Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Поговорим о современной драматургии. О цензуре
Итак, продолжаем разговор о моей полемике с г-ном Рудневым по вопросам современной российской драматургии.
В процессе нашей переписки, он подытожил серию, как он считал, претензий с моей стороны в его адрес.
Оставляю в стороне его личные обиды, которые, полагаю, были мало оправданы, так как я вел беседу с ним как с представителем определенного слоя в некотором смысле "правящей" верхушки театральных деятелей, с позицией которых по ключевым моментам мне согласиться весьма сложно.
Г-н Руднев сообщил, что я выдвинул ему ряд претензий, что с его стороны осуществляется в прямом смысле цензура, не пропускающая ничего, что выходит за рамки модного ныне псевдоэксперимента, оглушающего зрителя шокирующими элементами, что, в свою очередь, вызывает то, что к театру нет доступа людям, иначе мыслящим, а это напрямую ведет к гибели русского репертуарного театра.
Спасибо г-ну Рудневу, что он таким образом подвел черту под бурной перепиской, но именно эти его высказывания позволяют продолжить спор, уже в заочном режиме, поразмышляв над каждым из положений, им сформулированных.
Начнем, пожалуй, с вопроса о цензуре, которой, конечно, в прямом смысле сейчас нет, по крайней мере, пока. Она отсутствует и в театре и в кино в том понимании, в каком она существовала на основе единственно возможной идеологии, которая активно проводилась в жизнь, начиная от художественных советов и кончая многоступенчатой системой сдачи сценариев, готовых фильмов, спектаклей и т.д. Очень много талантливого тогда было угроблено, и целый ряд замечательных произведений был запрещен или изуродован до неузнаваемости. С этим не поспоришь. Это так.
Но появился другой тип цензуры, родившийся уже в нынешнее время. И пусть Павел Руднев это отрицает, но пьесы, написанные в реалистическом ключе, тяготеющие к классическим принципам театрального действа (я, в частности, пишу именно так) почти никогда не будут одобрены к постановке или допущены до финальных этапов конкурсов драматургии. Руднев, да и не только он, не станет давать положительных рецензий на спектакли, которые выйдут по таким пьесам: они либо не будут замечены, либо объявлены очередной банальностью на сцене.
Этот типичный образчик вкусовщины все перевернул с ног на голову, породив цензуру "наоборот" по сравнению с периодом советской власти. Таким образом, понимание творческой свободы автора породило не менее тяжелую форму диктата со стороны теперешнего чиновничества от искусства, и эта упорная деятельность активно направлена на то, чтобы из театра ушло все то, что понятно зрителю, то есть тот самый настоящий театр, за который боролись Станиславский и Товстоногов.
Когда человек приходит в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и видит копию скульптуры Давида Микеланджело, то каждый, от искусствоведа до шофёра, понимает, что это настоящее искусство. А когда в театре кто-то кривляется в течение пары часов, произнося маловразумительные тексты, то почему-то один видит в этом искусство, а другой - только издевательство и над самим театром и непосредственно над зрителем в зале...
Мне думается, что искусство, театр, литература должны быть понятны самым широким слоям. И только тогда это настоящее. Есенина можно читать всем повсеместно, и любое его слово будет воспринято эмоционально. Каждая строчка Пушкина будет вызывать чувства у любого читателя. Анну Герман или Рафаэля слушают все, люди разных возрастов и разного уровня образования, и наслаждаются их голосами!
Таким образом, получается, что персоны, которые сидят в теплых креслах директоров и худруков театров напрочь не хотят видеть ничего традиционного на сцене, что и порождает новую форму цензуры, которой формально вроде бы и нет. И что есть? Есть жесткий отбор, где «своим», так называемым новаторам, дается абсолютный зеленый свет, а перед всеми остальными постоянно горит красная лампочка... А пьесы Виктора Розова, Александра Володина или Алексея Арбузова, наверное, просто никогда не получили бы сцены, если бы они появились сегодня. Да и у легендарного ныне Александра Вампилова тоже были бы очень большие проблемы...
Продолжение следует...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет
Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Комментарии
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
Дмитрий! Поддерживаю! Такая же ситуация и в оперном театре. С удовольствием смотрю "Сумерки богов" на канале Вадима Журавлёва, его критику. Действительно, современная молодежь вскоре не будет иметь представления о настоящем искусстве, если так и дальше пойдёт.