоречит цельности, концентрации, весомости, объему. Это претит единству, к которому стремится все в нашем мире. Стало быть, это в очередной раз доказывает распад личности Вонапеца, его пребывание в состоянии духовной пустоты.
Резюме. Финал
Вот, пожалуй, и выбрались мы наконец из глубин вонапецкой души, "измерить" которую оказалось весьма тяжело, - на этот раз окончательно и бесповоротно. Закончилось мое повествование о "герое нашего времени" - реальном человеке с вымышленным именем, до сих пор гуляющем по земле в состоянии "блаженного идиотизма", как бы сказал Сальвадор Дали, будь он сейчас жив. Я ошиблась, в начале книги поведав о том, что он уволился из музыкального училища и больше там не работает. Это не так. Возможно, официально он и не числится в педагогическом коллективе, зато "птичьи права" за ним сохранились: его силуэт до сих пор мелькает за решетчатым окном класса № 9 на первом этаже, в журнале все еще периодически появляется его причудливая фамилия, а у рояля, роняя на пол крупные кристаллы соленых слез и отчаянно выдувая из полусомкнутых губ мелкий белесый порошок сипа, стоит новая "последняя жертва", новая Диана Оболенская, ослепленная самозабвенным восторгом и наивным благоговением, смешанным со страхом
- Микст!.. Микст!.. - кричит ей Вонапец под резвый аккомпанемент верной и вечной жены - концертмейстера, лихо мнущей клавиши пухлыми подушечками пальцев. - Микст! Микст! Зубы! - микстует он до тех пор, пока "зеркало зубов" неожиданно не покажет очередной "жертве" истинный облик "учителя". И тогда жертва, обретая потерянную свободу, сдобренную горьким соусом нового жизненного опыта, мощным и сильным жестом разведет нависающие стены, навсегда покидая класс, так живо напоминавший тюремную камеру. А в это время дверь заскрипит опять, и на пороге снова появится очередной лопоухий юнец...
... так через вонапецкий класс, как через таможенный пункт, самозабвенно отдавая на чужую поживу и расправу свои жизненные ценности, денно и нощно течет бесконечная вереница учеников, которые входят в дверь, а выходят - через стену...
24 августа 1999
Дополнительные материалы:
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю. I
Обращение к читателю. II
Контуры
Тернистый путь. I
Тернистый путь. II
Тернистый путь. III
Тернистый путь. IV
Тернистый путь. V
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. I
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. II
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Хаос. III
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 1
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Раздвоение личности. II. Часть 2
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Визит заезжего певца
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Дебют
Экзамен и скандал. I
Экзамен и скандал. II (1)
Экзамен и скандал. II (2)
Экзамен и скандал. III (1)
Экзамен и скандал. III (2)
Роксана. I (1)
Роксана. I (2)
Роксана. II (1)
Роксана. II (2)
Роксана. III (1)
Роксана. III (2)
Роксана. IV
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Вещие сны
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Подготовка
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный день
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Урочный час
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Сбор лавров
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Открытый урок. Утренний визит
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. I
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта.
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (1)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (2)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (3)
Концерт первый: музыкальная школа № 9 (3) Слезы на нитке (4)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской.Три концерта. Отступление (1)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (2)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (3)
Вокальные мытарства Дианы Оболенской. Три концерта. Отступление (4)
Концерт второй: Художественный музей (1)
Концерт второй: Художественный музей (2)
Концерт второй: Художественный музей (3)
Концерт третий: Дворец Книги
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Рука и сердце
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. «Тарелка» (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (1)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (2)
Зеркало, или вокальные мытарства Дианы Оболенской. Разрыв (3)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (1)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Москва (2)
Зеркало, или вокальные мытарства. Дианы Оболенской. Вместо эпилога
Содержание. Некоторые положения вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (1)
Содержание. Некоторые положения вокальной реформы
Стефана Кириллыча Вонапеца. Заметки (2)