Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Продолжая тему предыдущей недели, поговорим о еще одном фильме в творчестве Сергея Соловьева и Исаака Шварца.
В 1975-м году на экранах появился фильм «Сто дней после детства». Лиричный, искренний, теплый фильм о юношестве и первой любви, где сочетается много прекрасного и личностного от авторов произведения.
В ленте нет чернухи, нет и ничего идеологического, пионерского или комсомольского, нет подвигов и социальных конфликтов. Все герои фильма, даже те, которые представляются отрицательными, добры и по-настоящему человечны. И над всей этой историей звучит прекрасная музыка Исаака Шварца. Лента и начинается с проникновенной мелодии вальса...
Замысел картины зародился с того, что Сергей Соловьев решил снять что-то "детское", по его собственному выражению, «халтуру», которую бы не запретили и пропустили бы на экран. Он нашел повесть Александра Александрова о пионерском лагере и начал работу. Но из «халтуры» совершенно, казалось бы, неожиданно появился фильм с большой буквы.
Наверное, так и происходит с талантливыми людьми — за чтобы они ни брались, получится что-то стоящее. Эта работа оказала существенное влияние и на их собственные судьбы. Александров и Соловьев влюбились в своих персонажей, юных героинь, так что много позже связали и свои личные жизни с ними: Сергей Соловьев - с Татьяной Друбич, а Александр Александров - с Ириной Малышевой.
Съемки фильма, по словам участников, проходили очень непринужденно, и не было ощущения труда. Это было радостное творчество. Недаром, одна из молодых актрис вспоминала, что когда закончились съемки и пришло время разъезжаться по домам, то плакали все.
Сам Соловьев рассказывал, что лет через пятнадцать после премьеры, когда он однажды пересмотрел фильм, то искренне поразился тому, до какой степени тонкий, фильм он снял, и сам себе признался, что не верит в то, что это ему удалось. Многое вещи, что случились во время съемок, позже стали лейтмотивом следующих лент Соловьева.
Так, в фильме «Спасатель» уже 1980-го года главные герои пережидают дождь под большим деревом. Он учитель, она ученица. У них разница в годах. Он читает стихи, а она их внимательно слушает. Так было во время съемок «Сто дней после детства», когда Сергей Соловьев, средних лет режиссер, и совсем юная Татьяна Друбич оказались одни под деревом во время ливня.
Долгое время я знал, что есть такой фильм. Я люблю творчество Исаака Шварца и слушал много раз музыку из фильма, но вот желания посмотреть картину почему-то не возникало. Да и при показах по телевизору он мне не попадался. Но однажды я это сделал и смотрел его три дня. Мне просто захотелось растянуть эту историю, и я поразился, что такое сокровище, такой прекрасное произведение было пропущено мною.
Оценивая этот фильм, могу сказать, что он один из тех немногих, которые можно пересматривать снова и снова. Наверное, в чем-то есть и положительный момент, что столько лет я не видел этой ленты, имея представление о ней исключительно по фотографиям и музыкальным фрагментам. Это же огромное удовольствие и просто чудо - обнаружить шедевр. Если вы не видели этого картины, откройте ее для себя. А если уже знакомы с ней, пересмотрите еще раз. Можно иронизировать над наивностью, чистотой и искренностью, но лично я убежден, что именно красота, наивность и доброта обязательно спасет мир...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Комментарии
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Дорогой Дмитрий, спасибо, Вы утвердили меня во мнении ,что надо оставаться самим собой всегда, во всех житейских коллизиях оставаться честным и искренним, а главное — добрым и щедрым. Надеюсь, что выкроите минутку и расскажите о А. Рыбникове. Его творчество — это призыв к познанию красоты и любви и пониманию человека человеком и не только! Как и у Рафаэля - это взволнованный, радостный романтизм, который помогает жить и осознать роль человека в мироустройстве. Благодарю Вас.
Татьяне и к прошлой публикации
Татьяна, я думаю, что проще оставаться тем, кто ты есть. Если искренний и чуткий, то таким и быть. На самом деле, открытость и искренность часто обезоруживает. Против нее часто не оказывается оружия. Спасибо Всем, кто написал свои комментарии в прошлый раз. Я учту ваши пожелания. Спасибо, что читаете и пишите. Это очень важно. Но тем много разных, и многие приходится откладывать в долгий ящик. Как получится. Постараюсь.
Спасибо Дмитрию Ластову за веру в красоту, наивность и доброту
Смотрела много раз этот фильм и каждый раз, замирая и сожалея, что фильм вот- вот окончится, растворится, уйдет вместе с ним волшебство, ощущение, что вновь находишься в детстве. Татьяну Друбич очень люблю за искренность и трепетность. Не знаю, спасет ли наивность, красота и доброта мир... Что - то слишком много мне стало встречаться людей, видящих вместо их, реальных... фальшь и неискренность! Не верят в чувства, которые лежат на поверхности, может потому, что сами такие: образованные, умные, но недобрые и не могут себе представить, что эти чувства в мире есть и продолжают быть.