Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Об одной книжной новинке прошлого года

Raphael cada día

28.01.2025

Об одной книжной новинке прошлого года


Россия и мир по вторникам с Дмитрием Ластовым

В нашей стране произведения многих немецких авторов популярны многие годы. Но писатель подчас становится не только значимой личностью в области литературы, но и общественным деятелем. 

рафаэль певец испания

Иногда это происходит осознанно, иногда вынужденно, когда человек следует своим принципам.

Так, некоторое время назад в руки мне попалась недавно изданная у нас в стране книга Томаса Манна под названием «Слушай, Германия!». То, что находится в ней, наш российский читатель получил возможность прочитать впервые, так как ранее эти тексты не переводились. Это сборник радиообращений Томаса Манна к немцам во время Второй мировой войны.

После прихода нацистов к власти в Германии Томас Манн покинул родину. Он даже успел получить гражданство Чехословакии в 1938 году, но буквально тут же эта страна прекратила свое существование, разодранная на части Германией и ее умиротворителями. К началу Второй мировой войны Томас Манн перебрался в США. Ему уже было немало лет, 65. И, кажется, он мог бы спокойно отсиживаться за океаном, наблюдая за событиями издалека. Но Манн начал записывать радиообращения для немецкой аудитории.

В апреле 1941 года он сказал: «Разумеется, я осознаю, что разговаривать с вами сегодня нелегко. Победные реляции сыплются на ваши головы, как сыплются на Лондон зажигательные снаряды правящих вами мучителей человечества, и наполняют ваши души — по крайней мере души слабых, глупых и незрелых — пламенным, не поддающимся никакому вразумлению воодушевлением».

Но кто-то должен был говорить, кто-то должен был дать понять и немцам, и всему миру, что его родина — это не только фашизм, не только нацисты, не только смерть и концлагеря. Томас Манн говорил от лица другой Германии.

В 1954 году на киностудии "ДЕФА" в ГДР вышел фильм режиссера Златана Дудова "Сильнее ночи" об антифашистах в нацистской Германии. В свое время в одной критической статье к этому фильму меня поразило такое высказывание: "Советские люди, на долю которых выпали тяжкие испытания войны, сражаясь с германским фашизмом, не раз задавали себе вопрос: а что там, по ту сторону фронта, в глубине Германии? Неужели там не осталось честных и мужественных людей, способных не поддаться всеобщему безумию, стать на путь активного сопротивления фашизму?"

Вопрос вполне, наверное, закономерен. Но как было понять со стороны, в каких условиях такое "активное сопротивление" могло существовать? В биографии немецкого канцлера Конрада Аденауэра рассказывается, что от ближайших домов усадьбу Аденауэров отделяло значительное расстояние, так что в сравнении со многими другими соотечественниками у него было меньше оснований опасаться доноса; тем не менее он всегда настраивал приемник на минимальную громкость и вдобавок с головой накрывался одеялом. Речь в этом отрывке шла о 1944 годе, когда становилось все яснее, что крах фашизма был неизбежен. Так что же говорить о более ранних годах? 

К 1945 году многие в Германии осознали, к чему привели их страну Гитлер и фашизм. И Томас Манн уже говорит в своем радиообращении следующее: "Европа лежит в руинах, и вместе с нею — Германия. Физическая и нравственная разруха, принесенная национал-социализмом, беспримерна. Невозможно измерить, сколько крови стоила, во сколько потерь обошлась его бешеная жажда грабежа и убийства, его дьявольская политика депопуляции. Но едва ли не чудовищней — духовное бедствие, которое он учинил своим террором, поругание и порча, человеческое унижение и деградация из-за принуждения ко лжи и внутренней раздвоенности, насилие над совестью". Но война продолжалась. Крах уже был понятен, но на фронтах гибли тысячи солдат и мирных жителей, и Томас Манн пишет далее в этом обращении: "...немецкая земля уже так осквернена и запятнана, что защищать ее на сей раз — это бессмыслица, строптивое упрямство, а не славное мужество... Немецкий меч больше не пригоден для того, чтобы защищать ту Германию, что остается священной для всех нас. Бросьте его и положите этому конец, дабы стало возможным новое начало, новая жизнь". 

Мы с измальства росли и знали, что фашизм — это зло и с ним надо бороться. И было очень трудно понять то, почему Томас Манн, призывая бросить меч, вынужден был объяснять простые вещи. Дело в том, что для большей части жителей фашистской Германии антифашисты, союзники антигитлеровской коалиции были врагами, предателями, продавшимися американцам или коммунистам. А кто же был для них Томас Манн, который призывал их прекратить борьбу: герой или предатель!? Для нас он, безусловно, герой, и для современных немцев — герой.

А для того времени, когда будущий канцлер Германии Конрад Аденауэр в подвале на малой громкости слушал Би-Би-Си на немецком языке, Манн был  несомненно, более чем предателем. Напомню, что на родине его книги сжигали на кострах. А все, на сегодняшний взгляд, столь правильные выступления Манна по радио для большинства немцев, одурманенных пропагандой, были лишь подтверждением правильности уничтожения его книг. И, наверное, поэтому уже после войны Томас Манн, вернувшись в Европу, поселился в Швейцарии и в Германию приезжал лишь для участия в различных мероприятиях.

Понять прошедшее время, ту среду и людей, живших когда-то, очень сложно. Мы судим о многом уже с высоты наших дней. Наверное, чтобы осознать минувшее, надо его пережить, окунувшись в те годы. И в этом выступления Томаса Манна, собранные в книге «Слушай, Германия!», могут хорошо помочь. Книга вышла достаточно большим для нашего времени тиражом и продается по вполне доступной цене на всех основных маркетплейсах.

Дмитрий Ластов
(Москва) Россия

 




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.