Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Выставка живописи в Институте Сервантеса

Raphael cada día

09.11.2017

Выставка живописи в Институте Сервантеса


Алисия Кучан рассказывает:
Только XXI век

Этой осенью Институт Сервантеса порадовал нас интересными мероприятиями, приятно разнообразив свою культурную программу, чаще всего сводящуюся к показу кинофильмов на испанском языке и презентациям литературных произведений на языке оригинала или в переводах на русский язык.

Об одном из последних - мексиканском алтаре, великолепной инсталляции в национальном стиле, устроенной ко дню всех святых, мы уже писали на прошлой неделе.

Институт Сервантеса прощается с днем всех святых

На этот раз мы обратимся к более традиционному искусству и расскажем о выставке картин нескольких молодых авторов, представляющих самое современное видение мира, отраженное в полноцветных живописных работах.

В актовом зале Института Сервантеса выставлено тридцать полотен, стиль которых (не всех, но большинства) я бы охарактеризовала как примитивизм с некоторой примесью абстракционизма. Сочные краски, безусловно, радуют глаз, а сюжеты достаточно узнаваемы, по крайней мере, прочитав название, присвоенное автором его опусу, можно, не особо напрягая фантазию, соотнести его с тем, что изображено на картине. Хотя в некоторых случаях композиционная логика произведения не всегда понятна, это можно отнести на счет свежести восприятия мира художником, пытающимся донести до зрителя свое видение жизни.

Правда, следует отметить, что некоторые произведения,к сожалению, отчетливо напоминают творения прославленных мастеров прошлого века, хотя не скатываются к полноценному плагиату или эпигонству. 

И еще над выставкой незримо витает дух великого испанца Пикассо, что, впрочем, вполне объяснимо - все-таки Институт Сервантеса ориентирован на продвижение в России не только испанского языка, но и культуры как самой Испании, так и испаноговорящих стран Латинской Америки. 

Как я уже неоднократно говорила, я не фанат суперсовременного искусства, от которого иногда голова идет кругом. Так что первого же посещения музея королевы Софии мне хватило на всю жизнь, чтобы составить представление об экспонатах и понять, что там я постараюсь больше не появляться. И произведения, подобные выставленным на Аточе, не особенно впечатляют меня своей художественной силой и новизной творческого замысла. 

 

Поэтому я чуть поближе покажу только те вещи, которые понравились мне. Ну, а кто хочет рассмотреть в деталях все остальное, может заглянуть на Новинский бульвар.

Интересный портрет "Женщина с ананасом" (София Морено Лима). Вместо ожидаемой композиции типа серовской  "девочки с персиками" мы видим скорее эпизод из жизни Вильгельма Теля. Правда, яблоко на головы дамы заменил ананас (дань южному колориту), но олимпийское спокойствие и покорность судьбе, читающие на лице женщины, вполне соответствуют знаменитой легенде. На размытом фоне, с которым практически сливает одежда, ярким пятном выделяется платок, обрамляющий лицо, которое иначе тоже потерялось бы в бежевых разводах.  А листья ананаса вверху и зеленые детали одеяния внизу служат как бы внутренней рамкой, ограничивающей пространство картины.

Еще одна картина того же автора - "Созерцание мира". Надо полагать, что мир находится где-то за голубым окном, в которое видно стилизованное деревце. А вот созерцает его достаточно упитанный голубь мира, одно крыло которого утратило свою небесную белизну, окрасившись в цвета грешной земли. Вторая фигура - явно человек, но понять, куда обращено его лицо, достаточно сложно -  как на картине Босха, где колено является одновременно плечом. Женщина, сидящая у окна, очень сильно развернута в плоскости картины, так что зритель одновременно видит ее колени и затылок, что на практике удается не каждому. Так что можно сделать вывод, что это, скорее всего, молодая девушка и ей еще только предстоит переход от созерцания мира к активному участию в его жизни. 

Очень экспрессивная картина "Весна и часы" (Всеволод Рулев). Разновеликие глаза, контрапунктом которым выступает асимметричный рот, придают изображению мощный динамичный момент, вполне соответствующий весеннему настроению. 

А Микки-Маус просто вызывает улыбку и создает хорошее настроение. Часов на картине я не нашла, но если считать за таковые белый квадрат в нижнем правом углу, то показанную на них цифру можно истолковать как "десять часов утра" (не вечера, так как это не 22), что также усиливает аллюзию на соответствующий сезон (принято считать, что весна - утро года). Правда, слегка настораживает общая цветовая гамма, в которой изобилуют красные и желтые оттенки, хотя скорее можно было бы ожидать доминирования зеленого, но в целом картина очень прозрачная и оптимистичная. 

Резко выбивающаяся из общего ряда картина Богдана Родионова "На закате", импрессионизм, отбрасывающий нас на сто лет назад. Подвижный солнечный свет, зыбкость очертаний, ощущение незавершенности и при этом спокойствия создают совершенно особое настроение. 

Хотя цветовое решение акварели и ряд особенностей композиции напоминают "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне, давшую названию всему течению, а еще больше - "Осень на Сене", автору удалось передать ощущение умиротворенности, которое, как я полагаю, и должно возникать после окончания рабочего дня.

А на этой картине - снова море (точнее, "Море и птицы", если говорить словами автора, Никиты Черепахова), но в совершенной иной, мозаичной трактовке. Чистые спектральные тона, четкая отграниченность фрагментов и концентрическая растушевка пастели в отдельных элементах  вызывают ощущение завершенности и законченности, а яркие краски и изобилие голубого цвета, покрывающего небо и море, производит радостное впечатление. При отсутствии изображения солнца или других светил картина насыщена светом, идущим изнутри, и в целом, несмотря на плотность цветового слоя, похожа на прозрачный витраж.

Эти две картины - откровенный перепев Пикассо, выполненный в своеобразной манере. Матея Стефановик, не мудрствуя лукаво, скопировала оригинал, убрав детали фона и чуть притушив радостный настрой картины, и честно назвала свое произведение "Девочка на шаре". А Мария Людковская заменила акробата на Пегаса, при этом добавив в руки девочке второй шар, ставший контрапунктом опорному, и присвоила картине название "Созерцатель". Надо отметить, что ее девочка несмотря на допонительный груз, стоит на шаре гораздо более уверенно и грациозно, а белоснежный Пегас с его длинной шеей просто великолепен.

 А это явно утонченная месть сеньору Пикассо по принципу "какою мерой мерите, такой и вам отмерится". Артемий Белов написал портрет Пикассо в его же манере, что может восприниматься и как дань уважения великому мастеру из Малаги. 

Буйство несмешанных красок, изображение объекта одновременно в фас и профиль, нарушение масштаба и ориентации, совмещение плоскостей и... узнаваемо выдающийся нос – все элементы налицо. В прямом смысле. Наверное, Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис был бы доволен своим портретом.

«Мальчик с трубкой» (Беатрис Федянова) явно проводит свое время в "Гранатовой чайхане" Александра Волкова, правда, без ее тенденции к кубизму. 

Плавно перетекающие друг в друга линии силуэта подчеркивают отрешенную созерцательность героя картины, сближая его с волковскими суфийскими мистиками, а небесно-голубые одежды резко контрастируют с земным красным фоном, заполненным цветами, которые складываются то ли в изображение сердца, то ли в огромные прозрачные крылья за спиной мальчика. Остается только спросить, каким таким зельем набита труба сего малолетнего философа, готового воспарить в неведомые эмпиреи, сидя в позе лотоса, намек на которую явственно прочитывается в нижней части изображения.

Работа того же автора «Бедные люди» пробуждает в памяти героев Марка Шагала в неподвижно застывших одеяниях, хотя «мать дающая» больше напоминает японскую гравюру с ее причудливо изогнутыми фигурами в объемных кимоно, позволяющих видеть только лицо и кисти рук. 

Холодный сине-зеленый колер картины, перечеркнутой рядом черных линий, не производит тягостного впечатления, но создает эффект общей затемненности пустого пространства. Кстати, это единственные две картины на выставке, выполненные акрилом по холсту.

 

В поле зрения присутствуют только два героя, вернее героини, и чаша с едой – тем самым «хлебом насущным», ниспосланным свыше (на картине это продемонстрировано геометрическими средствами, а также усилено совпадением цвета чаши с едой и рубашки девочки, которой она предназначена). Что ж, и у бедных людей бывает радость, пусть даже такого чисто материального характера.

Ну, а нашим читателям, возможно, доставило радость знакомство с этими произведениями и их авторами, о которых мы обязательно еще немного расскажем чуть позже, чтобы обеспечить полноту восприятия этих творений и отвести им адекватное место в панораме современной живописи.

Алисия Кучан




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.